28 ноября в Петропавловск прибыл «Ленинец» – новый траулер-сейнер Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина. Это судно стало флагманом инвестиционной программы предприятия.
По нашим меркам «Ленинец» относится к среднетоннажному флоту, но по эффективности опережает не только наши обычные среднетоннажники, но идаже некоторые крупнотоннажные суда. Его главное преимущество – бережное отношение к сырцу. Здесь рыбу закачивают в специальные танки, где она охлаждается забортной водой. Это помогает сохранять свежесть и качество улова, пока его везут на берег.
Данный метод работы колхоз им. В.И. Ленина впервые опробовал на судне, купленном у норвежских рыбаков в 2015 году. Как и «Ленинец», этот добытчик унаследовал название одного из заслуженных судов колхоза – «Громобой».
В том же 2015-м руководство колхоза решило продолжить обновление флота уже за счет строительства новых судов, оснащенных по последнему слову техники. Выбор был сделан в пользу российской верфи – калининградского завода «Янтарь». В январе 2016-го колхоз и «Янтарь» подписали контракт на строительство трех траулеров-сейнеров проекта SK-3101R, разработанного норвежской компанией Skipskompetanse AS. В июле того же года на «Янтаре» был заложен головной траулер «Ленинец».
Заказ подобных масштабов стал для наших судостроителей первым за последние 20 лет. Такого флота в России еще не строили. Поэтому процесс шел непросто. Помимо технических сложностей, вполне ожидаемых, вмешалась политика. Дело в том, что «Янтарь» входит в Объединенную судостроительную корпорацию, которая включена в санкционный список США. Из-за санкций партнеры из Норвегии отказались от некоторых своих обязательств. Например, поставщики системы транспортировки рыбы не стали выполнять пусконаладочные работы на судах. Но назло санкциям проект не превратился в долгострой.
26 августа 2019-го в торжественной обстановке «Ленинец» был передан колхозу. Началась подготовка судна к переходу на Камчатку. Первоначально планировалось отправить его Севморпутем, но затем планы изменились. Да, СМП отнимает меньше времени, однако ледовая обстановка создает свои риски. В итоге был выбран Южный морской путь.
В конце сентября «Ленинец» покинул Калининград и отправился на Камчатку. Вел судно опытный экипаж во главе с Виктором Ворошиловым, который работает в колхозе им. В.И. Ленина с 1990 года, пройдя здесь все ступени рыбацкой карьеры. Кстати, в 2015-м он стал капитаном «Громобоя» и принимал участие в перегоне этого судна из Норвегии на Камчатку (тогда тоже шли Южным путем).
Переход из Калининграда в Петропавловск занял около 2 месяцев. Обошлось без приключений. Не подвели ни судно, ни погода. 28 ноября «Ленинца» встречали на пирсе колхоза. Под звуки оркестра траулер пришвартовался к причалу. Виктор Ворошилов и его команда сошли на берег, чтобы попасть в объятия своих родных, коллег и друзей, которые, конечно, переживали за наших моряков в течение всего рейса.
На митинге, посвященном этому событию, председатель колхоза Сергей Тарусов поздравил свой коллектив с пополнением флота, поблагодарил партнеров с завода «Янтарь», вложивших душу в этот проект, и всех, кто оказывал колхозу поддержку: главу региона Владимира Илюхина, Владимира Галицына, 10 лет проработавшего министром рыбного хозяйства края, и многих других.
В декабре «Ленинец» отправляется в свой первый промысловый рейс. В феврале следующего года на Камчатку должен прибыть второй траулер проекта SK-3101R «Командор», а весной – третий, «Ударник».
В 2023 году «Янтарь» планирует завершить строительство еще одного судна для колхоза им. В.И. Ленина – БМРТ проекта 5670WSD, который разработан ООО «Вяртсиля Восток» (Санкт-Петербург). Траулер будет назван «Виктор Гаврилов» в честь капитана дальнего плавания и ветерана колхоза. Это самое большое рыболовецкое судно из тех, которые строятся сегодня на российских верфях.
Программа колхоза предусматривает обновление не только флота, но и береговой базы. Производство, рассчитанное на прием до 1 000 тонн минтая в сутки, планируется запустить в 2020 году.
Успех этих проектов зависит не только от мастерства строителей и рыбаков. Свою роль играет и качество законодательства. Чиновники вроде приветствуют и новые суда, и переработку улова на родном берегу. Однако лишь недавно были упрощены требования по доставке и учету рыбы, доставляемой на береговые заводы. С обещанной государством помощью в виде «инвестиционных» квот на строительство флота тоже не все просто. Да, колхоз им. В.И. Ленина получит свою долю от этого ресурса за постройку «Ленинца», «Командора» и «Ударника». Но, увы, самые вкусные «инвестквоты» проплыли мимо проектов по строительству средне- и малотоннажного флота.
Инвестиции в рыбной промышленности, наверное, самые рисковые. Здесь слишком часто меняются базовые принципы. Причем меняются неожиданно, вопреки обещаниям и гарантиям высоких ведомств. И все же рыбаки продолжают вкладывать миллиарды в строительство судов, заводов, причалов, холодильников, терминалов, обеспечивая дальнейшее развитие отрасли.
Сергей НИКОЛАЕВ
Первый вице-губернатор Ирина УНТИЛОВА:
– Обновление флота – свидетельство устойчивого и динамичного развития экономики края и движения вперед. Я уверена, что современное оборудование, установленное на сейнере, позволит обеспечить наших жителей столь востребованной и качественной рыбой, ведь вашу продукцию любят как на Камчатке, так и за ее пределами. «Ленинцу» – успешных рейсов, экипажу – везения, здоровья и благополучия!
Министр рыбного хозяйства края Андрей ЗДЕТОВЕТСКИЙ:
– Строительство «Ленинца» – первый в России проект, который реализовывался по программе «квоты в обмен на инвестиции». Сейчас колхозу, безусловно, очень важно эти квоты получить, чтобы модернизация флота предприятия никак не отразилась на кошельках камчатцев. Приход всех трех судов позволит фактически в круглогодичном режиме обеспечивать жителей края свежей охлажденной рыбой: и лососем, и белорыбицей.
Заместитель председателя Законодательного Собрания края Роман ГРАНАТОВ:
– Сегодня мы встречаем первый суперсовременный среднетоннажный траулер. Огромное спасибо Сергею Борисовичу Тарусову. Решение первым в новейшей истории приступить к строительству флота в России наверняка было непростым. Но как мы сегодня видим, оно было правильным. В родной порт пришел первый из трех среднетоннажных промысловых судов, впервые за четверть века построенных на российских верфях. Сегодня еще сложно в полной мере осознать значение этого события. Но одно можно сказать совершенно точно: вы формируете новый облик российской рыбодобывающей отрасли и демонстрируете наши передовые позиции. Для экипажа это, конечно, большая честь, но и серьезная ответственность. Вами гордится вся Камчатка! Успехов на промысле!
Справка
Траулер-сейнер проекта SK-3101R
Длина – 50,6 м, ширина – 12 м, осадка – 6,4 м, водоизмещение полное – 2 340 т, скорость полного хода – около 13 узлов, экипаж – 15 человек, автономность – 25 суток.
Объекты лова – минтай, треска, палтус, камбала, сельдь, иваси.
БМРТ проекта 5670WSD «Виктор Гаврилов»
Длина – 121 м, ширина – 21,6 м, осадка – около 7,9 м, водоизмещение – 14 210 т, скорость – 15 узлов, экипаж и команда – 148 человек.
Предназначен для лова пелагических видов рыб, а также работы в режиме плавбазы для переработки улова. На борту будут производить консервы, рыбий жир, муку, разделанную и упакованную рыбу.