Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Камчатская энергетика: игра в монополию

15:53
4924

В ОАО «Камчатскэнерго» состоялось годовое собрание акционеров, на котором подвели итоги 2010 года. Озвученные там цифры и факты дали нам новую пищу для размышлений.

Владимир СемчевЭто послужило поводом для интервью с заместителем председателя городской Думы Петропавловска, заслуженным энергетиком Владимиром СЕМЧЕВЫМ.

 

- Владимир Андреевич, «Камчатскэнерго» и его главный акционер ОАО «РАО ЭС Востока» получили энергосистему Камчатки по наследству от советских времен со всеми ее проблемами. Можно ли их упрекать в том, что она неэффективна?

- Не согласен с самой постановкой вопроса. Никаких проблем у советской энергосистемы не было. Ее запаса прочности хватило на то, чтобы мы все пережили тяжелое время реформ. Государство позволяло не платить энергетикам. А их попытки отключить должников от энергоснабжения тут же пресекались прокуратурой. Это позволило многим предприятиям остаться на плаву, учитывая, что во многих отраслях потребление энергии составляет от 15 до 60 процентов затрат. В то же время никто средств в энергетику не вкладывал. Но она все это выдержала, и на своих плечах удержала целую страну.

Однако так вечно продолжаться не может. Устают металл, оборудование, автоматика, люди. А пренебрежительное отношение к энергетике не меняется. Серьезных инвестиций в нее не вкладывают. Для ее управления выбираются самые неподходящие методы. Получение прибыли – на изношенном оборудовании.

Меж тем износ основных фондов генерации и транспорта энергии на Камчатке достиг недопустимой цифры – в отдельных технологических звеньях до 70 процентов. Но у нынешнего руководства энергокомпании нет предложений ни по увеличению надежности системы, ни по значительному по величине снижению тарифа.

 

- У «Камчатскэнерго» есть инвестиционный план. Вкладываются большие средства в перевод обеих ТЭЦ на газ.

- То, что газ пришел в краевой центр, не заслуга «Камчатскэнерго». Оно получило этот ресурс в готовом виде, да еще по общероссийской цене – по 4.500 рублей за тысячу кубометров вместо 10 тысяч, как предполагалось ранее. Но руководители компании ничего не говорят о том, насколько это приведет к снижению тарифа хотя бы в отдаленной перспективе с учетом изменения цены на газ, подверженного законам рынка.

Что касается газификации ТЭЦ, то эти мероприятия не повысят надежность оборудования станций и не увеличат потребление мощностей. Кстати, еще в советские времена на ТЭЦ было сделано все, чтобы в будущем перевести их на газ. Так что глобальной реконструкции не требовалось. Ситуация равносильна переводу автомобиля с бензина на газ, с установкой баллона в багажник и подвода его к двигателю, не демонтируя подачу бензина.

Кроме того, я уверен, что газификация ТЭЦ-1 – ошибка. Во-первых, эта станция стоит на территории, которая ненадежна с точки зрения сейсмической безопасности. Во-вторых, ТЭЦ-1 – наиболее затратная, из-за низкого коэффициента использования генерирующих мощностей на Камчатке. Я считаю, что необходимо вообще прекратить электро-теплоснабжение от нее и перевести задействованные мощности на ТЭЦ-2 с учетом перевода теплоснабжения южной части города на газ.

 

- Значит, оставить коллектив ТЭЦ-1 без работы?

- Думайте глобально. Исключение ТЭЦ-1 из производства энергии обязательно снизит тариф. В свою очередь это приведет к росту других отраслей и созданию новых рабочих мест. А у персонала ТЭЦ-1 произойдет перезагрузка, они уйдут на обслуживание переведенных мощностей на ТЭЦ-2.

Сегодня в нашей энергосистеме все поставлено с ног на голову. Должно быть так: базовые станции используются на 80-90 процентов, а вспомогательные – только в пиковом режиме (то есть для закрытия пиков потребления электроэнергии). Базовыми станциями являются тепловые, атомные и крупные ГЭС, потому что остальные источники энергии менее надежны и менее предсказуемы.

А на Камчатке – наоборот. Базовые станции здесь работают меньше чем в полсилы и в пиковом режиме. На ТЭЦ-1 коэффициент использования оборудования составляет около 18 процентов, на ТЭЦ-2 – около 35 процентов. Зато пиковая Мутновская геотермальная станция работает в базовом режиме. Это создает лишние затраты при формировании стоимости киловатт-часа в Центральном энергоузле. Решение здесь только одно – перевести на ТЭЦ-2 всю нагрузку ТЭЦ-1, с ее последующей консервацией и продажей. И перевести ТЭЦ-2 в базовый режим работы.

 

- На ваш взгляд, сколько камчатские ТЭЦ еще протянут при существующем режиме эксплуатации?

- Лет 20-30. Вопрос в том, какой у них уровень надежности. Он очень низок. Коэффициент износа оборудования скрывается от общественности. Но я подозреваю, что он достиг критической отметки. «Камчатскэнерго» спасает только то, что количество мощностей вдовое превышает потребление. При таком резерве оборудования можно не жалеть его эксплуатацию.

Недавно, например, на ТЭЦ-2 лопнул корпус главной паровой задвижки. Одна из причин – частый пуск и остановка оборудования из-за исполнения пикового режима работы. Об этом мало кто знает за пределами «Камчатскэнерго», хотя авария очень серьезная и могла бы иметь тяжелые последствия.

 

- Мы уже 20 лет живем в рыночной экономике. Почему рынок не отрегулировал ситуацию в энергетике, не убил неэффективное производство?

- Потому что рыночным отношениям здесь ходу не дают, несмотря на изобилие электрических станций в Центральном энергоузле. Я всегда считал, что обе ТЭЦ надо сделать отдельными бизнес-единицами и принудить их работать в рыночных условиях. Но управляющие компании, которые пришли в камчатскую энергетику, выбрали другой путь. Они собрали основные генерирующие мощности под одной крышей вместе с транспортом энергии, потому что монополистом быть удобнее. Так проще спрятать неэффективные затраты в одном мешке. Далее монополист диктует свои правила, он никому не подотчетен по статьям расхода, потому что это коммерческая организация.

 

В.Безносюк- Но ведь «Камчатскэнерго» предоставляет в региональную службу по тарифам и ценам тарифные заявки на следующий год, в которых указывает все свои доходы и расходы. Разве это не гарантирует прозрачность его бизнеса?

- В тарифной заявке компания указывает только общие цифры. Структура расходов подробно не расписана по полкам. Заявляя ремонтный фонд, эксплуатационный фонд, фонд оплаты труда, «Камчатскэнерго» не уточняет, что его гендиректор, например, получит годовой бонус в 14 млн рублей при зарплате в месяц не менее одного миллиона (это данные из информации СМИ за 2009 год). Для сравнения: спецодежда для всего персонала на два года стоит 9 млн рублей.

Поэтому компания заинтересована взять под свое крыло как можно больше мощностей, ведь это позволит ей защитить в управлении по тарифам больше затрат. Но львиная доля полученных средств из прибыли идет не на первоочередные нужды, а на годовые бонусы руководства компании. В то же время происходит экономия на оплате труда за счет привлечения низко квалифицированного персонала в период ремонтных кампаний, недобора эксплуатационного персонала. Это снижает профессиональный уровень коллектива и его престиж. Неудивительно, что в местных филиалах «Газпрома» лежат заявления о приеме на работу от лучших специалистов «Камчатскэнерго».

 

- В таких рассуждениях есть доля популизма. Обыватель может сказать вам, что и депутаты Гордумы получают большие зарплаты, хотя эти деньги можно направить на ремонт дорог.

- Моя зарплата расписана государством. Она прозрачна и продекларирована для общественности. А руководители «РАО ЭС Востока» назначают ее себе сами. Но в чем их заслуга? Основные фонды компании созданы государством. Они сами ничего не построили и не создали. Без них энергосистема будет функционировать, как и прежде. Они должны были бы думать о стратегии – как на этой территории снизить тариф, а не о доходах на поощрение.

Я не привык заглядывать в чужой карман. Но мне обидно, что 14 млн рублей ушло на бонус гендиректору «Камчатскэнерго», а не на ремонт оборудования или премии персоналу. Когда я работал в энергетике, разница в заработках директора и простого рабочего была гораздо меньше. Порядка в пять раз. А руководили лучше. Делали больше. Была персональная ответственность. Коллективы были более сплоченными и патриотичными, как у японских крупных компаний.

Генеральный директор «РАО ЭС Востока» имеет право на перемещение в персональном самолете. Но он не тот специалист, чье экстренное присутствие в энергетике может кому-то понадобиться. К чему такая роскошь на фоне нехватки средств на эксплуатацию и ремонт и при таком дорогом тарифе?

 

- Вы один из сторонников проекта плавучей атомной тепловой электростанции (ПАТЭС). Вы действительно считаете, что она способна изменить ситуацию?

- Да, я считаю, что ПАТЭС для нашего края – благо. Она внесет в энергетику то, чего здесь не хватает, – здоровую конкуренцию. Эта перспектива очень беспокоит руководство «РАО ЭС Востока».

 

- Но ведь ПАТЭС не сможет напрямую выйти на рынок энергии, как этого не могут сделать ни Толмачевские ГЭС, ни Мутновка. Она будет работать через диспетчерскую службу наравне со всеми.

- Если ПАТЭС предложит энергию по меньшей цене, чем другие производители (а это так и будет после эксплуатационной отработки), центральный диспетчерский оператор не сможет отказаться принять всю вырабатываемую мощность ПАТЭС. Антимонопольное законодательство этого не позволит.

Таким образом, ПАТЭС вытеснит часть мощностей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 с рынка. В результате «Камчатскэнерго» будет вынуждено задуматься над тем, как снизить тариф, как сократить неэффективное использование энергетических мощностей.

 

- Обсуждая проект ПАТЭС, надо оценивать все его возможные последствия. У экологов на этот счет свои возражения.

- Благодаря «зеленым», в 1987 году на меня завели уголовное дело, когда мы начали строить каскад больших ГЭС на реке Жупанова. Экологи этот проект загубили. Хотя сегодня все признают, что гидроэлектростанции – один из наиболее экологически безопасных источников энергии. Если бы в 1980-х годах Жупановские ГЭС построили, то мы бы не испытали энергокризис 1998-2000 года, и ПАТЭС была бы не нужна. Так что к мнению «экологической общественности» стоит отнестись осторожно…

Пустим в эксплуатацию ПАТЭС, «Камчатскэнерго» будет вынуждено снизить эксплуатационные затраты. В целом довольно сильно снизим тариф на вырабатываемые мощности. Когда начнем строить большие и малые ГЭС, ПАТЭС сама уплывет, так как имеет более дорогой тариф в сравнении с гидроэлектростанциями. Вот куда надо «зеленым» направить свои пиар-усилия: во благо жителей края.

 

Александр КЛИМОВ

 

На фото: Вправе ли общественность заглянуть в карман гендиректора «Камчатскэнерго» В. Безносюка?

 

 

Программа реформирования энергетики края Владимира СЕМЧЕВА:

 

1. Передать контрольный пакет акций ОАО «Камчатскэнерго» в Правительство Камчатского края. На конкурсной основе выбрать генерального директора компании из профессионалов, живущих на Камчатке. И сделать ее максимально прозрачной для населения.

2. Изолированные энергоузлы севера Камчатки объединить на базе ОАО «Южные электрические сети» в одну энергетическую компанию с контрольным пакетом акций у правительства края. Поручить ей энергообеспечение всей территории разрозненных энергосистем.

3. В центральном энергоузле разделить по хозяйственному и юридическому принципу производство электроэнергии и тепла:

- ОАО «Камчатские ТЭЦ» оставить акционерной компанией с контрольным пакетом акций у ОАО «Камчатскэнерго», отменить решение перевода их в статус филиала.

- Создать на базе филиала «Тепловые сети» компанию с контрольным пакетом акций у правительства края. Объединить все тепловые сети и котельные, находившиеся в управлении «Камчаткоммунэнерго», до границы заборов ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.

- Транспорт электроэнергии сохранить в статусе филиала «Центральные электрические сети» и оставить без изменения в составе ОАО «Камчатскэнерго» при условии, что контрольный пакет акций будет принадлежать правительству края.

4. Прекратить газификацию ТЭЦ-1. Предусмотреть перевод ее потребляемых мощностей на ТЭЦ-2 с возможностью ее консервации и последующей продажей. Вот средства на ремонт и реконструкцию.

5. Отработать вариант строительства больших ГЭС на реках Короноцкая и Жупаново, как туристический и экологический центр для долины Узон и Долины гейзеров мирового туризма.

 

 

 

Цифры и факты, прозвучавшие на годовом собрании акционеров ОАО «Камчатскэнерго»:

 

Электропотребление в отчетном 2010 году составило 1400,0 млн кВтч, что на 0,4 процента выше 2009 года. Рост обусловлен, в том числе, изменением часового пояса. В 2011-м прогнозируется электропотребление на уровне 1403,6 млн кВтч.

Отпуск тепловой энергии в 2010 году составил 1179,7 тыс. Гкал. В 2011-м этот показатель прогнозируется на уровне 2176,1 тыс. Гкал за счет принятых котельных «Камчаткоммунэнерго».

Получена прибыль в сумме 265,2 млн рублей. Прибыль в размере 251,9 тысячи рублей осталась нераспределенной, как источник реинвестирования капитальных вложений 2010 года и финансирования инвестиционной программы 2011 года, а часть прибыли направлена на создание резервного фонда.

Общая численность ОАО «Камчатскэнерго» на 1 января 2011 года составляла 2295 человек.

Размер благотворительной помощи, оказанной за 2010-й, составил 1 млн 450 тысяч руб.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.