Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Алёна МАКОРИНА: «Солнышком» может стать каждый!

08:04
5623

На Камчатке дефицит ясных дней. Наверное, поэтому, задабривая духов погоды, творческим коллективам у нас частенько дают солнечные названия. В Петропавловске, например, есть даже своя небольшая «солнечная система»: взрослый танцевальный ансамбль «Лач» (в переводе с ительменского – «солнце») и его спутник – детский ансамбль «Лаччах» («Солнышко»). Для Алены Макориной оба эти коллектива – родные. В одном она танцует сама, вторым руководит.

 

Алена Макорина- «Лаччах» появился на свет в 2003 году, – рассказывает Алена Хрестофоровна. – Мы – постоянные участники праздников, как национальных – Хололо, Алхалалалай, День аборигена, так и общих. Коллектив становился дипломантом фестивалей «Золотые родники», «Чайка над городом» и «Маленькая страна». Ансамбль наш не совсем обычный. Во-первых, по своему национальному составу. Судите сами: название – ительменское, руководители – коряки, а артисты – настоящий интернационал: эвены, ительмены, коряки, русские. Соответственно и репертуар у нас очень разнообразный, в нем есть танцы почти всех коренных народов Камчатки. Во-вторых, по возрасту танцоров. Мы, наверное, по этому показателю один из самых юных коллективов. Приводят ребятишек, начиная где-то с 4-х лет. А вот Дарину Черканову отдали к нам, когда ей было всего 3 годика. Верхний предел – лет 13. Одна из наших «солнышек» Даша Васильева уже танцует во взрослом «Лаче».

 

У Алены Макориной свой подход к набору, который разделяют далеко не все коллеги. Она не устраивает специальных кастингов, не выбирает лучших из лучших. Берет в ансамбль всех желающих. Она уверена, что шанс надо дать каждому, если у него есть желание танцевать.

 

- «Солнышком» может стать каждый! Иногда к нам отдают даже детей, у которых что-то не ладится со здоровьем, – рассказывает руководитель. – Однажды мама привела девочку, у нее наблюдались проблемы с позвоночником, врач рекомендовал ей больше двигаться. Девочка пришла в ансамбль, как говорим мы, хореографы – «деревянная». А сейчас она входит в основной состав и танцует – просто загляденье!

 

Так сложилось, что сегодня «Лаччах» – женское царство. Хотя, как вы уже поняли, границ для мальчиков здесь никто не выставлял. Алена Макорина очень надеется, что родители приведут в коллектив и мальчишек – это разнообразит репертуар.

 

- Хотелось бы передать детям любовь к национальной хореографии, – рассказывает Алена Хрестофоровна. – Я, думаю, что важно знать культуру народов той земли, на которой ты родился и живешь.

 

ЛаччахАлена Макорина с удовольствием вспоминает свое детство, когда судьба дала маленькой девчонке большой шанс стать артисткой. Паланское управление культуры тогда пришло к мудрому решению собрать под свое крыло талантливых ребят со всех районов Корякского округа. Алена приехала развивать свой талант в Палану из родного поселка Средние Пахачи вместе с подругой.

 

- Прожили мы там целый год, – вспоминает Макорина, – занимались у прославленного корякского композитора, артиста «Мэнго» Петра Яганова. Начинали с азов, и классику осваивали и наш северный колорит. Нам повезло, мы застали еще самого Александра Гиля. Это была отличная школа! Гиль приглашал стариков-«мэнговцев» в репетиционный зал, нас сажал вдоль стен и говорил: «Смотрите и учитесь!» Вот мы и смотрели с открытыми ртами, как танцевали бабушки и дедушки! У каждого была своя какая-то характерная особенность в танце. Каждый человек – индивидуален, казалось бы – одно и то же движение, а как по-разному его можно преподнести! Сейчас я стараюсь в детях пестовать эту индивидуальность. Есть у нас такой танец «Норгали», где практически нет отрепетированных движений, надо двигаться так, как душа твоя поет. Эти импровизации раскрывают детские характеры.

 

Алена Макорина имеет за плечами большой багаж: диплом по специальности «хореография» Камчатского музыкального училища, несколько лет работы в ансамбле «Уйкоаль», затем – в «Лаче», а главное – то, что не заменишь ни одним дипломом – детство, проведенное там, где находятся истоки культуры ее народа.

 

Алена из известной корякской семьи Кутынкавав. Рыкыннонгау – такое имя дали ей при рождении.

 

– У нас принято давать национальные имена, причем еще до рождения. Во сне является к тебе кто-то из уже ушедших родственников и говорит: «Я приду к тебе!» Если в семье ждут ребенка, по поверью, значит, это предок еще раз рождается, возвращается в этот мир, но уже в образе другого человека. И новорожденного малыша, независимо от того, мальчик он или девочка, принято было называть именем этого родственника. Там, на родине, этот обычай до сих пор жив.

 

Сегодня по именам аборигенов Камчатки можно изучать зигзаги истории. Конечно, имя Рыкыннонгау не записали в паспорте. Подобрали более удобное для жизни имя – Алена. Но, когда готовили документы, и его переврали. Алену подменили Еленой, а в отчестве сделали ошибку, которая до сих пор не дает жить спокойно, особенно много мороки возникает при оформлении документов. Отца Алены звали Христофор. На первый взгляд, не совсем корякское имя. Однако в Карагинском районе, откуда родом был папа, оно очень популярно среди местных жителей. Когда православие пришло на Камчатку, аборигенов стали приобщать к вере. Обряд крещения прошел и отец Алены, батюшка дал ему имя Христофор. А в загсе одну букву перепутали, и написали Алене, что она ХрЕстофоровна. Получается, что и имя не свое, и отчество… А уж фамилию она добровольно сменила, как полагается всем замужним дамам. В свою очередь мужу Николаю, коряку по материнской линии, фамилия Макорин досталась от отца-казака.

 Ассимиляция, которая должна была объединить, на самом деле во многом обеднила коренные народы. Разница, вроде, незаметная, всего в одной букве. Так же как и в отчестве Алены Хрестофоровны…

 

- Сейчас повсюду стилизация. А на конкурсах нас пытаются судить по классическим канонам. Но танец коренных народов Камчатки никогда не вписывался в классические рамки. Почему мы должны танцевать с прямой спиной, если на протяжении веков наши предки танцевали в полуприсяде – удивляется Макорина. – Если мы хотим сохранить историю, значит, ее нужно сохранять, а не выравнивать! Иногда происходят ситуации, которые можно занести в рубрику «Смех сквозь слезы». Приезжают японцы, их везут, допустим, в ительменскую деревню. Рассказывают им об обычаях ительменов, танцуют им ительменские танцы. Японцы за всем этим спокойно наблюдают, а потом встают и говорят, мол, это все, конечно, хорошо. Но это же все коряки, а не ительмены! Оказывается, они прекрасно разбираются в нашей культуре, и их не проведешь! Некоторые даже знают корякский язык, они осведомлены, как выглядят настоящие костюмы. Нас поражает это! А ведь должно поражать не то, что японцы знают, а то, что наши земляки и представления не имеют об этом.

 

ЛаччахСоблюдать традиции, быть настоящими – это принцип, которого мечтает придерживаться Алена Макорина в своей работе. Почему только мечтает? Потому что сегодня достичь истины непросто. Некоторые традиции стали очень дорогими, некоторые – недосягаемыми.

 - У наших «солнышек» концертные костюмы настоящие, сделанные из шкур, расшитые бисером, – не без гордости делится Алена Хрестофоровна. – Мы приобрели их около пяти лет назад. Тогда они стоили 18 тысяч за штуку. Это очень большие деньги и сейчас, а пятилетку назад и подавно! Купить их нам никто не помогал. Спонсоров не нашлось, к тому же над нами нет никакой организации, мы не приписаны ни к кому. Сами по себе. Вот и на костюмы дети себе заработали сами. Они с детства знают, что труд артиста нелегок, они уже в таком юном возрасте могут заработать себе на кусок хлеба. Родители наших юных артистов, заинтересованные в их развитии, тоже очень помогают. Особенно хотелось поблагодарить Анну Волк, Галину Поротову, которая шьет нам красивые костюмы, Веру Спешневу, Юлию Васильеву, Сергея Шагойко. С теплотой к нам относится депутат Законодательного собрания Татьяна Романова, всегда приглашает нас на различные мероприятия. Вы спрашиваете, как нам удалось собрать такие суммы? Летом, когда был наплыв туристов, мы сотрудничали с турфирмами, выступали перед иностранцами по несколько раз за день. У нас бывало по 50 выступлений в месяц! Копили, копили. И купили-таки эти костюмы! Но костюмы изнашиваются, а дети имеют привычку расти… Нужно обновлять гардероб. Однако сегодня это – большая проблема. Выделывать шкуры некому. Мастериц, которые умеют шить настоящие национальные костюмы, практически не осталось. Необходимо возрождать эту часть культуры!

 

Кому-то это покажется мелочью, но вся наша жизнь состоит из мелочей. Раньше малейшим нюансам уделяли большое внимание. Например, как рассказывают старики, бубен натягивали только в ясную погоду и с хорошим настроением. Иначе он впоследствии обвисал и не давал нужного звука. Таких традиций в народных скрижалях – масса. Алена Макорина помнит лишь некоторые из них, город делает свое дело.

- Я знаю, например, что у коряков гостя с долгой дороги всегда встречал костер. Гость, прежде чем войти в жилище, должен был снять с одежды ворсинку и бросить в огонь, т.е. очиститься.

 

В городских квартирах эту традицию трудно поддерживать. Равно как и многие другие. Алена ставит перед собой задачу – сохранить хотя бы танец. И в этом ей нужна небольшая помощь. У ее коллектива нет своего дома. С самого рождения «Лаччаха» место для репетиций ансамблю любезно предоставляет руководство Камчатского кукольного театра. Алена кланяется за это в ноги. Но театр живет своей жизнью, иногда спектакли для взрослых совпадают по времени с репетициями «солнышек»… А их у маленьких артистов и так всего лишь две в неделю.

- Я как руководитель мечтаю о том, чтобы нас «усыновил» дом культуры, например. Очень хотелось бы иметь свою репетиционную базу. А еще хотелось бы показать «Лаччах» другим городам. Часто, оформляя заявку на участие в фестивале, необходимо указать организацию, к которой мы принадлежим. А мы – ничьи. Но я верю, что «Солнышко» нельзя не заметить!

 

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Фото из архива Алены МАКОРИНОЙ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.