Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Развитие горнорудной промышленности на Камчатке не остановить

17:46
8487

Потенциал развития Камчатского края и его северных территорий заложен именно в молодой для нашего региона горнодобывающей промышленности. В то же время ряд ангажированных общественных организаций в последнее время особенно активно стремится развивать в камчатцах фобии, запугивая граждан колоссальным вредоносным воздействием на природу со стороны недропользователей. Об этом на минувшей неделе говорили, собравшись за «круглым столом», руководители крупнейших предприятий-недропользователей, науки, общественных организаций.

Сегодня в Камчатском крае работает более 200 недропользователей, из них 19 – наиболее крупных. Среди них ведущее место занимает ООО «Интерминералс», в составе которой действует несколько компаний - ЗАО «Камчатское золото», ЗАО «Быстринская горная компания», ООО «Каммедь», ЗАО «Камголд», ЗАО «Корякгеолдобыча» и ряд других. Другие крупнейшие игроки в горнорудных разработках - компании «Тревожное зарево», «Геотехнология». Такие крупные компании, как «Сибирский горно-металлургический альянс», «Полиметалл», «Степпс Ист», сегодня проводят геологоразведочные работы по рудным полезным ископаемым.

Темпы развития отрасли для Камчатки весьма многообещающие. Как сообщил министр природных ресурсов и экологии Камчатского края Андрей Семиколенных, только одно из предприятий – «Камголд» - уже добыло 10 тонн золота с начала эксплуатации. Вступил в строй Асачинский ГОК, производительностью до 2,5 тонны золота. С 2014 года начнется золотодобыча на Аметистовом руднике, который будет давать около 5 тонн золота. В планах и ввод Озерновского месторождения золота в Карагинском районе, где предполагаются очень крупные запасы. Первая очередь рудника, с производительностью не менее 5 тонн годовой добычи, будет запущена к 2018 году. Кроме того, рассматривается еще ряд объектов, и все это вместе позволяет говорить о том, что к 2020 году уровень добычи драгметаллов на территории края достигнет 20 тонн ежегодно.

Горнодобывающая промышленность может значительно увеличить поступление налогов как в федеральный, так и региональный бюджеты. Только от Агинского ГОКа поступление налогов и других платежей во все уровни бюджетов в 2011 году составит 621 млн рублей, в том числе в краевой бюджет - около 170 млн, а налог на прибыль в 2011 году составит 236,7 млн рублей.

Общие затраты, связанные с природоохранным направлением деятельности ЗАО «Камголд», с начала эксплуатации месторождения составили 451 млн рублей, из них на выполнение природоохранных мероприятий - 226 млн рублей.

Наиболее значимый инвестиционный проект на 2011-2022 годы подготовлен компанией «Интерминералс» с участниками проекта ЗАО «Камчатское золото», ЗАО «Аметистовое», ЗАО «Быстринская горная компания», ЗАО «Каммедь», на сумму почти 20 млрд рублей. К 2016 году этой группой компаний планируется добывать 10 тонн золота.

Реализация всех направлений недропользования, без учета нефтегазового сектора, позволит создать около 8 тысяч рабочих мест, а с учетом смежных отраслей – до 30 тысяч. В бюджеты всех уровней будет ежегодно поступать более 7 млрд рублей, в бюджет Камчатского края – более 2 млрд рублей.

 

Уважайте законы и себя!

Эти впечатляющие цифры были озвучены на заседании «круглого стола», пожалуй, первом серьезном и откровенном разговоре между представителями власти и недропользователями – с одной стороны, и представителями научных и общественных организаций – с другой. Вместе с тем не только конфликта, но даже жестких споров на «круглом столе» не произошло. «Вы хотите сотрудничества? Обращайтесь, наши двери открыты, только давайте действовать в строгом соответствии с законом», - говорили представители компаний-недропользователей.

Разговор между экологической общественностью и горнодобывающими предприятиями, действительно, назрел. И отнюдь не случайно экологов призывали к соблюдению закона. О сути этой проблемы – в нашей беседе с президентом Камчатской горнопромышленной ассоциации Александром Орловым.

 

- Александр Алексеевич, сообщество недропользователей действительно является закрытой организацией, к которой никак не подступиться?

- Это не имеет отношения к истине. Мы никогда не отказываемся от сотрудничества, и настроены на диалог, поскольку точно так же, как и наши экологи-общественники, заинтересованы в благополучии окружающей среды. Мы всегда готовы прислушиваться к их мнению, и хотели бы расценивать их как своих партнеров, готовы представить необходимую информацию экологического характера. При этом необходимо учитывать, что любое горнодобывающее предприятие является особо опасным производством. Например, на Агинском ГОКе имеется 12 опасных производственных объектов, установлен строгий пропускной режим. Поэтому любой желающий не может попасть на территорию предприятия без предварительного согласования с руководством.

Конечно, все это возможно, если речь идет о конструктивном сотрудничестве, а не о противодействии. Но, к сожалению, практически любое действие недропользователей встречало жесткое противодействие экологов с момента зарождения горной промышленности на Камчатке. Начинали они с заявлений о том, что добыча полезных ископаемых, в том числе - драгметаллов, Камчатке вообще не нужна. Органы власти Камчатского края приняли ряд знаковых решений в пользу развития горной промышленности. Утверждена стратегия развития минерально-сырьевой базы Камчатского края. Но нападки на отрасль продолжаются.

 

- О каких организациях идет речь?

- С начала 1990-х годов большое влияние на природоохранное движение на Камчатке оказывали Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Тихоокеанский центр охраны окружающей среды (США). При их финансовой и методической поддержке на Камчатке была создана общественная организация «Камчатская лига независимых экспертов» (КЛИНЭ). С их помощью осуществлялось противодействие развитию горнодобывающей промышленности, изучению шельфа Камчатки и строительству газопровода.

Сначала народ пугали тем, что на Камчатке вымрет все живое. Когда проектировали и строили Агинский ГОК, создавался ажиотаж вокруг использования цианидов в технологическом процессе. Уже 6 лет как ГОК построен и работает, ведется экологический контроль - как государственный, так и производственный. Влияние ГОКа на окружающую среду не большее, чем любых других Камчатских предприятий.

И вот в ноябре этого года региональное отделение WWF организовало на Камчатке очередную экологическую акцию. Несколько представителей этой организации, а также от КЛИНЭ, вылетели в район Агинского ГОКа, где взяли на анализ пробы воды и провели аэрофотосъемку. Информация, размещенная на сайте WWF, рассказывала о якобы имеющем место загрязнении р. Аги химическими отходами. При этом прилагаемые протоколы результатов анализа, указанных проб свидетельствовали о содержаниях химических веществ в разы ниже ПДК. Таким образом, вместо выстраивания конструктивного диалога с недропользователями налицо искажение фактов. Давайте представим на минуту аналогичную ситуацию в США, где представители иностранных экологических организаций, без согласования с необходимыми инстанциями и недропользователями, начнут проводить аэрофотосъемку территории промышленного предприятия, высадятся на производственный объект с целью отбора проб. Такую картину трудно себе представить, а к нам подход - как к туземцам. Давайте уважать законы и себя. 

 

- Что необходимо предпринять общественной организации, чтобы получить достоверную информацию о деятельности горнодобывающего предприятия?

- Есть порядок, прописанный в законе. Общественные организации и граждане имеют возможность получать достоверную информацию на всех этапах реализации инвестиционного проекта: проектировании; строительстве и эксплуатации. Законодательством предусмотрено обязательное проведение общественных обсуждений проектной документации, право на участие в котором, к сожалению, не в полной мере используется заинтересованными организациями. В ходе указанных мероприятий можно получить всю необходимую информацию экологического характера.

Кстати, Агинский ГОК в этом году трижды проверялся Росприроднадзором и 7 раз - Ростехнадзором. По результатам проверок сверхнормативного воздействия ГОКа на окружающую среду не выявлено.

 

- Откуда же столько внимания именно к объектам горнорудной промышленности?

- Вопросы экологии всегда интересовали общественность Камчатки. Учитывая, что основную отрасль промышленности – рыбодобывающую – контролировать крайне затруднительно из-за ее труднодоступности, а также в силу многочисленности ее представителей (а это сотни рыболовецких компаний), все внимание уделяется зарождающейся отрасли промышленности – горнодобывающей, и основному ее представителю на Камчатке – ООО «Интерминералс».

К тому же в регионе сформировался ложный стереотип об экологически опасной деятельности горнопромышленных предприятий.

Хотя на Камчатке уже существуют гораздо более масштабные экологические проблемы. Состояние канализации в Петропавловске похоже на Москву 1980-х годов. Каждый день в Авачинскую бухту, вливается море отходов жизнедеятельности 200-тысячного города. Однако у WWF это не вызывает деятельного зуда: куда важнее для него несуществующее загрязнение от предприятий горной промышленности. Поэтому проблема так и не всплывает – хотя, извинимся за каламбур, буквально плавает на поверхности. 

Как раз при обсуждении вопросов экологической безопасности деятельности горнопромышленных предприятий на «круглом столе» было продемонстрировано, что на Камчатке применяются наилучшие доступные технологии, проводятся процедуры общественных обсуждений проектов, проводится комплексный экологический мониторинг.

 

Диалог будет продолжен

В завершение работы «круглого стола» принята резолюция. В ней, в частности, отмечается:

- Горнодобывающая промышленность в Камчатском крае относится к приоритетным направлениям экономики, призванным обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие территории, в том числе – создание транспортно-энергетической инфраструктуры в отдаленных и труднодоступных районах.

Вопросы обеспечения экологической безопасности являются непременным условием  развития горнодобывающей отрасли Камчатского края, и должны учитываться при установлении баланса интересов промышленников и общества.

При проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий по разработке золоторудных месторождений в Камчатском крае применяется принцип использования наилучших доступных технологий, производятся опережающие фоновые экологические исследования,  производственный экологический контроль и комплексный экологический мониторинг.

Опыт эксплуатации Агинского горно-обогатительного комбината свидетельствует об отсутствии сверхнормативного воздействия на окружающую среду, и должен учитываться при проектировании и строительстве предприятий на других месторождениях Камчатки.

Необходимость исключения безлицензионного пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых,  приводящего к бесконтрольному негативному воздействию на компоненты окружающей среды.

Актуальность и значимость тематики настоящего «круглого стола» и необходимость организации подобных мероприятий на регулярной основе, с целью развития конструктивного диалога заинтересованных сторон, повышения открытости и прозрачности бизнеса.

Публикации в СМИ, формирующие отношение общественности к деятельности промышленных предприятий, должны базироваться на объективной и достоверной информации, представляемой как самими недропользователями, так и надзорными органами.

Участники «круглого стола» решили ходатайствовать перед министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края и НКО «Горнопромышленная ассоциация Камчатки» о включении в их планы работы проведения «круглых столов» по вопросам эффективности, социальной ответственности и экологической безопасности недропользования, с участием представителей всех заинтересованных сторон.

 

Мария ВЛАДИМИРОВА


P.S. Редакция газеты «Камчатский край» открыта для обсуждения темы экологической безопасности полуострова и готова выслушать альтернативные точки зрения.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.