Валерий НОВИКОВ: «Актёры – штучный товар»

Театральный сезон закрывается. Впереди – гастроли… и подготовка к новому сезону. А он обещает выдаться жарким: 80-летие Камчатского театра драмы и комедии, поездка на Иркутский фестиваль, бенефис Валерия НОВИКОВА. Актеру исполняется 60. Предвидя, насколько Новиков будет занят (ведь, помимо спектаклей, все перечисленные главные события сезона тоже лягут на его плечи), «Камчатский край» встретился с бенефициантом заранее.

Рассуждая об актерском хлебе, он часто вспоминает ГУРЧЕНКО (творческая влюбленность в Людмилу Марковну сквозит в каждом слове):

— Алла ПУГАЧЕВА, поминая Гурченко, сказала, что в этой профессии заменимых нет, все – штучный товар. Люся ушла, и ушла навсегда. Никто больше не сможет как она. И это правда.

Не знаем, примерял ли на себя Валерий Новиков эту аксиому, однако, видя его на сцене и познакомясь поближе в жизни, в штучности его сомнений не находим. Профессионал и оригинал до мозга костей. Правильность диагноза подтверждена биографией.

 

Конюх, артист, авантюрист?

В детстве он мечтал стать либо конюхом, либо артистом. Такой разброс в перспективах вызывает улыбку. Ладно бы родители имели отношение к этим профессиям. Но нет. Папа работал водителем, а мама на жестяно-баночной фабрике. Советская проза жизни. Однако в этой прозе вырос настоящий романтик. Для впечатлительной натуры хватило двух визитов: одного – к дяде на конезавод, второго – в Иркутский ТЮЗ, на «Серебряное копытце». К окончанию школы мечта об актерстве все же перевесила.

Для большинства артистов воспоминания о поступлении в вуз связаны, прежде всего, с тем, что и как они читали перед комиссией. Тут, конечно, Новиков не был бы Новиковым, если бы не отличился оригинальностью – вместо хитовых произведений Крылова, он читал басни Василия Пушкина и Петра Вяземского, некоторые из них не были известны даже членам экзаменационного ареопага. Однако все же самые яркие моменты из абитуриентской бытности ассоциируются у Валерия с авантюрами. Он был уверен, что поступит в Иркутское театральное училище. Его не пугал даже конкурс – под 90 человек на место. Сдавал экзамены, проходил тур за туром… Но при этом из солидарности с подругой подал документы и в университет, на факультет журналистики. В итоге поступил и туда, и сюда. Что же делать?

Кто-то другой наверняка мучился бы выбором. Но не Новиков. Он решил, что сможет учиться в обоих заведениях. И почти год это ему удавалось. Пока в театральном не попросили документы, с подачей которых он тянул с самого поступления. Спохватились в училище, когда документы потребовались военкомату. Так что, если бы не бдительная Советская Армия, возможно, Валерий Новиков параллельно с актерским дипломом получил бы и журналистский. Но на этом авантюры в его жизни не закончились. Уже будучи студентом второго курса, Новиков отправился в Москву на кинофестиваль – друг обещал сводить его на самые интересные показы. Но поскольку он приехал в столицу чуть раньше открытия фестиваля, чего тратить время даром? Почему бы не попробовать поступить в столичные театральные вузы?

— Намерений учиться в Москве у меня при этом не было, я просто таким образом развлекался, – объясняет Валерий. – Причем я поступал сразу в «Щепку», в ГИТИС и в Щукинское. В последнем меня заметили и взяли сразу на третий тур. Но, когда пришла пора третьего тура, открылся кинофестиваль, и мне уже было недосуг дурачиться. Потом, спустя некоторое время, к нам в Иркутское училище приехала экзаменационная комиссия из Москвы. И одна дама из ее состава, между прочим, профессор, узнала меня. Оказывается, она ждала моего появления с нетерпением на третьем туре и готова была взять к себе на курс.

Об упущенных возможностях Новиков не жалеет. В жизни его было несколько предложений перебраться в столицу. Его звали и в театр Станиславского, и в кино… Но он отказался. Почему? Разве актером не владеют тщеславие и честолюбие? Вот, и в этом он не похож на других. Сыновний долг, патриотизм, бытовые проблемы – все это перевесило жажду актерской славы.

— Мне в этом городе уютно и легко жить, я приехал сюда после окончания училища, живу и играю в этом театре уже 36 лет. Как говорил Михалков, сначала вы работаете на имя, потом оно работает на вас. Я давно уже пережил тот этап, когда мне нужно работать на имя.

 

В графе «амплуа» – прочерк

Творческая биография Валерия Новикова началась в Камчатском театре драмы и комедии с детского спектакля «Золушка», где он играл принца. Конечно, в далекие 70-е он и предположить не мог, какой громкой станет одноименная пьеса для его театра в начале будущего века. Сегодня о скандале с новогодним спектаклем «Золушка» знает весь мир. Когда местные власти, углядев политическую крамолу, пытались запретить постановку, актеры восстали. Новиков, известный в театре правдоруб, посчитал, что замалчивать этот абсурд нельзя и дал интервью Би-Би-Си.

— Меня наше «культурное» руководство никогда особенно не любило, именно потому, что я всегда говорил то, что думаю, – признается Валерий. – Но, как сказал Пушкин: «Хулу и похвалу приемли равнодушно!» Нелюбовь эта, слава Богу, не повлияла на мою занятость в репертуаре. Я всегда играл много, тут уж пожаловаться не могу.

В актерском багаже Новикова около 150 ролей. Кто-то причисляет его к комедийным актерам. Наверняка лишь потому, что данный жанр преобладает в афише, и зритель все охотнее ходит в театр именно посмеяться. Сам Валерий в графе «амплуа» ставит прочерк. Не потому что не знает своих возможностей, а потому, что количество и спектр сыгранных характеров позволяют ему это сделать. Кем бы он ни был на сцене: Пьеро в детской сказке, безотцовщиной Валеркой в советской мелодраме, самоубийцей в одноименном спектакле, Доном Педро в премьере этого года… – все его образы, такие разные, объединены одним важным качеством – трогательностью.

— Нередко спрашивают, к чему у самого-то лежит душа – к комедии или к трагедии? – рассказывает Новиков. – Я отвечаю: у меня душа лежит работать с хорошими режиссерами. Слава Богу, именно такие и встречались на моем пути – Юрий Погребничко, Валентин Зверовщиков, Морейдо… Погребничко говорил: «Если конкретный зритель, сидящий в зале, понимает, что это про него, тогда спектакль удачный». Вот я и старался всегда, чтобы зритель почувствовал: «Про меня».

Особняком в галерее сыгранных Новиковым образов стоит роль в спектакле «Когда я была мужчиной». Когда Валентин Зверовщиков дал почитать Валерию эту пьесу, актер сразу увидел в ней потенциал. Читая ее, он местами не соглашался с автором в каких-то нюансах, но фабула захватила. Новиков признается: и подумать не мог, что написал эту историю не профессиональный сценарист, а простой камчатский электрик с ТЭЦ-1. Спектакль стал настоящим хитом репертуара, он неизменно собирал аншлаги, пока был в афише – в течение 10 лет. А в 1996 году на фестивале в Иркутске «Когда я была мужчиной» произвел настоящий фурор и собрал все призы, в том числе и за лучшее исполнение женской роли, которую и играл Валерий Новиков.

Новикова можно считать организатором первой камчатской антрепризы. Во времена конфликтов с руководством театра Валерию не сиделось без работы, он искал спонсоров на новый спектакль «Свободная супружеская пара», где вместе с Зоей Янышевой сыграл одну из лучших своих ролей. С этим спектаклем им вновь покорился Иркутский фестиваль, где один известный театральный деятель назвал нашего Новикова просто и со вкусом – гений. Этим же спектаклем Валерий отпраздновал свой очередной бенефис, и опять чуть не рассорился с главным режиссером. В программке актер выразил благодарность спонсорам, которые помогли ему сделать спектакль. В числе многих значилось имя Анатолия Шадхина, чья известность в городе носила отнюдь не меценатский характер. На настоятельные требования вычеркнуть имя криминального авторитета Новиков отреагировал ультиматумом: «Если вычеркните, я не выйду на сцену». Бенефис состоялся.

 

Творчество – воспалительный процесс

Меру таланта Новиков определяет не количеством государственных наград, а зрительской любовью:

— Я чувствую, что зритель меня любит. Выражается это по-разному: кто-то не пропускает ни одного спектакля, кто-то, зная неустроенность быта на гастролях, несет в гримерку кастрюлю картошки, а кто-то дарит звезду на небе…

В нашей Галактике действительно есть звезда под названием Валерий Новиков. На один из предыдущих юбилеев поклонники подарили актеру именной сертификат, подтверждающий право владения звездой. Но ни звание заслуженного артиста, ни многочисленные призы, ни даже наличие собственного небесного тела, по его заверениям, не заставили его «зазвездить».

— Актер должен относиться к себе с иронией, иначе… он умрет в профессии, – резюмирует Валерий. – Я стараюсь в этом смысле быть живучим. Не теряю любопытства к тому, что делают мои коллеги, и для меня самого сцена остается интересной. Я не исполняю все по накатанной схеме, всегда сомневаюсь, ищу… Пушкин говорил, что творчество – это воспалительный процесс. Согласен с этим на 100 процентов. Прочитал роль и никогда сразу не знаю, как ее играть. Она вертится в голове и днем, и ночью… пока не найдется.

Сегодня «воспалительный процесс» у Валерия посвящен Чехову. На основе его фельетона еще в советские времена Валентин Зверовщиков сделал с Новиковым спектакль-монолог «Я – московский Гамлет». Тогда постановка имела большой успех.

— Наш спектакль даже хотели снять на барнаульском телевидении, однако идеологический отдел узрел в нем параллели с тогдашним руководством страны. Все наши убеждения в том, что Чехов вряд ли хотел обидеть Брежнева, к консенсусу не привели. На следующий год Зверовщиков обещает прилететь на новогодние праздники и порепетировать со мной этот спектакль. Мы планируем повезти его на Иркутский фестиваль. Он актуален и сегодня.

 

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Фото из архива В. НОВИКОВА

 

Плацдарм есть, но отступать не собираюсь

Во времена учебы в театральном один из его педагогов любил повторять, что у актера всегда должен быть плацдарм для отступления: другая профессия, которая, если что, не даст умереть с голода… Сегодня Валерий вспоминает эти слова с улыбкой и благодарностью.

Новиков – человек очень творческий. «Тоже мне открытие, – скажет читатель. – Разве актер может быть другим?» Однако творчество свое Валерий сценой не ограничивает. Параллельно с театром он 15 лет отработал художником в ГУМе, его витрины не раз занимали призовые места на всесоюзных конкурсах. А в голодные перестроечные годы актер не гнушался обшивать местный бомонд. Он нигде не учился швейному мастерству, однако владеет им на самом высоком уровне. «Просто беру кусок ткани и творю», – объясняет кутюрье Новиков. Сегодня он шьет только для себя, супруги и своей собаки. Помимо этого он весьма удачно экспериментирует с дизайном. Последние его творения – авторские часы в гримерке, ваза из мозаики и скульптура для украшения собственного цветника.

— Так что плацдарм для отступления у меня есть, – смеется Валерий Новиков, – но отступать я не собираюсь!

 

5713

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых