Балалайку хоть и причисляют по инерции к символам России, но популярной ее, мягко говоря, не назовешь. Уж и не знаю, думал ли кто-то в конце прошлого столетия, что в 21 веке этот инструмент будет собирать полные залы? А ведь собирает! Концерт балалаечника Алексея Архиповского в ДК «Пограничник» – «вещдок». Не единственный, и не случайный. В гастрольной череде Петропавловск – уже 20-й город за сезон. И везде аншлаги. В чем секрет? «Простых инструментов не бывает, бывают простые исполнители», – так считает сам Архиповский. Перед концертом корреспондентам «КК» удалось побеседовать со «сложным» исполнителем о балалайке, и не только.
Алексей на Камчатке уже второй раз. Прошлой весной ему удалось совместить приятное с полезным: выйти за пределы концертного зала и в течение трех дней поколесить по камчатским просторам. Этот визит – сугубо деловой. Потому что Архиповского ждет концерт в Москве. Его будет снимать телеканал «Культура».
- Появилась реальная возможность попасть в «ящик», – смеется Алексей. – Причем телевидение за этот месяц уже дважды проявило внимание к моей персоне.
- А что, для вас это – предел мечтаний?
- Нет, конечно! Скорее – необходимость. Для того чтобы люди ходили на твои концерты, они должны тебя знать. Для балалаечника это особенно важно. В России все же пока неохотно идут на балалайку. А вот на конкретного исполнителя уже начинают идти.
- Я посмотрела, в Интернете вас просто измучили вопросом «почему балалайка, а не гитара?»
- (Смеется). Да, это точно! Почему-то мне всегда приходится оправдываться. Я люблю этот инструмент. Мне до сих пор меньше нравится гитара, например. Я считаю, что у балалайки больше возможностей, она интересней. Этот инструмент очень мало раскрыт, в нем уникальная тембральная база, свой совершенно чумовой мир. И чувствую я себя на своем балалаечном поле весьма свободно! Конкуренции в моем жанре нет. Есть академические балалаечники, есть фольклорные. Но того, что делаю я, не делает никто.
- Вас даже внесли в российскую Книгу рекордов Гиннесса, как лучшего балалаечника мира. По каким параметрам измеряли талант?
- Я не знаю, по каким. О самом факте наслышан. Мне прислали официальное уведомление. Никаких премий мне пока не выписывали. Я ровно к этому событию отношусь. Это важнее, скорее, для окружающих, чем для меня. Вот на съемках «Вечера с Максимом Галкиным» Галкин меня об этом спросил. 1 мая будет, кстати, в эфире. Если не вырежут, можете меня там посмотреть.
- Алексей, вы такой искренний, хорошо говорящий, почему на своих концертах вы молчите, не общаетесь с публикой?
- Последнее время артисты на сцене стали слишком много разговаривать и мало работать. Я не говорю ни одного слова во время концерта. Люди слушают музыку, зачем их отвлекать?
- Кто пишет музыку для ваших оригинальных выступлений?
- Практически весь мой репертуар – это моя собственная музыка. Возможны, конечно, музыкальные цитаты из кинофильмов, из знакомых всем мелодий.
- Инструмент накладывает на вас ответственность? Балалайка все же символ России… Вас наверняка просят представить страну на каких-то важных мероприятиях?
- Вот таких пафосных мероприятий я «наелся» еще в самом начале своего пути. Тогда это мне нужно было. Надо было заявиться, зацепиться, показать, что балалайка еще жива. Меня часто приглашают на президентские приемы, на саммиты, на большие восьмерки и пр. В принципе, это, конечно, почетно. Но, с другой стороны, понимаете, какая вещь происходит… Когда зовут балалаечника на такие серьезные мероприятия, то от него требуют определенного формата. А я этот формат как раз пытаюсь обойти. Я не хочу играть классическую «Калинку», я хочу показать, что балалайка – живой, многогранный инструмент, на котором можно сыграть все, что угодно.
- Даже рэп?
- Почему бы и нет?! Я разве что в этом направлении не пробовал себя, но я знаю, что реперы использовали мою музыку, вливали ее в свои ритмы.
- Вот эта свобода на сцене, в жанрах, в манере исполнения, она у вас откуда взялась?
- Ну, вот здесь, наверное, я все же должен сказать о гитаре (смеется). Скорее всего, эта свобода мне передалась от гитаристов. А я показываю, что свободным можно быть и на трех струнах.
- Исполнители такого высокого уровня очень трепетно относятся к выбору инструмента. Гитару хорошую найти – это я могу себе представить, а балалайку?
- Балалайки, в основном, достаются в наследство. Был такой мастер Семен Налимов, если сравнивать с известными всем мастерами – то это уровень Страдивари. Мне повезло, у меня есть балалайка этого великого человека. Вообще, у меня два инструмента. Одна балалайка Налимова, 1902 года рождения, вторая – его ученика Галиниса, изготовлена в 1928 году.
- А у вас есть свои ученики?
- Я не веду класс, не преподаю. Возможно, кто-то смотрит на мою манеру и пытается повторить. Мой сын выбрал себе совершенно другую стезю – он физик-теоретик, сейчас заканчивает МГУ. А жена – мой звукорежиссер, так что мы никогда надолго не расстаемся, всюду вместе.
Яна ЩЕГОЛИХИНА
Досье «КК»
Паганини русской балалайки
Алексей Архиповский – виртуоз-исполнитель на балалайке. Родился 15 мая 1967 года в г. Туапсе Краснодарского края. Страсть к музыке передалась от отца, который в детстве играл на гармошке и аккордеоне. Окончил музыкальную школу по классу «балалайка».
В 1982 году поступил в ГМУ им. Гнесиных на отделение народных инструментов по специальности «балалайка» в класс Валерия Зажигина. В 1985 году получил звание Лауреата на 3 Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах.
По окончанию училища, с 1989 года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением В.П. Дубровского. Именно там начались первые эксперименты в области новых выразительных возможностей балалайки-соло. В 1998 году был приглашен в Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Людмилы Зыкиной. Вместе с ансамблем гастролировал по необъятным просторам нашей Родины и «забугорья». В 2002-2003 годах начал сотрудничать с SNC (центр Стаса Намина). Участвовал в качестве солиста в фестивалях российской культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии.
Все концерты Алексея Архиповского сопровождаются неизменными восторгами: «Алексей Архиповский – Паганини русской балалайки!»