Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Почему камчатская молодёжь не хочет работать в оленеводстве?

07:45
2295

В последнее время все неудачи в оленеводстве на Камчатке списывают на нехватку кадров, на то, что молодежь не идет работать в тундру. А почему молодые ребята не хотят продолжать традиции отцов и дедов?

Я бы начал свой ответ с высказывания знатного оленевода корякской тундры, заслуженного работника сельского хозяйства РСФСР Николая Ивановича Тынетегина, которое он сделал в своей книге «О жизни оленеводов камчатской тундры». «…В сентябре 2012 г. к нам в Таловку прилетел губернатор Камчатского края Владимир Иванович Илюхин. В «Юнтле» было собрание, на котором ко мне обратился губернатор, хотя мы до этого никогда с ним не встречались. «Николай Иванович, как быть с будущими кадрами для оленеводства? Не хотят люди работать пастухами». Очень серьезную тему поднял Владимир Иванович. До него из руководителей мало кто задавал такие вопросы: как, куда и почему так много оленей пропало…» Заметьте, для 75-летнего оленевода было очень важно, что сам губернатор выразил озабоченность положением дел в оленеводстве. А много ли сейчас знают, как живут оленеводы в экстремальных условиях камчатской тундры? Часто ли руководители краевого и районного масштабов бывают в тундре у оленеводов, знакомы с условиями и их бытом? Сегодня таких руководителей можно пересчитать по пальцам. Это Валентина Броневич – уполномоченная по правам человека в крае, Борис Чуев – заместитель председателя Законодательного Собрания края. Постоянно держит контакт с оленеводами и в курсе всех их дел Вячеслав Падерин – руководитель администрации Корякского округа. Часто посещает в составе выездной бригады оленеводческие звенья Сергей Лебедев – министр территориального развития края. Держит на контроле вопросы жизни местного населения, в том числе и оленеводов, депутат Татьяна Романова.

В 2017 г. непосредственно к оленеводам в Палану выезжал министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Александр Кучеренко. Он постоянный участник всех совещаний оленеводов, которые проходят в Корякии и Быстринском районе. Часто к оленеводам выезжает Владимир Мизинин – начальник отделения по развитию северного оленеводства в округе.

Вот, пожалуй, и все, кто имеет в настоящее время представление о положении дел в оленеводстве. Много ли выездов к оленеводам осуществляют районные и сельские руководители? Не ошибусь, если скажу, что немного. А если и выезжают, то стараются тут же уехать обратно. Не переночевав с оленеводами в палатке, вряд ли поймешь трудности, с которыми люди сталкиваются ежедневно, особенно зимой. Не знают о бытовых условиях оленеводов, молодежи. Как и где живут молодые семьи.

В 1990 году совхозы округа имели 84 промежуточные базы, 112 передвижных домиков и балков. На базах кроме жилых домов были построены бани, склады. Средства на эти цели выделялись централизованно из бюджета, они строго контролировались и не могли быть израсходованы на другие цели. Механизм выделения и контроля хорошо известен зампреду правительства края Марине Субботе и главе минсельхоза края Александру Кучеренко, как ранее работавших в сельском хозяйстве.

Сегодня требуется срочный ремонт этих баз, и пусть не всех, поскольку с уменьшением поголовья оленей часть маршрутов не используется. Но деньги должны выделяться централизованно не в счет выделяемых субсидий, а отдельно, чтобы не растеклись в массе проблем.

На базах пора устанавливать ветровые и световые энергоустановки, что даст возможность зарядить телефон, подключить спутниковое телевидение.

Финансовые средства на эти цели можно предоставить по госпрограмме на развитие сельского хозяйства, выделением грантов. В летнее время организовать «летняки», куда привозить детей оленеводов, которые под присмотром бабушек и дедушек будут познавать навыки выделки шкур, шитья одежды, обуви. Собирать ягоду для родителей, ушедших со стадом на «летовку», заготавливать рыбу. Ребят старших возрастов привлекать учениками пастухов с дополнительной оплатой. Закрепить их за наставниками. Но при этом финансовые средства на эти цели должны выделяться отдельной строкой. Как говорится, они должны быть «окрашены». Их нельзя пускать в общий котел зарплаты. И если кто-то их не использовал, они должны быть возвращены тому органу, который финансировал эти мероприятия. Безусловно, это потребует отдельного учета, контроля. Но иначе эта затея сойдет на нет.

Парни или девушки по возвращению с практики смогут не только поделиться своими впечатлениями, но и приобрести смартфон или другие необходимые вещи. Думаю, что это намного лучше, чем слоняться ночами по селу в поисках приключений. И саму работу по привлечению молодежи в оленеводстве надо начинать со школы. Классные руководители должны знать, кто в этом году уйдет на практику в оленеводство, за кем этот ребенок будет закреплен. Немаловажное значение для закрепления молодежи в тундре имеет и признание труда оленевода. Молодой человек должен быть уверен: тому, кто работает в оленеводстве, – почет и слава. И, конечно, оленевод за свой тяжелый труд должен быть материально обеспечен, жить в хороших квартирах и в домах, в тепле и уюте, чтобы его семья не бедствовала.

Но о каком престиже труда оленевода может идти речь, когда в селе Таловка в 1999 году были разморожены 60 квартир, и до сего времени ничего не сделано по их ремонту. Некоторые руководители идут по пути строительства новых домов, а стоимость 12-квартирного дома – 80–90 млн рублей! Тем временем на ремонт жилья, где сегодня продолжают жить люди, требуется найти всего 3–5 млн. И, получается, найти их не могут? Думаю, что причина тут в другом: разучились некоторые наши муниципалы строить и ремонтировать. И принимать решения. Лучше, когда это сделает пришедший «дядя», тогда и спрос будет с него. Как вы думаете, молодые люди, родившиеся в 1990-е и позже в Таловке, пойдут работать в оленеводство? Думаю, что нет. Видя такое отношение к селу, постараются уехать в поисках лучшей жизни. А ведь почти все села Пенжинского и Олюторского районов были созданы на базе решения президиума Верховного Совета СССР 1939 г. об оседании кочевого населения, которое в основном было занято оленеводством.

27 мая 2011 г. управление Росавиации переименовало аэропорты в селах Олюторского и Пенжинского районов в вертолетные площадки, тем самым лишив людей регулярного дешевого транспортного сообщения и условий его обеспечения. Здания аэропортов разобрали на дрова, а где не разобрали, закрыли на замок. Ночные приводы и старты демонтировали и вывезли, соответственно, ограничили время полетов тех же вертолетов. А цены билетов на вертолеты для большинства северян неподъемные, несмотря на дотирование из бюджета края.

Напомню, что еще в 1935 г. Михаил Водопьянов, совершивший перелет по маршруту Москва – Мыс Шмидта – Москва, произвел посадку в селе Каменском. В 1990-е годы в аэропорту Каменского ежедневно садились по 2–3 самолета ЯК-40. Район жил полноценной жизнью. Сегодня перевозкалюдей осуществляется вертолетами. Посадка и взлет в районном центреКаменское осуществляется на сопке в 40–50-градусные морозы. Люди находятся на семи ветрах в ожидании вертолета. Нет элементарных условий.

ФКП «Аэропорты Камчатки» отказывается принимать на баланс эту площадку и создавать условия для людей. Молодой человек, видя все это, останется работать в районе?

Решая кадровый вопрос, необходимо возобновить работу территориального отделения ГТРК «Камчатка». Сотрудники отделения работают практически только в Палане, хотя имеют квалифицированные кадры. Передачи, которые готовит Сергей Манаенков, всегда интересны и на злобу дня. Для оленеводов, тем более молодых ребят, очень важно, чтобы об их труде и проблемах знали. Но с 2012 г. из-за отсутствия финансирования журналисты не выезжают в командировки в села округа. В информационных выпусках многие населенные пункты Корякии вообще не упоминаются, не говоря уже об оленеводческих звеньях северных хозяйств края. Если предусмотреть финансирование на эти цели, то сотрудники территориального отделения могли бы выезжать в села округа, готовить материалы о жизни сел и поселков, о людях, сохраняющих традиции, об оленеводах. Цена этих затрат – около 20 млн рублей в год. Считаю, что бюджету такая сумма посильна. Многие ребята после школы идут учиться в Паланское ПУ № 1, но, как правило, в училище они стремятся приобрести специальность слесаря, тракториста, но не оленевода. Причины здесь разные – это и утрата престижности профессии, и отсутствие преподавателей. Хотя в Палане есть еще специалисты данной отрасли, которые могли бы многому научить студентов, – это Владимир Николаевич Мизинин, Александр Иванович Легинов и другие. Но читать лекции их не приглашают, занятия для ребят становятся неинтересны.

Наряду со всем сказанным нельзя не вспомнить о необходимости проводить в оленеводстве техническое перевооружение. Это приобретение вездеходов, снегоходов, раций. Молодые тянутся к технике, и им всегда будет интересно испробовать свои силы и знания. Необходимо восстановить выездную торговлю. Чтобы на месте пастухи могли приобрести товары первой необходимости, особенно средства гигиены.

В оленеводстве наряду с мужчинами работают и женщины. Забота об их здоровье должна быть на первом месте. Бани должны работать, а отсутствие электричества на базах должно рассматриваться как чрезвычайная ситуация. Молодые пары должны иметь возможность жить отдельно. Хотя бы два раза в день иметь возможность выйти на связь с центральной усадьбой.

Думаю, решив эти вопросы, мы решим и проблему с молодыми кадрами в оленеводстве.


Борис ЛЕВЧУК, экономист, заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР


Борис Петрович ЛЕВЧУК

Родился в 1944 г. На Камчатке живет и работает с 1967 г.

В 1976–1986 гг. Б.П. Левчук работал директором совхоза «Таловский» Пенжинского района. Благодаря его организаторским способностям и управленческим качествам совхоз стал одним из самых титулованных в Корякском автономном округе. Он был неоднократным участником ВДНХ и дважды награждался переходящим Красным Знаменем Министерства сельского хозяйства РСФСР. В 1979 г. совхозу было вручено переходящее Знамя ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

В 1986–1989 гг. Б.П. Левчук работал председателем Пенжинского райисполкома.

В 1997–2000 гг. – вице-губернатор Корякского автономного округа по вопросам сельского хозяйства.

Б.П. Левчук – заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР, награжден медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд».

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.