Точка отсчёта – ледниковый период

13-14 июля, в Петропавловске, проходило заседание Российско-Американского тихоокеанского партнерства (РАТОП). Эти 2 дня были насыщены деловыми переговорами и дружескими встречами. Мы еще раз убедились: Россию и США объединяет больше моментов чем разделяет.

 

Партнерство двух стран: пока «неуд»

РАТОП было основано в 1994 году. Его цель — содействие коммерческому сотрудничеству между западным побережьем США и Дальним Востоком России. На счету РАТОП такие инициативы, как организация транспортного коридора «Восток – Запад», проект по упрощению таможенных процедур «Клир-ПАК», партнерство в банковской сфере и образовании.

За время существования этой организации прошло уже 16 ежегодных заседаний. Прошлое состоялось в Штатах, в г. Портленде. Местом проведения нынешнего, 16-го по счету, был выбран Петропавловск.

Мероприятие престижное. Список его участников говорит сам за себя. Вот лишь несколько фамилий. С американской стороны: генконсул США во Владивостоке Сильвия Курран, советник по коммерческим вопросам посольства США в Москве Джон МакКаслин, представитель Госдепа США Дэниал Рейфснайдер. С нашей стороны: губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, председатель Заксобрания Борис Невзоров, заместитель директора департамента стран Америки Минэкономразвития Дмитрий Сажин, посол по особым поручениям, ответственный секретарь Российско-Американской президентской комиссии МИД Эдуард Малаян.

Кроме того, заочно в разговоре принял участие посол США в России Джон Байерли. Как сказал г-н Байерли в своем видеообращении, экономическое партнерство между нашими странами до сих пор не вышло на высокий уровень. Товарооборот между США и Россией составляет 31 млрд долларов. Это только 1 процент от их общего товарооборота. Инвестиции в Россию составляют 0,5 процента от общих инвестиций США.

Что касается экономических связей Камчатского края с заокеанским соседом, то вот какую цифру привел губернатор В. Илюхин. Внешнеторговый оборот нашего региона и США составляет пока около 17,5 млн долларов в год (в основном, это импорт), что также нельзя признать хорошим результатом.

«Двусторонняя торговля далека от удовлетворительной: число компаний на Дальнем Востоке России и западном побережье США значительно меньше, чем в среднем по странам, — продолжила Сильвия Курран. — РАТОП является идеальным форумом для выявления проблем, которые препятствуют торговле, инвестициям и экспорту».

О двух таких проблемах было сказано почти сразу. Об этом речь пойдет ниже.

 

Но не летают туда самолеты

Выступая от имени некоммерческого партнерства «Туриндустрия Камчатки», Геворк Шхиян отметил: посещение нашего края американскими туристами напрямую связано с наличием прямого пассажирского авиасообщения. Отмена авиарейсов в период летнего туристского сезона 2006 года вызвала сокращение количества туристов из США, по сравнению с 2005-м, почти на 13 процентов.

Учитывая, что в 2009-2010 годах прямого рейса по этому маршруту не было, число туристов, прибывших из США на Камчатку, в прошлом году упало ниже уровня 10-летней давности. По количеству прибытий США на сегодня опустились на 2-е место после Японии. Более того, между Дальним Востоком и западным побережьем США на сегодня вообще нет прямых авиасообщений. Это главный барьер для развития туристических обменов.

Возможно, скоро его удастся убрать. Как было сказано на встрече, компания «Владивосток-Авиа» планирует организовать регулярную линию Петропавловск — Анкоридж с июля 2012 года. Это открывает перед Камчаткой новые перспективы и в то же время требует от нее решения множества вопросов, начиная с улучшения транспортной инфраструктуры для приема дополнительных 150 пассажиров в неделю. Достаточно вспомнить, что в базовом аэропорту одна из двух взлетно-посадочных полос находится в состоянии износа, близкого к предельным значениям, а вторая — выведена из эксплуатации еще в 1978 году.

Не только отсутствие прямого авиасообщения, но и сложная процедура визового оформления затрудняет сотрудничество американских и российских компаний. Сегодня камчатский житель для получения американской туристической визы, помимо обязательных выплат, вынужден затратить не менее 1 тысячи долларов на поездку в консульство США во Владивостоке.

Для упрощения визового режима для американцев и россиян уже принимаются меры. «Мы сейчас буквально в нескольких часах от подписания договора, который позволит оформлять многоразовую визу на 3 года для деловых и туристических поездок, — сообщил Джон Байерли. — Мы готовы выдавать многоразовые визы на 12 месяцев для официальных лиц с обеих сторон. Это первый шаг к переходу на 3-годичную многократную визу».

По словам Эдуарда Малаяна, в 2011-2012 годах будет устранен еще один барьер между американским и отечественным бизнесом: окончательный вывод России из-под действия поправки Джексона-Вэника. Эта поправка к закону о торговле, принятая Конгрессом США в 1974 году, связала выполнение торгово-экономических соглашений между США и СССР с соблюдением последним гражданских прав и свобод, прежде всего свободы эмиграции. Она до сих пор существует, несмотря на события последних 20 лет.

«Сейчас администрация Обамы обещает вплотную поработать с членами Конгресса, чтобы ликвидировать этот анахронизм», — отметил Э. Малаян.

 

Процедуры омоложения для российского флота

На заседании РАТОП обсуждались различные сферы, в которых возможно партнерство компаний США и Дальнего Востока: туризм, транспорт, энергетика. Поскольку для Камчатки наиболее важную роль играет добыча водных биоресурсов, то самым насыщенным получился разговор, посвященный именно этой отрасли.

Как отметил министр рыбного хозяйства края Владимир Галицын, по итогам 3 последних лет Камчатка занимает 1-е место по вылову и выпуску рыбной продукции на Дальнем Востоке. В 2010-м ее вылов достиг рекордного уровня за последние 19 лет – 933 тысячи тонн. Наибольшую долю в вылове составляют тресковые виды рыб, в том числе минтай (в 2010 году добыто более 500 тысяч тонн). 2-е место занимает лосось (в последние годы добывается более 150 тысяч тонн). В прошлом году за рубеж экспортировано 310 тысяч тонн рыбы, рыбо- и морепродуктов. США — один из основных потребителей.

Но, помимо успехов, у рыбной отрасли есть проблемы, которые мешают развитию. Например, состояние добывающего флота. Оно характеризуется значительным износом. Большинство судов постройки 1970-1980-х годов. Они малоэффективны и энергозатратны.

Но, как отметил представитель американской компании «Харбор Ресорс» Крис ДэПальма, возраст – не проблема. По его словам, в США есть суда, которые, в среднем, старше, чем многие суда в России, но имеют высокие показатели работы.

Это достигается путем интенсивной и непрерывной модернизации судовых заводов, постоянным поиском инноваций для увеличения суточного вылова, выхода и качества продукции.

«Харбор Ресорс» — одна из тех компаний, которая занимается модернизацией и повышением производительности флота. По словам г-на ДэПальмы, проект обновления крупнотоннажного судна занимает 2-5 месяцев, и обходится дешевле новостроя в пределах от 5 до 15 раз. Ряд камчатских предприятий уже проявили интерес к таким услугам.

 

Friendship forever

Губернатор края В. Илюхин напомнил участникам РАТОП о важной странице в истории сотрудничества Дальнего Востока и США: «Теплые отношения между нами возникли еще в период Великой Отечественной войны, когда Петропавловск-Камчатский был перевалочным пунктом на маршруте поставки грузов по ленд-лизу».

По разным причинам в нашей стране тема ленд-лиза не была популярной. Ей посвящено очень немного исследований, среди которых можно отметить книгу Аллы Паперно «Ленд-лиз. Тихий океан». А недавно вышла книга ветерана камчатского рыболовного флота и старожила Петропавловска Тимофея Кривоногова, в которой он делится личными воспоминаниями о тех временах:

«На Камчатке с началом войны и введением карточной системы отоваривать карточки было нечем — запасы продовольствия отсутствовали. Люди жили впроголодь. И только к октябрю 1941 года, с поступлением продовольственной помощи из США, карточки стали отоваривать. В 1943 году каждому жителю по ордеру продали по 5 метров синего джинсового материала и по 5 метров желтого полотна для пошива сорочек. Появилась и обувь…».

Петропавловск-Камчатский, имея перед войной единственный деревянный причал рыбного порта, получил к концу войны 6 капитальных механизированных причалов морского торгового порта, склады, портовые сооружения, ряд служебных и жилых зданий. Он перевалил импортных грузов примерно на 1/5 часть больше Мурманска и в 1,5 раза больше Архангельской группы портов.

Хочется разделить надежды нашего губернатора на то, что Петропавловск вновь станет транзитной и бункеровочной базой для американских судов. Но теперь — уже в рамках Северного морского пути.

Участники РАТОП сделали еще один экскурс в историю. Руководитель регионального отделения Службы национальных парков западной Арктики Фрэнк Хейз упомянул в своем выступлении последний ледниковый период, когда существовал континентальный массив Берингия. Он начинался в Сибири и уходил через территорию Аляски в северо-западные районы Канады.

Там, где сегодня между Чукоткой и полуостровом Сьюард на Аляске раскинулся Берингов пролив, когда-то находился сухопутный мост. Он представлял собой широкую степную равнину, которая по площади вдвое превышала штат Техас. Считается, что именно по этому мосту в Америку пришли люди. Так что история взаимоотношений между нашими берегами имеет гораздо более глубокие корни, чем многие из нас представляют.

 

Александр КЛИМОВ

2643

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых