Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Идти в ногу со временем

16:59
3547

Кандидат педагогических наук, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент МАНПО Ирина ЧАПЛЫГИНА с 1 декабря 2008 года возглавляет Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров. Деятельная и инициативная, требовательная и решительная, принципиальная и последовательная, она шагает в ногу со временем, направляя и регулируя деятельность института согласно современным тенденциям системы образования. Сегодня институт отмечает 55-летний юбилей, и Ирина Дмитриевна – гость нашей газеты.

 

- Ирина Дмитриевна, успешность деятельности любого учреждения – это, прежде всего, коллектив. Каким вы его увидели? Расскажите о тех, кто работает сегодня.

- Любой коллектив подобен оркестру. И тем лучше он звучит, чем слаженнее действия каждого оркестранта. Именно таким увиделся коллектив института, когда мне выпала честь стать его «дирижером».

Работать «учителем учителей» было всегда престижно и почетно в педагогическом сообществе. Сотрудниками института, как правило, становились учителя, достигшие значительных успехов в своей деятельности, проявившие талант педагога, методиста, лидера. На протяжении 5 десятков лет формировался не просто педагогический коллектив (принято считать, что это довольно сложный организм), а звездно-педагогический. Работать с ним непросто, но очень интересно. И пришла я с уверенностью в том, что мы найдем общий язык, потому что у нас одна профессия и одна цель.

Время подтвердило эту мысль: много раз за эти годы мне пришлось удивиться и порадоваться той слаженности и ответственности, с какой сотрудники выполняют срочные и архиважные задания. Особенно подкупает, как щедро опытные методисты делятся знаниями с новыми коллегами, среди которых сегодня много молодых педагогов и вчерашних выпускников вузов. 

- Вы возглавили институт во время перемен. С тех пор прошло почти 3 года. Что изменилось за это время? По каким направлениям идет работа?

- Время безостановочно и требует бесконечного совершенствования процесса обучения, но профессия педагога - из консервативных: как бы стремительно ни развивались идеи о том как обустроить школу, учитель должен оставаться на высоте, коль скоро мы хотим, чтобы школа учила, развивала, формировала, воспитывала. Любые инновации в системе повышения квалификации уместны, если они обеспечивают непрерывное образование педагога, вооружают новыми знаниями, технологиями, формируют профессиональные компетенции, определяющие качество обучения.

Если говорить о направлениях деятельности, то институт - целое государство, имеющее собственную миссию. Прежде всего, это научно-методическое, учебно-методическое, информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса с использованием дистанционных технологий, а также сетевых форм реализации программ повышения квалификации.

- В последние годы все чаще поднимается вопрос о качестве работы учреждений системы повышения квалификации и их месте в структуре образования. На самых разных уровнях предлагаются варианты «обустройства». На ваш взгляд, отвечает ли ныне действующая система современным требованиям развития образования?

- Я против радикальных мер, когда «до основанья, а затем…». Считаю, что ничего из наработанного нельзя терять, поэтому меня беспокоит суета по поводу всякого рода «обустройства». И хотя в ближайшие годы приходится ждать разных трансформаций, институт повышения квалификации был и должен оставаться для учителя учебным, методическим, научным, консультативным, организационным центром, домом учительского мастерства.

Без сомнения, современные тенденции в сфере образования требуют развития системы повышения квалификации, и мы не стоим на месте. Только за последние 3 года разработана и апробирована накопительная система повышения квалификации, внедрено обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, подготовлены новые модульные программы, проводятся авторские семинары и спецкурсы. Все чаще ряды наших слушателей пополняют представители разных профессий. Нельзя не отметить активность в реализации международных, федеральных и региональных проектов в области образования. Планируется введение персонифицированного обучения: педагог получает бюджетный сертификат, а вместе с ним и право выбора места и сроков обучения. Мы, в свою очередь, должны обеспечить его выбор между хорошим и очень хорошим. И этот перечень можно продолжать. Тем не менее главное для нас - сохранение и приумножение того потенциала, который накоплен за десятилетия деятельности института.

- Ваше отношение к введению критериев оценки результативности деятельности институтов повышения квалификации педагогических кадров. Готов ли коллектив к конкуренции?

- Совершенно нормальное. Критерии оценки качества образования должны быть обязательно, причем понятные, прозрачные и реальные. Они успешно применяются на школьном, муниципальном, региональном уровнях. Что касается конкуренции на рынке образовательных услуг, уверена: коллектив института в полной готовности, потому что есть профессиональный опыт, понимание задачи, мобильность и открытость.

- Женщина-руководитель – это сложно, ответственно, престижно. Что вы скажете по поводу данных утверждений, ведь они вас касаются напрямую?

- В нашей стране - это действительно сложно, ответственно, наверное, престижно, но совершенно обыкновенно. Быть руководителем и интересно, и трудно. Необходимо создавать условия всем и каждому, верить в успех своих коллег и часть полномочий делегировать им, обеспечивая причастность каждого к общему делу. Ведь результат работы руководителя - это результат работы всего коллектива. И, как мне кажется, совершенно не важно при этом руководитель мужчина или женщина.

- И напоследок – о планах и перспективах.

- Обязательно быть!!! Постараться быть первыми на рынке образовательных услуг. Быть лучшими в системе повышения квалификации. Непрерывно развиваться, сохранить коллектив и создать сотрудникам комфортные условия работы, укрепить материальную базу, перейти в «автономное плавание», внедрить новые для нас формы и виды курсовой подготовки, привлечь разные категории слушателей, расширить спектр предлагаемых услуг и профессиональные связи с другими образовательными учреждениями.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.