С этим судном были связаны большие надежды, которые пошли прахом
9 июня в Хабаровске состоится аукцион по продаже СРТМ-К «Ивангород». Когда-то название этого судна было в Петропавловске у всех на слуху. С его помощью предполагалось обеспечить широкие слои населения дешевой рыбой. Но этим мечтам так и не суждено было сбыться.
История уходит корнями в 2000 год, когда градоначальником Петропавловска был избран Юрий Голенищев. Возглавив город, он назначил своим советником бывшего зятя Вадима Чернышенко, который до 1998 года возглавлял морскую инспекцию «Камчатрыбвода», а потом ушел в бизнес. Ему было поручено искать инвестиции для социальных программ: в частности, по обеспечению рыбопродукцией малоимущих слоев населения.
К тому времени в Петропавловске уже существовало МУП «Хариус», которое получало «социальные квоты». Сам «Хариус» эти квоты не осваивал, а делил – передавал их «москитникам», которые должны были поставлять на берег дешевую рыбу. Потом новым руководителям предприятия и их покровителям из администрации города этого показалось мало. Они решили приобрести для «Хариуса» свой флот.
Для покупки и передачи этому предприятию судна на условиях лизинговой аренды был предложен инвестор – московское ООО «Фин Пром Проект М», коммерческим директором которого с 2000 по 2002 год работал все тот же Чернышенко. (Потом, как установит суд, желая отблагодарить Чернышенко за сделку с лизингом судна, Голенищев распорядился заключить договор с другой московской фирмой «Промсталь», «родственницей» «Фин Пром Проект М», на поставку для нужд Петропавловска труб по явно завышенным ценам).
Итак, при помощи москвичей у МУП «Хариус» появилось мурманское судно «Ивангород» (СРТМ-К), для которого разными путями были приобретены квоты на добычу донно-пищевых видов рыб. Но траулер не оправдал надежд. Вскоре выяснилось, что он занимается совсем не тем, что от него ожидали.
В апреле 2003 года в отношении его капитана природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по факту превышения квот (перелов шел в основном по минтаю). Часть сырца действительно поступала в Петропавловск, как и предполагалось. Но пенсионерам, инвалидам и многодетным семьям перепадало очень немного. Кроме того, появились данные о контактах СРТМ-К с другими судами, что могло означать перегруз «левака».
Это было одно из первых громких дел по браконьерскому промыслу в «прибрежке», хотя в то время это понятие не было так распространено. Еще большую скандальность делу придал факт, что в него оказался втянут орган местного самоуправления.
Капитан «Ивангорода» был осужден в 2003 году. У МУП «Хариус» дела шли все хуже. В итоге СРТМ-К был продан. Его новым владельцем стало сахалинское ООО «Компания Тунайча». Судно переоборудовали для перевозки краба в живом виде.
А в октябре 2005 года его снова задержали. В тот момент по данным мониторинга «Ивангород» должен был находиться в японском порту Момбецу, но оказался в Камчатско-Курильской промысловой зоне с партией живого краба на борту. Законность груза капитан подтвердить не смог.
28 февраля 2006 года по решению городского суда Петропавловска «Ивангород» был конфискован в доход государства. С тех пор о нем ничего не было слышно. Судя по тому, что этот СРТМ-К больше не числится в российском морском регистре, последние годы он стоял без дела. И вот, наконец, его выставляют на аукцион с начальной ценой 2.993.900 рублей.
Следующему хозяину, помимо понесенных расходов по покупке судна, надо будет вложиться в то, чтобы вернуть его в рабочее состояние. За счет чего он будет компенсировать эти затраты и зарабатывать прибыль? Хороший вопрос. Практика показывает, что суда, которые были конфискованы за браконьерство, обычно возвращаются к старому ремеслу: после продажи с аукциона или даже еще находясь в собственности государства. Таких примеров предостаточно. Как уже сказано выше, «Ивангород» оборудован для транспортировки живого краба. Так что вариантов его дальнейшего использования не так уж много. Возможно, скоро мы опять услышим о нем новости. Но почему-то сомневаюсь, что они будут позитивными.
Кирилл МАРЕНИН
Справка:
Средний рыболовный траулер морозильный «Ивангород».
Длина: 50,3 м.
Ширина: 9,8 м.
Высота борта до верхней палубы: 5 м.
Осадка: 4,14 м.
Вместимость валовая/чистая: 734/220 т.
Год, место постройки: 1986 г., г. Киев.
В данный момент судно находится в Невельске.