13-14 июля, в Петропавловске, проходило заседание Российско-Американского тихоокеанского партнерства (РАТОП). Эти 2 дня были насыщены деловыми переговорами и дружескими встречами. Мы еще раз убедились: Россию и США объединяет больше моментов чем разделяет.
Партнерство двух стран: пока «неуд»
РАТОП было основано в 1994 году. Его цель - содействие коммерческому сотрудничеству между западным побережьем США и Дальним Востоком России. На счету РАТОП такие инициативы, как организация транспортного коридора «Восток – Запад», проект по упрощению таможенных процедур «Клир-ПАК», партнерство в банковской сфере и образовании.
За время существования этой организации прошло уже 16 ежегодных заседаний. Прошлое состоялось в Штатах, в г. Портленде. Местом проведения нынешнего, 16-го по счету, был выбран Петропавловск.
Мероприятие престижное. Список его участников говорит сам за себя. Вот лишь несколько фамилий. С американской стороны: генконсул США во Владивостоке Сильвия Курран, советник по коммерческим вопросам посольства США в Москве Джон МакКаслин, представитель Госдепа США Дэниал Рейфснайдер. С нашей стороны: губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, председатель Заксобрания Борис Невзоров, заместитель директора департамента стран Америки Минэкономразвития Дмитрий Сажин, посол по особым поручениям, ответственный секретарь Российско-Американской президентской комиссии МИД Эдуард Малаян.
Кроме того, заочно в разговоре принял участие посол США в России Джон Байерли. Как сказал г-н Байерли в своем видеообращении, экономическое партнерство между нашими странами до сих пор не вышло на высокий уровень. Товарооборот между США и Россией составляет 31 млрд долларов. Это только 1 процент от их общего товарооборота. Инвестиции в Россию составляют 0,5 процента от общих инвестиций США.
Что касается экономических связей Камчатского края с заокеанским соседом, то вот какую цифру привел губернатор В. Илюхин. Внешнеторговый оборот нашего региона и США составляет пока около 17,5 млн долларов в год (в основном, это импорт), что также нельзя признать хорошим результатом.
«Двусторонняя торговля далека от удовлетворительной: число компаний на Дальнем Востоке России и западном побережье США значительно меньше, чем в среднем по странам, - продолжила Сильвия Курран. - РАТОП является идеальным форумом для выявления проблем, которые препятствуют торговле, инвестициям и экспорту».
О двух таких проблемах было сказано почти сразу. Об этом речь пойдет ниже.
Но не летают туда самолеты
Выступая от имени некоммерческого партнерства «Туриндустрия Камчатки», Геворк Шхиян отметил: посещение нашего края американскими туристами напрямую связано с наличием прямого пассажирского авиасообщения. Отмена авиарейсов в период летнего туристского сезона 2006 года вызвала сокращение количества туристов из США, по сравнению с 2005-м, почти на 13 процентов.
Учитывая, что в 2009-2010 годах прямого рейса по этому маршруту не было, число туристов, прибывших из США на Камчатку, в прошлом году упало ниже уровня 10-летней давности. По количеству прибытий США на сегодня опустились на 2-е место после Японии. Более того, между Дальним Востоком и западным побережьем США на сегодня вообще нет прямых авиасообщений. Это главный барьер для развития туристических обменов.
Возможно, скоро его удастся убрать. Как было сказано на встрече, компания «Владивосток-Авиа» планирует организовать регулярную линию Петропавловск - Анкоридж с июля 2012 года. Это открывает перед Камчаткой новые перспективы и в то же время требует от нее решения множества вопросов, начиная с улучшения транспортной инфраструктуры для приема дополнительных 150 пассажиров в неделю. Достаточно вспомнить, что в базовом аэропорту одна из двух взлетно-посадочных полос находится в состоянии износа, близкого к предельным значениям, а вторая - выведена из эксплуатации еще в 1978 году.
Не только отсутствие прямого авиасообщения, но и сложная процедура визового оформления затрудняет сотрудничество американских и российских компаний. Сегодня камчатский житель для получения американской туристической визы, помимо обязательных выплат, вынужден затратить не менее 1 тысячи долларов на поездку в консульство США во Владивостоке.
Для упрощения визового режима для американцев и россиян уже принимаются меры. «Мы сейчас буквально в нескольких часах от подписания договора, который позволит оформлять многоразовую визу на 3 года для деловых и туристических поездок, - сообщил Джон Байерли. - Мы готовы выдавать многоразовые визы на 12 месяцев для официальных лиц с обеих сторон. Это первый шаг к переходу на 3-годичную многократную визу».
По словам Эдуарда Малаяна, в 2011-2012 годах будет устранен еще один барьер между американским и отечественным бизнесом: окончательный вывод России из-под действия поправки Джексона-Вэника. Эта поправка к закону о торговле, принятая Конгрессом США в 1974 году, связала выполнение торгово-экономических соглашений между США и СССР с соблюдением последним гражданских прав и свобод, прежде всего свободы эмиграции. Она до сих пор существует, несмотря на события последних 20 лет.
«Сейчас администрация Обамы обещает вплотную поработать с членами Конгресса, чтобы ликвидировать этот анахронизм», - отметил Э. Малаян.
Процедуры омоложения для российского флота
На заседании РАТОП обсуждались различные сферы, в которых возможно партнерство компаний США и Дальнего Востока: туризм, транспорт, энергетика. Поскольку для Камчатки наиболее важную роль играет добыча водных биоресурсов, то самым насыщенным получился разговор, посвященный именно этой отрасли.
Как отметил министр рыбного хозяйства края Владимир Галицын, по итогам 3 последних лет Камчатка занимает 1-е место по вылову и выпуску рыбной продукции на Дальнем Востоке. В 2010-м ее вылов достиг рекордного уровня за последние 19 лет – 933 тысячи тонн. Наибольшую долю в вылове составляют тресковые виды рыб, в том числе минтай (в 2010 году добыто более 500 тысяч тонн). 2-е место занимает лосось (в последние годы добывается более 150 тысяч тонн). В прошлом году за рубеж экспортировано 310 тысяч тонн рыбы, рыбо- и морепродуктов. США - один из основных потребителей.
Но, помимо успехов, у рыбной отрасли есть проблемы, которые мешают развитию. Например, состояние добывающего флота. Оно характеризуется значительным износом. Большинство судов постройки 1970-1980-х годов. Они малоэффективны и энергозатратны.
Но, как отметил представитель американской компании «Харбор Ресорс» Крис ДэПальма, возраст – не проблема. По его словам, в США есть суда, которые, в среднем, старше, чем многие суда в России, но имеют высокие показатели работы.
Это достигается путем интенсивной и непрерывной модернизации судовых заводов, постоянным поиском инноваций для увеличения суточного вылова, выхода и качества продукции.
«Харбор Ресорс» - одна из тех компаний, которая занимается модернизацией и повышением производительности флота. По словам г-на ДэПальмы, проект обновления крупнотоннажного судна занимает 2-5 месяцев, и обходится дешевле новостроя в пределах от 5 до 15 раз. Ряд камчатских предприятий уже проявили интерес к таким услугам.
Friendship forever
Губернатор края В. Илюхин напомнил участникам РАТОП о важной странице в истории сотрудничества Дальнего Востока и США: «Теплые отношения между нами возникли еще в период Великой Отечественной войны, когда Петропавловск-Камчатский был перевалочным пунктом на маршруте поставки грузов по ленд-лизу».
По разным причинам в нашей стране тема ленд-лиза не была популярной. Ей посвящено очень немного исследований, среди которых можно отметить книгу Аллы Паперно «Ленд-лиз. Тихий океан». А недавно вышла книга ветерана камчатского рыболовного флота и старожила Петропавловска Тимофея Кривоногова, в которой он делится личными воспоминаниями о тех временах:
«На Камчатке с началом войны и введением карточной системы отоваривать карточки было нечем - запасы продовольствия отсутствовали. Люди жили впроголодь. И только к октябрю 1941 года, с поступлением продовольственной помощи из США, карточки стали отоваривать. В 1943 году каждому жителю по ордеру продали по 5 метров синего джинсового материала и по 5 метров желтого полотна для пошива сорочек. Появилась и обувь…».
Петропавловск-Камчатский, имея перед войной единственный деревянный причал рыбного порта, получил к концу войны 6 капитальных механизированных причалов морского торгового порта, склады, портовые сооружения, ряд служебных и жилых зданий. Он перевалил импортных грузов примерно на 1/5 часть больше Мурманска и в 1,5 раза больше Архангельской группы портов.
Хочется разделить надежды нашего губернатора на то, что Петропавловск вновь станет транзитной и бункеровочной базой для американских судов. Но теперь - уже в рамках Северного морского пути.
Участники РАТОП сделали еще один экскурс в историю. Руководитель регионального отделения Службы национальных парков западной Арктики Фрэнк Хейз упомянул в своем выступлении последний ледниковый период, когда существовал континентальный массив Берингия. Он начинался в Сибири и уходил через территорию Аляски в северо-западные районы Канады.
Там, где сегодня между Чукоткой и полуостровом Сьюард на Аляске раскинулся Берингов пролив, когда-то находился сухопутный мост. Он представлял собой широкую степную равнину, которая по площади вдвое превышала штат Техас. Считается, что именно по этому мосту в Америку пришли люди. Так что история взаимоотношений между нашими берегами имеет гораздо более глубокие корни, чем многие из нас представляют.
Александр КЛИМОВ