Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Камчатский Арбат: было чему удивиться

17:29
3220

Во второй раз после реконструкции Театра драмы и комедии под его крышей состоялась весенняя акция Камчатский Арбат. Это необычное действо объединяет две нестандартные постановки и часовой антракт, во время которого зрители могли познакомиться с самым разнообразным творчеством талантливых земляков. Камчатский Арбат, прошедший 25 и 26 мая, ознаменовал завершение 79-го театрального сезона.

Не под открытым небом на булыжной мостовой, а в гостеприимных фойе камчатского храма искусств расположились музыканты и художники, подельщики и продавцы сувениров. Среди мастеров Камчатского Арбата были как уже знакомые лица (те, что участвовали в нем в прошлом году), так и новички, впервые присоединившиеся к весенней театральной акции.

Что касается постановок, предложенных зрителям, то здесь сработал тот же принцип. Балет-фантазию создала хореограф Марина Терентьева – не просто постоянный участник Камчатского Арбата, но автор этой идеи, впервые воплощенной в 1996 году. А драма «Я жду тебя, любимый» - дебют молодого режиссера Всеволода Гриневского.

 

О жизни – танцем

На создание балета «С обнаженной душой… Воробышек» Марину Терентьеву вдохновили жизнь и творчество блистательной Эдит Пиаф. «Помимо того, что она отдавала себя зрителям на сцене, очень щедро отдавала себя многочисленным друзьям, она жаждала, чтобы в ее жизни был мужчина, которому она могла бы подарить всю себя», - говорит Терентьева. Ее новый балет именно об этом – о вечной жажде любви, о поиске родственной души, о том, как прекрасен мир, когда рядом дорогой человек, и как он пуст и мрачен, когда одинокая душа неприкаянно бродит среди посторонних людей.

Воплотить историю любимой певицы на сцене Марине помогли студия танца «Голос», ансамбль молодых преподавателей колледжа искусств «Сердце Алаида» (балет исполнялся под живую музыку) и интересные сценические решения. Главную роль исполнила Наталья Шаган, которая не только внутренней экспрессией, но и внешне похожа на свою удивительную героиню, Эдит Пиаф. Танец органично дополнялся стихами певицы, звучащими в переводе, открывающими суть ее душевных переживаний, а неподражаемый голос Пиаф звучал дважды – в начале и в финале балета.

 

Хватит иллюзий!

Пьеса известного итальянского драматурга, актера и режиссера Дарио Фо в трактовке, весьма далекой от итальянских семейных страстей, уже была несколько раз показана публике на малой сцене. На Арбате она впервые шла на большой.

Постановка эта вызывает бурные споры и обзавелась как поклонниками, так и ярыми противниками. Признаюсь, впервые я присутствовала на спектакле, с которого зритель уходил непрерывным потоком, и к концу представления опустело ползала. Зато оставшиеся зрители аплодировали стоя и щедро преподносили актерам букеты.

Причина столь резко разделившихся мнений – нестандартность постановки и ее довольно банальный сюжет, имеющий в контексте самое обычное бытовое насилие. Муж-алкоголик, отчаявшаяся женщина, от безысходности уже почти безумная, и, как нечто совершенно фантастическое в этой обстановке, – внезапно вспыхнувшая любовь к юноше, подарившая недолгое блаженство, закончившееся трагедией…

«Да такие семейки в каждом подъезде живут! – говорят зрители. – И что? Мы должны проникнуться к ним сочувствием, особенно когда они в 4 часа утра мебелью начинают кидаться?». К сожалению, в подобных высказываниях большая часть правды, и многие люди действительно не понимают, почему им еще и в театре предлагают смотреть на неприглядные стороны реальности.

Однако создатели спектакля уверены – только так можно заставить людей встряхнуться:

- Мы хотели отвлечь публику от иллюзий, от выдуманных историй, которые лишь маскируют накопившиеся вокруг проблемы. Пора уже всем, всему обществу, задуматься: так как же их решать? - говорит режиссер Гриневский. – Думаем, у нас это получилось. Главное, что нет равнодушных.

- Как написала Анна Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». То же можно сказать и о любви, - уверена исполнительница главной роли Елена Зорина. – Я очень сопереживаю своей героине, и я счастлива, что в ее жизни случилось это чудо: она познала настоящую любовь, пусть даже заплатить за нее пришлось такой дорогой ценой. К несчастью, многие женщины в своих семьях бесправны и вынуждены терпеть постоянное насилие и унижение. (Это еще Островский в «Грозе» описывал.) Но еще хуже, что они потом учат своих дочерей, что такая жизнь и есть норма, мол: «А ты как хотела? Я терпела, и ты терпи».

Дарио Фо писал свою пьесу как моноспектакль. В постановке Всеволода Гриневского на сцене, помимо главной героини, живут еще три персонажа. Их потрясающе сыграли Аркадий Хозяйчев, Андрей Лепеев и молодой актер, недавно приехавший из Владивостока, Юрий Ильчишин. Именно талант артистов, их виртуозное владение образами превратили банальный, в общем-то, сюжет в мощное действо, возмутившее одних и восхитившее других любителей театрального искусства.

Что ж, замечательно, что есть выбор, что есть свежий взгляд на миссию театра, а главное – есть аудитория, которая не прочь вырваться из объятий иллюзий и взглянуть в глаза многоликой реальности в любых ее проявлениях.

 

Картины из перьев и шляпки из пакетов

«Тусовочная» часть Арбата изобиловала необычным творчеством. Открытием вечера стали картины Софии Крюковой, выполненные из птичьих перьев. Этот неожиданный материал можно было рассмотреть только с близкого расстояния, а, отступив на шаг, зритель любовался живыми утонченными пейзажами. София Крюкова – преподаватель художественной школы, картины из перьев создает уже более 20 лет. Обращение к этому редкому жанру объясняет просто: в Усть-Камчатске, где она жила раньше, хороших красок было не достать. А художнице так хотелось запечатлеть прекрасную природу! Вот и родились «крылатые пейзажи», в создании которых используются некрашеные перья самых разных птиц – от страусов до куропаток и домашних петухов.

Живой интерес публики вызвала презентация и мастер-класс Арины Шурыгиной. Сотрудница КамчатНИРО, автор и преподаватель элективного экологического курса для школьников, Арина – неутомимый энтузиаст в деле экологического просвещения. Главная тема ее исследований и практической работы заключается в превращении мусора в нечто полезное. Например, сдав в переработку достаточное количество пластиковых крышек от бутылок, на вырученные деньги можно купить семена травы или клевера и подарить городу зеленый газон. На Арбате Арина показывала, что можно сделать из обычных упаковочных пакетов. Их разрезают на ленты, из которых вяжут красивые шляпки, корзины, вазочки, коврики – да все, на что хватит фантазии!

Победитель проекта «Подиум» Ольга Герасимова выставила свою коллекцию платьев, а также головных уборов и украшений из войлока. Изделия из этого природного материала получаются легкими, теплыми и красивыми, а к тому же очень оригинальными. Тут же Ольга проводила небольшой мастер-класс, обучая заинтересовавшихся азам работы с войлоком.

Что за Арбат без художников и музыкантов? И они были в изобилии. Свои работы демонстрировали члены Камчатского отделения им. Феликса Тебиева Творческого союза художников России, снова порадовала посетителей Юлия Шингарева своим «Сказочным батиком», Дарья Кожемяка выставила оригинальные работы – роспись по камню, дереву, стеклу.

Не каждый день под сводами театра гремит рок-музыка! Но Арбат – исключение. Сразу две рок-группы развлекали любителей этого жанра, «Радиодетали» и группа Алисы Коротченко. Их мощный драйв подзарядил публику позитивным зарядом, а в ответ музыканты получили бурные аплодисменты и некоторое количество купюр в кофрах.

Вот так шумно прошли в театре выходные… В ближайшие дни актеры отправятся на гастроли по Камчатскому краю. Пожелаем им успехов и поблагодарим за чудесную возможность встретиться с друзьями и погулять по Камчатскому Арбату!

 

Эмма КИНАС

Фото Виктора ГУМЕНЮКА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.