Камчатка стала родной для многих, кто приехал сюда ненадолго, а остался навсегда. Сегодня здесь живут представители более 140 национальностей. Наша газета продолжает рассказывать на своих страницах о народах, населяющих полуостров. Сегодня мы знакомимся с чувашами. Нашим путеводителем в мире чувашских традиций и обычаев стал председатель общественной организации «Канаш» Геннадий ГРИГОРЬЕВ.
«Канаш» на Камчатке появился 24 июня 1992 года. Для камчатских чувашей – это двойной праздник: день рождения общественной организации и день Чувашской Республики. На будущий год организация будет отмечать свой 20-летний юбилей. Пока программа праздника еще не готова, но то, что это будет весело и шумно, никто не сомневается. А еще – будет много песен. Местные чуваши традиционно выписывают с родины самых известных певцов республики. Последний раз, на День народного единства, из Чувашии приехала певица Светлана Васильева.
По своей численности чуваши занимают 5-е место в Российской Федерации, после русских, татар, украинцев и башкир, по всей России – более 1,5 млн человек. Однако на Камчатке статистика иная.
- Чувашей в Камчатском крае не так много, по результатам последней переписи – всего 1.912 человек, - председатель называет точную цифру, при такой малой численности каждый человек важен. – Чуваши держатся друг за друга. У нашей организации нет своего офиса, но если что-то случится, все знают: надо выходить на меня, звонят по телефону. Я не могу, конечно, сказать что знаком со всеми земляками из этих почти 2 тысяч, но знаю многих. «Канаш» переводится на русский как «Совет». Иногда приходится советоваться по радостным вопросам, иногда – по печальным. Собираемся обсудить, как отмечать Акатуй или как помочь с ремонтом земляку-чувашу, у которого сгорела квартира. Нас мало, но мы – родные.
Свой самый главный праздник Акатуй камчатские чуваши отмечают летом. Он похож на более известный татаро-башкирский эквивалент – Сабантуй, однако имеет свои нюансы. В переводе с чувашского «акатуй» – «свадьба плуга и земли». С древних времен после окончания посевных работ чуваши отмечают этот традиционный земледельческий праздник. Камчатские чуваши празднуют Акатуй на берегу Микижи, иногда в Петропавловске, на поляне в районе 4 км, – все места далеки от земледельческих. Но в наши дни праздник посвящен не только прославлению жизненной силы и плодородия земли, величия земледельческого труда. Современный Акатуй – символ сохранения традиций чувашского народа.
Хранить традиции вдали от родины всегда трудно. Например, чувашскому языку тебя здесь не выучат – нет ни специальных курсов, ни отдельных репетиторов. Если семья целиком чувашская – тогда есть шанс познать азы языка дома, если брак смешанный – то уже трудней. А смешанных браков становится все больше.
Председатель Григорьев признается, что вволю наговориться на чувашском может только на родине и… еще иногда на работе. Геннадий Иванович работает водителем маршрутного микроавтобуса. Иногда, в ожидании своей очереди на поездку, к нему в салон набиваются земляки, коих среди коллег немало.
Чуваши сами себя называют «чаваш»
В 1551 году чуваши добровольно вошли в состав России. В 1925 году была создана Чувашская автономная область, преобразованная в 1990 году в Чувашскую Республику.
Изначальной религией чувашей было языческое многобожие. Потом из множества божков и духов выделился верховный бог – Тура.
Но в 15-16-м веках у него появились могучие конкуренты – Христос и Аллах, которые вступили с ним в спор за души чувашей. К середине 18-го века основная масса чувашей выбрала христианство. Часть чувашей, приняв ислам, отатарились, еще часть остались язычниками. Современные чуваши в массе своей – православные, но отголоски языческих обрядов сохранились до сих пор.
Для чувашского народа наиболее характерной национальной чертой является подчеркнутое уважение к родителям. Об этом часто поется в народных песнях. Гимн чувашского народа «Асран кайми» начинается со слов: «Незабываемые отец с матерью». Еще одной чертой чувашской культуры является отсутствие разводов в семьях. Конечно, в современном мире это уже – не закон.
- Бывают и разводы. А еще постепенно уходит многодетность. Раньше семья, где 3 ребенка, не считалась за многодетную, в основном, было 5-6 ребятишек. Сегодня в семье – 1-2 ребенка. Я и сам не внес еще свою лепту в увеличение численности чувашей на Камчатке, у меня пока детей вообще нет, - улыбается Геннадий Иванович.
Культура народа – это не только пища духовная, но еще и та пища, которую принято ставить на стол.
- Вообще, что касается приготовления еды, - рассказывает Григорьев, - то этим по традиции занимается женщина. И пиво – наш национальный напиток, в советские времена 70 процентов хмеля производилось в Чувашии! И пиво тоже варит обычно женщина. Однако в позапрошлом году, когда я гостил у мамы, она мне поведала некоторые секреты и даже похвалила мою пробную партию. Я вот запомнил, что вся остальная посуда, кроме чугунного котла, где оно варится, должна быть деревянной. А процеживать пиво нужно не через сито, а через ржаную солому. Вкус от этого становится прекрасным, а цвет янтарным. Вот такие нюансы. Но нюансы и делают национальную культуру.
«Шеф-повар» в гостях у чувашей
Что бывает на столе у чуваша? Предлагаем читателям «КК» взять на вооружение несколько рецептов!
Шартан
Обработанный бараний желудок наполняют сырой бараниной, нарезанной кусочками по 30-40 г, заправляют чесноком, лавровым листом, солят, отверстие зашивают сверху, слегка натирают солью, кладут на противень отверстием вниз и ставят в печь на 3-4 часа, до появления золотистой корочки. Готовый сочный шартан подают в горячем виде.
Для длительного хранения шартан ставят в печь повторно, на 1-1,5 часа, охлаждают и вновь ставят в печь на 1 час. Данное блюдо можно долго хранить в прохладном месте.
Желудок бараний - 500 г, баранина - 2 кг, чеснок - 10, перец - 0,5 г, лист лавровый - 0,2 г, соль - 20 г.
Кавын игерчи (оладьи из тыквы)
Очищенную тыкву натирают на терке, добавляют муку, взбитые с молоком яйца, сахар, соль, соду, все хорошо перемешивают деревянной ложкой. Жарят оладьи на топленом или растительном масле. Подают к столу со сметаной.
Тыква - 250 г, мука пшеничная - 50 г, молоко - 30 г, яйцо - 1 шт., сахар - 15 г, масло топленое или растительное - 15 г, сметана - 30 г, соль, сода.
Сухан нимри (луковое пюре)
Очищенные картофель и лук (1 к 2) отваривают в подсоленной воде, пропускают через мясорубку, заправляют горячим молоком, сливочным маслом, солью, перцем, хорошо взбивают. Подают с кислым молоком или сметаной.
Пирожки из соленых огурцов
Дрожжевое тесто тонко раскатывают лепешками толщиной 0,8-10 мм. На середину лепешки кладут начинку, приготовленную из соленых огурцов, заправленных пассированным луком. Пирожкам придают форму полумесяца и края защипывают. Пирожки ставят в теплое место для расстойки. Через 10-15 минут их смазывают яичным льезоном и выпекают. Готовые пирожки смазывают маслом. Начинку готовят так: соленые огурцы среднего размера промывают, удаляют сердцевину, мелко шинкуют кубиками, жарят на сковороде до полуготовности, затем добавляют пассированный репчатый лук и жарят до готовности.
Для теста: мука - 415 г, сахар - 40 г, маргарин - 45 г, меланж - 50 г, вода - 110 г, соль - 7 г.
Для начинки: огурцы соленые - 450 г, лук репчатый - 100 г, жир для смазывания листов - 25 г, масло сливочное - 60 г.
Лада КАЛИНИНА