Я б в рабочие пошёл – пусть меня научат

Все, за что ни возьмись, сделано умелыми руками рабочего человека. В какие еще стародавние времена Левша блоху подковал! И если ранее мастеровой люд добивался высокого уровня мастерства разными путями — кому как Бог на душу положит, то вот уже более 70 лет в нашей стране действует система начального и среднего профессионального образования, которая готовит мастеров самого разного профиля.

 

 СмирновОдним из звеньев этой большой системы является начальное и среднее профессиональное образование Камчатки. О его нынешнем состоянии размышляет директор Камчатского политехнического техникума Сергей СМИРНОВ.

 Подписанная Россией в 2003 году Болонская конвенция предполагала создание к 2010 году единой европейской системы образования для достижения главной цели – принятия взаимопризнаваемых всей Европой квалификационных стандартов. В связи с этим в нашей стране происходит смена образовательной парадигмы, т.е. способа организации знаний. Теперь образовательное пространство вынуждено двигаться от знаниевой парадигмы к компетентностной.

 

 Готов ли Камчатский край к таким переменам? Попытаемся разобраться.

 В современном обществе существуют две социально-профессиональные группы людей. Первая представляет производственную, технологическую и сферу услуг. Вторая связана с образованием. Между ними происходит постоянное взаимодействие, от уровня и степени качества которого зависит востребованность образовательного продукта, т.е. выпускника профессионального училища или техникума (колледжа).

 При социалистическом строе такую взаимосвязь регулировали государственные структуры: отраслевые управления кадров и учебные заведения посредством целенаправленного распределения выпускников и сроков отработки, утвержденных законом. Это способствовало закреплению молодежи в регионах страны и позволяло производить «доводку» образовательного продукта до нужной «кондиции». Таким образом, профессиональное образование достаточно эффективно работало на советскую плановую систему.

 В условиях рыночной экономики отсутствуют такие структуры, поэтому образование должно стать открытым. Открытость следует рассматривать как условие функционирования современной системы профессионального образования, что предполагает ее широкое взаимодействие с социумом, органическую включенность в рыночные отношения с признаками приоритета заказчика кадров. Заказчик определяет – чему учить, образовательные учреждения – как учить.

 

 Готова ли общеобразовательная школа к нововведениям, обусловленным современной экономикой? Будем рассуждать.

 Общеобразовательная школа реализует различные учебные планы (по крайней мере, должна это делать). Учебный план в 8-9-х классах включает предпрофильную подготовку: комплекс психолого-педагогических, организационных и информационных мероприятий, направленных на выбор рабочей профессии или будущего профиля обучения, ориентированного уже на получение высшего образования. Следовательно, качество предпрофильной подготовки определяет жизненный путь школьника.

 

 Как обстоят дела в нашем регионе?

Анализ работы показывает, что учреждения профессионального образования фактически устранились от предпрофильной подготовки или школы их «подпустили» к незначительной части предмета «технология» (например, 12 часов из 132). Как результат, 65 процентов выпускников 9-х классов переходят в 10-е классы. Обучаются в старшей школе без интереса – отсутствует внутренняя мотивация. Далее – случайное попадание в вуз (на платной основе или на бюджетное место при отсутствии конкурса). В итоге, получаем специалистов, которые не умеют работать. Они не востребованы на рынке труда.

 

 Кто в этом виноват?

 Ответ очевиден: слепое копирование советской системы образования не дает эффекта в рыночных условиях.В условиях рынка наиболее востребована именно компетентность.

 

 Почему?

 Компетентный человек – человек, знающий и обладающий опытом деятельности. Вот почему изобилуют объявления о принятии на работу опытного работника. Свой опыт деятельности учащийся профессионального училища или студент получает в процессе выполнения лабораторно-практических заданий, учебной и производственной практики на современном оборудовании, при умелой организации труда – учебного и производственного.

 

 Что для этого необходимо?

 Участие образовательных учреждений в различных общественно значимых проектах, программах развития, конкурсах, которые на условиях софинансирования помогали бы совершенствовать учебно-материальную базу и создавали бы условия для саморазвития личности обучающегося. Но одного этого мало. Государство обязано создавать условия для развития малого бизнеса. Одним из направлений малого бизнеса является семейный, где родственное сообщество эффективно решает, где, кому и как учиться, какой профессии или специальности, где использовать полученный потенциал.

 Камчатка – регион с достаточно сложно развивающейся экономикой, где мала востребованность в трудовых ресурсах. Для выпускника в таких условиях просто необходима коммуникативная и информационная компетентность, он должен уметь преподать себя потенциальному работодателю, добывать информацию о перспективе трудоустройства, использовать возможности «легкой» переподготовки.

 

 Что для этого можно сделать?

 К примеру, в Камчатском политехническом техникуме 3-й год работает условное предприятие «Политех». В нем заняты студенты юридического, технического, технологического, экономического, строительно-архитектурного профилей. В процессе деятельности они усваивают профессиональные, информационные, коммуникативные компетенции, приобретают опыт работы со службами занятости населения, готовят себя к трудовой деятельности в современных условиях. Все это называется движением к открытой системе профессионального образования, в основе которой – компетентностный подход. Открытая система предоставляет возможность для проявления личностных качеств, выбора жизненного пути, построения карьеры. Обеспечить свободу такого выбора – значит, дать молодому человеку шанс. И это возможно, но при условии, что профессиональные училища, техникумы региона многофункциональны: обучают молодежь с различным образовательным цензом, участвуют в предпрофильной и профильной подготовке школьников, ведут подготовку, переподготовку и повышают квалификацию взрослого населения по заказам работодателей, развивают очную, заочную, очно-заочную формы обучения, экстернат, совершенствуют дополнительное образование.

 Таким образом, в настоящих размышлениях сделана попытка ответить на вопрос: есть ли место компетентностному подходу при реализации практико-ориентированного образования.

 Как аргумент – мнение Ивана Соловьева, студента 4-го курса техникума по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»:

— В сентябре 2010 года, во время прохождения производственной практики, мне предложили разработать программу расчета нагрузок в ваерах траловых комплексов. Работа выполнялась согласно научному договору техникума с ОАО «Океанрыбфлот».

 Мне удалось составить программу, с помощью которой и были выполнены научные расчетные исследования. После окончания практики я продолжил работу по совершенствованию программы, на ее базе разработал автоматизированное место тралмастера.

 Этот готовый программный продукт был представлен на конкурс «Молодежный инновационный проект-2010», где и стал победителем. В марте 2011 года эта работа признана лучшей на региональном этапе конкурса научно-технического творчества молодежи (НТТМ), в номинации «Молодые исследователи», и рекомендована для участия во всероссийском этапе одноименного конкурса.

 Кроме того, после доклада на эту же тему на конференции мне предложили интересную работу по специальности.

 Считаю, обучение в техникуме прошло успешно. Благодаря научной работе за рамками учебного процесса, возможности взаимодействовать с работодателями удалось получить дополнительные знания, опыт, исключить проблему поиска места работы.

 На сегодняшний день у меня есть специальность, предложения о трудоустройстве и планы параллельно с работой продолжить обучение.

3064

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых