Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Воздушная тревога

18:04
4453

Развитие береговой переработки рыбы – одно из наиболее перспективных направлений экономики Камчатки. В крае активно строятся новые перерабатывающие заводы. Но многие из них могут оказаться под угрозой закрытия.

 

Большая стройка

Сегодня на территории края построено и действует более 170 рыбоперерабатывающих заводов и цехов, четверть которых работает круглогодично. Пока основную долю выпуска продукции занимает мороженая рыба, не имеющая высокой добавленной стоимости. Однако постепенно ассортимент расширяется.

Закрепление за компаниями рыбопромысловых участков на долгосрочный период послужило стимулом прогресса. По итогам конкурсов 2008-2009 годов более 80 компаний Камчатки получили вместе с участками гарантию стабильной работы, возможность инвестировать в развитие бизнеса. За три года в береговую рыбопереработку было вложено более 2,5 млрд рублей. В ряде случаев предприниматели получали помощь от государства. Например, Камчатский край субсидирует процентные ставки по банковским кредитам и лизинговым платежам на строительство объектов береговой инфраструктуры.

Если раньше основные уловы лосося перерабатывались на судах, то во время путины 2011 года соотношение береговой и морской переработки составило почти 50 на 50. Ожидалось, что это соотношение будет и дальше меняться в сторону берега. Но беда пришла, откуда не ждали.

 

Осторожно, птицы!

12 июля 2011 года на аэродроме, который расположен в поселке Оссора Карагинского района, произошел инцидент. Во время выруливания Як-40 на полосу для взлета его курс пересекла стая чаек, что было расценено как угроза безопасности полетов. Воздушные перевозки были приостановлены.

В этой ситуации требовалось найти виноватых. Наиболее подходящим кандидатом на эту роль оказался рыбоперерабатывающий завод ООО «Северо-Восточная компания» («СВК»). Завод стоит более чем в 2 км от аэродрома, но это считается приаэродромной территорией. Как на любом подобном предприятии, здесь в результате переработки появлялись отходы, которые могли привлечь птиц.

Утилизация отходов осуществлялась ООО «СВК» в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Позже Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» пришло к выводу, что безопасности полетов ничто не угрожает. Аэродром возобновил работу. Казалось бы, на этом можно ставить точку. Но события приняли неожиданный поворот.

Транспортная прокуратура, которую ФКП «Аэропорты Камчатки» известило о происшествии с птицами, начала проверку. В результате было установлено, что завод ООО «СВК» построен на приаэродромной территории без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома (гендиректором ФКП «Аэропорты Камчатки»). Это было расценено как нарушение воздушного законодательства. После чего прокуратура потребовала, ни много ни мало, вообще закрыть предприятие. С соответствующим иском она обратилась в суд.

В скобках замечу, что завод «СВК» был введен в эксплуатацию в 2008 году. Почти три года ни у кого не возникало сомнений по поводу законности его существования, поэтому требование прокурора прозвучало как гром среди ясного неба!

 

В чём вина «СВК»?

Иск транспортного прокурора поступил в суд Карагинского района. Однако прокурор не смог доказать, что деятельность предприятия представляет или будет представлять угрозу безопасности полетов. В удовлетворении иска ему было отказано.

Тогда он обратился с тем же требованием в судебную коллегию по гражданским делам краевого суда. На этот раз ему повезло. Суд постановил прекратить деятельность завода «СВК». Причем решение было принято только на том основании, что строительство завода не согласовано с собственником аэропорта. Такой вывод трудно признать справедливым.

Во-первых, повторюсь, не доказано, что завод «СВК» действительно мешал работе авиаторов. Гораздо более вероятно, что чаек, пролетевших рядом с Як-40, привлекли отходы не с завода, а со свалки, которая находится в непосредственной близости от аэродрома.

Кстати, предприятие построено на базе оссорского рыбозавода, который простоял на этом месте не один десяток лет и никоим образом не мешал полетам самолетов.

Во-вторых, при разработке проекта и строительстве завода компания руководствовалась Градостроительным кодексом РФ, который в данном случае является основополагающим. Все необходимые экспертизы и согласования в соответствии с ним компанией получены в полном объеме. К сожалению, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено согласование со старшим авиационным начальником аэродрома.

В-третьих, если отсутствие согласования начальника аэродрома на строительство – нарушение, то разве в этом виновата «СВК»? За соблюдением воздушного законодательства обязаны следить сам начальник аэродрома и та же транспортная прокуратура. Почему они не поставили в известность «СВК» о допущенном нарушении, когда строительство только началось? Ведь все можно было решить сразу, еще три года назад. А сейчас, когда завод построен, его уже не перенесешь.

Стоит вспомнить, что три года назад местное авиапредприятие было в процессе реорганизации. Возможно, авиаторы за ворохом собственных проблем не заметили, что в 2-х км от аэродрома Оссоры идет подготовка к строительству. Но почему «СВК» должна платить за чужие ошибки?

При этом авиационные службы сами не могут разобраться, кто из них должен согласовывать строительство. После суда «СВК» обратилась в ФКП «Аэропорты Камчатки» (подчеркну, что именно эта организация указана в иске прокурора). ФКП дает такое согласование, признав, что завод «СВК» не угрожает полетам. Но уже через четыре дня ФКП объявляет свое согласование не действительным и рекомендует обратиться в Камчатское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта. А управление воздушного транспорта в свою очередь отсылает в ФКП «Аэропорты Камчатки». Замкнутый круг.

 

Кто следующий?

Я полагаю, что авиаторы вовсе не хотели такой развязки. У них была одна задача – снизить количество птиц в районе аэродрома Оссоры. Эта задача решена. Требовать закрытия завода изначально никто не собирался.

Но транспортная прокуратура решила показать «героизм». Тем более это не требовало от нее особых усилий. Ведь проще требовать остановить работу предприятия, чем обязать аэродром закупить и установить отпугиватели птиц (существует большой выбор таких устройств, которые могут обеспечить безопасность полетов). В аналогичных случаях подобная практика принята во всех странах.

Кстати, это не первый подобный случай в нашей стране. Например, в Томской области транспортная прокуратура требует закрыть животноводческую ферму в 2,5 км от аэропорта. Хотя сами авиаторы не видят в ней угрозы.

Для Камчатки такое решение суда может иметь далеко идущие и весьма негативные последствия. Завод «СВК» один из крупнейших в Карагинском районе, ежегодно заводом выпускалось до 5 тысяч тонн рыбопродукции, которая поступала на внутренний рынок нашей страны, завод обеспечивал до 200 рабочих мест, в первую очередь для жителей поселка Оссора и Карагинского района. В результате действий транспортной прокуратуры Камчатского края 200 человек останутся без работы. Предприятие перестанет платить налоги, принимать участие в социальных программах поселка и района. Но это полбеды.

Во время судебного процесса по иску транспортного прокурора выяснилось, что в той же Оссоре на приаэродромной территории расположено еще четыре аналогичных предприятия, строительство которых с ФКП «Аэропорты Камчатки» не согласовано. А сколько таких предприятий по всему полуострову? По нашей информации ни одно предприятие, занимающееся переработкой рыбы в Камчатском крае, не имеет подобных согласований.

Приаэродромная территория – это окружность радиусом 30 километров от контрольной точки аэродрома. В этих пределах у аэродромов в других районах Камчатки найдется немало заводов (всего в крае 11 аэродромов и 7 вертолетных площадок). Их тоже можно закрыть на тех же основаниях, что и завод «СВК». Местные рыбопромышленники замерли в тревожном ожидании: кто следующий?

 

Сергей НИКОЛАЕВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.