Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Спарту» вывели на чистую воду. А её владельцев?

20:40
3811

Последние недели декабря многие с тревогой следили за судьбой российского траулера «Спарта», попавшего в беду в море Росса. К счастью, экипаж и судно спасены. Но остаются вопросы, которые требуют ответов. Главный из них: кто отправил «Спарту» в этот опасный район и с какой целью?

 

Спасите «Спарту»

Как сообщали российские СМИ, 15 декабря российский траулер «Спарта» был затерт льдами в море Росса (Антарктида), в 3.700 км к юго-востоку от Новой Зеландии.

В результате столкновения с льдиной он получил пробоину ниже ватерлинии и, накренившись, стал набирать воду в грузовой трюм. Для помощи судну и его экипажу была организована международная спасательная операция. Самолет ВВС Новой Зеландии сбросил в точку бедствия дополнительный инвентарь для ремонта – аварийный пластырь и помпу для откачки воды.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что «Спарта», мягко выражаясь, не была полностью готова к таким ситуациям, которые в море Росса – не редкость.

К счастью, 28 декабря южнокорейский ледокол «Aaron» вывел ее на чистую воду. Остается порадоваться за членов экипажа «Спарты», их родных и близких. Но точку в этой истории ставить рано. За те дни, что «спартанцы» боролись за живучесть своего судна, возникло много вопросов, которые требуют ответа. Что этот траулер делал в Антарктиде? Если судно российское, почему больше половины экипажа - индонезийцы? А главное, кто несет ответственность за произошедшее?

 

Новые фигуранты

В новостях в качестве судовладельца фигурировали фирма «Антей» и его руководитель Андрей Поломарь. При этом указывалось, что судно приписано к порту Совгавань Хабаровского края, а «Антей» находится во Владивостоке. Но если мы зайдем на сайт Российского морского регистра судоходства, то найдем совершенно другую информацию. Там сказано, что «Спарта» приписана к порту Петропавловск-Камчатский и является собственностью ЗАО «Морской ворон» (других судов с таким названием в регистровой книге нет).

Что мы знаем о «Морском вороне»? Эта фирма была выделена в 2005 году из «Корякской рыбопромышленной компании», которая ранее носила известное многим название «Иянин Кутх». «Морской ворон» унаследовал часть «кутховских» квот, судов и руководства.

С 2007 года над этой фирмой и ее владельцем стали сгущаться тучи. «Морской ворон» фигурировал в деле холдинга «Восточные рыбные ресурсы» о незаконном вылове 9 тысяч тонн краба, а потом по нему началось отдельное уголовное производство. Однако механизм спасения бизнеса был отработан. В 2011-м произошло выделение из «Морского ворона» новой фирмы «Визант», с передачей ей квот.

А из флота у «Морского ворона» оставалась только «Спарта». Но это еще начало истории.

 

Старый знакомый

Теперь обратимся к публикациям о спасении «Спарты», которые появились за рубежом. В новостях новозеландского информагентства «Fairfax NZ News» в качестве судовладельца ситуацию комментировал представитель не «Антея» и не «Морского ворона», а американской фирмы из г. Сан-Диего «Sedna Industries Inc» Андрей Кулишь.

С его слов выходит, что «Спарта» фактически принадлежит именно «Sedna Industries Inc», которая владеет и другими судами.

На сайте этой американской фирмы можно найти их список: «Андрей Смирнов», «Таманго», «Соболево» и т. д. Когда-то они принадлежали «Иянину Кутху», а ныне формально числятся за другими российскими фирмами. А фотография «Спарты» во льдах моря Росса украшает главную страницу сайта «Sedna Industries Inc».

Теперь настало время ответить на вопрос, кто владеет фирмой «Sedna Industries Inc» и, соответственно, судном «Спарта»? Наверное, многие уже догадались. Правильно, это Иван Михнов, основатель ЗАО «Иянин Кутх» и многих других компаний, который уехал в США (как говорят злые языки, скрываясь от уголовного преследования), получил там вид на жительство и, попрощавшись, незримо остался с нами.

Но что его заставило осваивать такие экзотические районы промысла, рискуя жизнями своих рыбаков? Почему 23-летняя шхуна японской постройки «Спарта» оказалась в Антарктиде, в паковых льдах, за 3.700 км до ближайшего убежища?

 

Покоритель Антарктиды

В Антарктиде действуют международные договоренности по разделу квот, в которых имеет свою долю и Россия. Ловят здесь, в том числе, клыкача. На его промысел и направлялась «Спарта».

Клыкач, конечно, рыбка дорогая. Но на другой чаше весов – очень рискованные условия работы. Те, кто знаком с промыслом в Антарктиде, не понаслышке знают, насколько опасна ситуация, в которой оказалась «Спарта». Судя по снимкам из космоса, на момент аварии судно было окружено тяжелым, до 1,5 м толщиной, льдом. Все могло закончиться не так благополучно.

Чтобы развивать здесь промысел, надо иметь серьезную подготовку и очень веские мотивы. Кто-то идет сюда за неимением других вариантов, от безысходности. Не эта ли причина заставила Ивана Михнова устремить свой взор в сторону моря Росса? Уж очень много проблем и недругов нажил себе Иван Христьянович в других точках земного шара. Наверное, потому и решил покорять льды Антарктиды, что перспективы промысла в Охотском и Беринговом морях стали для него зыбкими.

Но, Иван Христьянович, пожалуйста, берегите свои экипажи в море Росса. Я понимаю, что индонезийцы - ребята неприхотливые, да и наши рыбаки порой готовы браться за любую работу, лишь бы прокормить семью. Но случись с ними что, и вашему бизнесу несдобровать. Это в России дело о гибели МРС-150 и его команды можно было спустить на тормозах, а в цивилизованных странах человеческая жизнь ценится гораздо дороже, ответственность за нее более сурова.

 

Александр КЛИМОВ

 

P. S. Как сообщалось, недалеко от «Спарты» находилось судно «Чио Мару-3», которое по регистру принадлежит фирме «Антей». Повторюсь, что «Антею» приписывали и «Спарту». Не удивлюсь, если «Спарта» действительно уже сменила очередного формального владельца. Но кто ее истинный хозяин, мы уяснили.

Кстати, раньше судно «Чио Мару-3» принадлежало другому потомку «Иянина Кутха» - ЗАО «Рыбак Коврана».

 

Для справки

Море Росса. Окраинное море Тихого океана у берегов Антарктиды, между мысами Адэр и Колбек. 440 тысяч кв. км. Глубина до 2.972 м. Южная часть моря покрыта шельфовым ледником Росса, северная - плавучими льдами. Много айсбергов.

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.