Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Скелеты в школьном шкафу

16:44
3560

Не исключено, что гладкое течение нынешнего учебного года могут нарушить большие проблемы с педагогическими кадрами. Прокуратура на основании проверки, проведенной органами УМВД Камчатского края, потребовала от образовательных ведомств наших муниципалитетов уволить из учреждений образования всех педагогов с тем или иным криминальным прошлым.

Нельзя сказать, что эта новость стала большой неожиданностью для руководителей школ, детсадов, учреждений дополнительного образования и, уж тем более, для руководства соответствующих подразделений муниципальных образований. Еще в январе 2011 года ст. 331 Трудового кодекса РФ, регламентирующая право на занятие педагогической деятельностью, была дополнена новыми нормами. Нормами, оправданными с точки зрения общественной морали, но шокирующими любого юриста.

 

Экскурс в ТК

Итак, в соответствии со ст. 331 ТК РФ сегодня к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, а также ряд других категорий.

Спору нет, защитить ребенка от неадекватных граждан – прямая обязанность государства. Однако нормотворцы явно перемудрили. Неизвестно, знали ли они, что в соответствии со ст. 86 ч. 2 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия. Иными словами, погашенная либо снятая судимость означает ее полное отсутствие. Более того, как указал в своем постановлении пленум Верховного суда РФ от 29.10.2009 года №20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания», суды не должны учитывать даже в качестве отрицательно характеризующих личность подсудимого данные, свидетельствующие о наличии у него погашенных или снятых в установленном порядке судимостей, которые также не могут учитываться при решении вопроса о наличии в содеянном рецидива преступлений (ст. 18, ст.68 УК РФ).

А между тем по ст. 331 ТК РФ запрещается заниматься педагогической деятельностью даже тем, кто лишь подвергался уголовному преследованию, то есть находился под следствием, но чья вина, видимо, установлена не была.

Мог ли написать такой закон прилежный студент даже 2-го курса юрфака? Нет, не мог. А наши законодатели смогли. И ведь речь идет не только о тех педагогах, кто только сегодня претендует на место работы в учреждении образования, но и о принятых на работу, в том числе отдавших ей десятки лет.

Знает ли прилежный студент уже 1-го курса юрфака о том, что закон обратной силы не имеет, то есть не может ухудшать положение гражданина, в котором он находился до принятия нового закона? Конечно знает, ведь это основа основ законодательной системы любого правового государства. А нормотворцы, видимо, не знают, иначе появление подобных «шедевров» сложно объяснить.

Юридической истиной в данной ситуации является тот факт, что возникшие до 7 января 2011 года (дата изменения ст. 331 ТК РФ) трудовые отношения между работодателем и работником, имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в названных статьях Трудового кодекса, прекращению не подлежат.

 

Такие разные учителя-злодеи

Казалось бы, неуместно корить законодателей за благородный порыв защитить детей от мерзавцев, пусть даже вопреки законам и элементарной логике. Но, к сожалению, этот «сбой в программе» влечет за собой явно негативные последствия. Прежде всего, он перечеркивает судьбы людей, которые когда-то совершили противоправный поступок – по молодости, по глупости, а кто и вполне осмысленно. Большинство давно раскаялись и никогда не повторят подобного. А есть и такие, кто никогда не пожалеет о том, что совершил…

В 1996 году Петропавловск оглушила новость о зверском убийстве 12-летней девочки. Негодяя задержали довольно оперативно. Стоит ли говорить о том, какие эмоции пришлось пережить маме погибшего ребенка, учителю английского языка одной из школ Петропавловска Галине? Мать, которая едва дышала после потери единственной дочери, тем не менее смогла собрать последние силы и спланировала то, что впоследствии суд квалифицировал как убийство, недоведенное до конца по независящим от злоумышленника обстоятельствам. Галина раздобыла пистолет, пронесла его в зал суда и выстрелила в человека, погубившего ее ребенка. Сделав один выстрел, женщина увидела на теле преступника кровь и с чувством исполненного долга вернулась на свое место.

Однако оказалось, что пуля срикошетила о решетку и лишь ранила его в палец. Сегодня этот человек уже находится на свободе. Что стало бы, встреть его Галина в определенных обстоятельствах и имей под рукой оружие или просто тяжелый предмет? Лично я утверждать не берусь. Бесспорно лишь то, что раскаяния за поступок 16-летней давности с ее стороны ожидать просто нелепо.

После всего произошедшего школа для Галины являлась единственным спасением и смыслом жизни. А 1 сентября нынешнего года школьный звонок для нее не прозвучал. Этот день ей пришлось провести дома в состоянии сильнейшей депрессии. Накануне, 31 августа, ей, имеющей за работу одни лишь благодарности, победителю конкурса лучших учителей Российской Федерации 2009 года, чья фамилия – в списке всероссийского информационного интернет-портала «Доска почета учителей России», пришлось написать заявление об увольнении по собственному желанию. В противном случае ей грозило увольнение с нежелательной записью в трудовой книжке, ведь отныне в связи с нормами ст. 331 ТК РФ для школы она – персона нон грата.  

По словам самой Галины, тогда и директор школы, и руководитель управления соцразвития администрации Петропавловска-Камчатского Грант Шайгородский приложили максимум усилий к тому, чтобы она продолжала спокойно работать. Но, оставь они в школе этого учителя, получили бы административное взыскание по инициативе прокуратуры.

Вопрос пришлось решать на уровне министра образования Камчатского края Виктора Тюменцева и заместителя губернатора Ирины Унтиловой, которые административных взысканий не испугались и заставили вернуть Галину в школу к концу сентября.

Вот, кстати, и еще одно последствие безграмотного закона: ситуацию пришлось не решать по закону, а разруливать по понятиям. Понятиям справедливости.

В качестве дополнительных штрихов к этой истории нельзя не сказать о том, что после увольнения Галина получала от учеников и их родителей десятки звонков со словами поддержки и предложениями помощи, включая и юридическую. Она же от помощи отказывалась, полностью смиряясь со своей участью. Не надеясь вернуться в школу, Галина без труда нашла новую работу – в частной школе иностранных языков, с зарплатой, превышающей ее привычную почти втрое. Там она честно рассказала о том, почему ей пришлось уволиться с прежнего места работы. Но в частной школе такого педагога, как она, оторвут с руками. Видимо потому, что страх перед административными взысканиями там не так уж силен, а уважаемый и опытный учитель важен и с точки зрения престижа заведения, и с точки зрения качества образовательного процесса… Но ходила туда Галина без особого энтузиазма: не хватало родного кабинета и учеников, которые тоже страдали и переживали отсутствие любимого учителя. Словом, не хватало нормального течения учительской работы, с которой она сегодня опять уходит затемно.

А вот еще одна ситуация. Молодой человек учился заочно в академии физической культуры и одновременно работал в сош №6 п. Козыревска учителем труда и физкультуры с августа 2006 года. Защитил диплом и отметил событие там же, в Хабаровске, в мае 2011 года. Толком непонятно, что тогда стало поводом к поножовщине, защищался учитель или нападал, но в нетрезвом состоянии он ранил какого-то гражданина. Учитывая, что тяжкого вреда здоровью нанесено не было, а также имеющиеся положительные характеристики, суд назначил педагогу условную меру наказания. И он продолжил работать в Козыревской школе №6, директором которой, к слову говоря, является его мать. Нельзя утверждать, что только по причине столь тесных родственных связей он не расстался с местом работы. Осведомленность руководителей школ в вопросах права оставляет желать лучшего. Но главное, попробуйте найти учителя для маленькой поселковой школы. Тем более что этим человеком, попавшим в нетрезвую передрягу, был доволен и коллектив, и ученики, и родители. Интересно, как сложится судьба этого совсем молодого человека в дальнейшем?

 

«Ими не гордится школа»

Между тем эти педагоги – не единственные, кто имеет свои «скелеты в шкафу».

Около года тому назад, после факта обнаружения ситуации в Козыревске, министерство образования Камчатского края направило в муниципальные образования запрос с целью выявить возможные факты криминального прошлого, а, возможно, и настоящего в среде камчатских педагогов. Этот этап проверки не был слишком глубоким и доскональным. По сути, ограничился работой кадровых служб и руководителей образовательных учреждений в виде собеседований. Само собой, тогда все оказались чисты перед законом. Вспоминать о нехорошем прошлом не захотелось никому. Да и с какой, собственно, стати?

«Когда речь идет о назначении педагога на должность, ситуация проще: претенденты проходят соответствующую проверку, в том числе делаются запросы в органы УМВД. Этот механизм в системе образования отработан, и люди, которые по действующему закону (ст. 331 ТК РФ) не имеют права заниматься педагогической деятельностью, к ней и не допускаются, - комментирует ситуацию министр образования и науки Камчатского края Виктор Тюменцев. - Но проверить факты биографии учителя, который давно принят на работу, значительно сложнее».

Впрочем, как оказалось, не так уж и сложно. После собеседований руководители образовательных учреждений направили списки работающих педагогов в органы УМВД. И вот что выяснилось. Только в Петропавловске когда-то были осуждены или находились под следствием 18 учителей, 10 воспитателей и 5 тренеров. В том числе за: подготовку и покушение на преступление (1 чел.), убийство (2 чел.), причинение вреда здоровью (1 чел.), побои (1 чел.), истязание по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной вражды (1 чел.), угроза убийства или причинения тяжкого вреда здоровью (1 чел.), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (1 чел.), мошенничество (2 чел.), неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (1 чел.), злостное уклонение от уплаты алиментов (1 чел.), кража (7 чел.), присвоение или растрата (1 чел.), вымогательство группой лиц в особо крупных размерах с применением насилия (1 чел.), умышленное уничтожение имущества (1 чел.), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого нечестным путем (1 чел.), захват заложника (1чел.), угон судна воздушного, водного транспорта (1 чел.), незаконное распространение или оборот порнографических материалов (1 чел.), незаконная добыча водных животных (1 чел.), нарушение ПДД (1 чел.), злоупотребление должностными полномочиями (1 чел.), превышение должностных полномочий (1 чел.), подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, печатей, наград (8 чел.), самоуправство (1 чел.).

И на этом месте сделаем небольшую остановку. Редакция ст. 331 ТК РФ противоречит еще одному закону – о защите персональных данных. Во-вторых, еще можно закрыть глаза на то, что разглашается прошлое людей, пока еще имеющих судимость. Но на каком основании ворошится «грязное белье» тех, кто уже чист перед законом? Органы МВД лишены права раскрывать данные о снятых и погашенных судимостях граждан. В правовом государстве – даже для спецслужб. Большой вопрос, может ли вообще информация о гражданах с погашенными, то есть отсутствующими судимостями храниться в базах данных полиции. А в нашей ситуации данные педагогов попали в каждую школу, детский сад, учреждение дополнительного образования. Не будем забывать: это сплошь женские коллективы, и какую силу тут могут иметь подписки о неразглашении…

Какая участь грозит всем этим людям? Как стало известно буквально в понедельник, на сегодняшний день с 10 педагогами из упомянутых 33 трудовые договоры в Петропавловске расторгнуты. Вопрос по остальным пока решается.

 

Закон или справедливость?

Правовые коллизии, порожденные нормами ст. 331 ТК РФ, должны быть урегулированы. В этом уверен министр образования и науки Камчатского края Виктор Тюменцев. «Ведь из-за этих коллизий возникают ситуации, когда данный закон используется не на общее благо. Мы все прекрасно понимаем, что сама идея закона не может не приветствоваться. Любое образовательное учреждение однозначно должно быть освобождено от лиц, которые могут представлять опасность для детей. Но этот закон должен иметь нормы, которые позволили бы применять его гибко, а не в лоб. Ведь бывают разные мотивы и обстоятельства совершения преступлений», - считает Виктор Тюменцев.

Вместе с тем перед министерством образования и науки Камчатского края, муниципальными органами образования сегодня не стоит вопроса о том, исполнять или не исполнять нормы ст. 331 ТК РФ. «Пока закон легитимен, пока он действует в том или ином виде, исполнить мы его обязаны», - заверяет Виктор Тюменцев. Но все-таки мысль о том, что справедливость должна быть выше несправедливых законов, тоже принадлежит ему.

 

Мария ШУПЕНИК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.