Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Цены на бензин по осени считаем

21:23
4156

Осень – традиционная пора подбивать не только урожаи, но и цены. Цены на бензин и дизельное топливо в России растут ежегодно, и так сложилось, что обычно в октябре.

Единственное, что меняется из года в год, это тактика оправданий данному явлению. Суть же оправданий остается неизменной – нефтеперерабатывающие компании все валят на обложившее их налогами и акцизами государство, а государство – на неуклонно возрастающие аппетиты нефтеперерабатывающих компаний. И действует, кстати, государство «симметрично»: например, в прошлом году прокатилась волна многомиллиардных штрафов с производителей топлива, ведь Федеральная антимонопольная служба обнаружила немыслимое количество нарушений с их стороны. Но если тогда кто-то и подумал, что цены обуздают, то сегодня самая пора перестать быть столь наивным.

Месяц назад рост оптовых цен на нефтепродукты был зафиксирован по всей России. Камчатка как всегда в тройке лидеров. У нас цены на моторное топливо чуть ниже, чем на Чукотке и в Якутии. При этом глава ФАС России Игорь Артемьев недавно заявил, что цена бензина Регуляр-92 не должна превышать 30 рублей за литр. У нас же она еще год назад сложилась на уровне почти 33 рублей. Впрочем, вот более подробная ценовая статистика топлива на Камчатке.

 

Местный монополист под дамокловым мечом УФАС держит цены как может

Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю еженедельно проводит мониторинг как оптовых, так и розничных цен доминирующего на товарном рынке топлива в Камчатском крае предприятия ОАО «Камчатнефтепродукт». Одновременно отслеживаются и закупочные цены, по которым ОАО «Камчатнефтепродукт» закупает топливо у ОАО «Роснефть» (в частности, его дочернего предприятия ООО «Востокнефтепродукт»). Мониторятся цены на Нормаль-80, Регуляр-92, Премиум-95 и дизельное топливо.

Закупочная цена наименее ходовой марки бензина Нормаль-80 в сравнении с началом 2012 года выросла всего на 1 процент, а оптовая еще и снизились (в начале года – 41 тысяча 500 рублей за тонну, а по состоянию на 29 октября – 41 тысяча 190 рублей за тонну). В рознице цена не изменилась вовсе.

Чего нельзя сказать о самой популярной марке бензина Регуляр-92. Здесь произошел рост и закупочных, и  оптовых, и розничных цен. С октября прошлого года цена на 92-й на автозаправках не менялась, и составляла 32 рубля 90 копеек. Оптовая цена на начало года составляла 41 тысячу 110 рублей за тонну. На 22 октября текущего года оптовая цена составляла 41 тысячу 450 рублей (выросла на 0,8 процента к ценам начала года), тогда как закупочная цена Регуляр-92 в сравнении с началом года выросла на 7,1 процента. Тем временем розничные цены к 22 октября составили 34 рубля 20 копеек (выросли на 4 процента к ценам начала года). 29 октября произошел суммарный рост закупочных цен на 8,5 процента. При этом рост оптовых цен «Камчатнефтепродукта» составил 3,7 процента, оптовых – 7 процентов. Таким образом, рост розничных и оптовых цен «Камчатнефтепродукта» не опережает роста закупочных цен поставщиков.

Однако и не слишком от них отстает, как это может показаться при первом взгляде на цифры. Нюанс заключается в том, что в статистике закупочные и оптовые цены на топливо принято считать тоннами, а розничные – литрами, а 1 кг бензина не соответствует 1 литру. Например, в 1 литре бензина Регуляр-92 всего 760 граммов продукта.

Еще более существенно, на 9,8 процента, с 29 октября выросли закупочные цены на Премиум-95. У «Камчатнефтепродукта» на эту же дату оптовые цены выросли на 5,5 процента, а розничная цена на 95-й бензин увеличилась на 8,4 процента.

Рост закупочных цен на летнее дизтопливо составил 4,7 процента, оптовых – 4,3 процента, розничных – также 4,3 процента.

Итак, как показывает мониторинг УФАС по Камчатскому краю, по всем трем видам топлива рост розничных и оптовых цен не превышает роста закупочных цен. Впрочем, в службу все же поступило три заявления с просьбой провести проверку по обнаружению признаков нарушения антимонопольного законодательства – от единого портала госуслуг, от партии «Единая Россия» и одного из предприятий. Документы запрошены, проверка проводится, но вряд ли чревата какими-либо открытиями.

Как сообщили в антимонопольной службе, о предстоящем повышении цен ОАО «Камчатнефтепродукт» и вне мониторинга информирует и УФАС, и правительство Камчатского края. При этом делаются сноски на то, что имеются запасы с предыдущих закупок, благодаря чему рост цен удастся удержать. Одновременно информирует и о том, что «Роснефть» уже представила счета-фактуры по цене, превышающей цену старых запасов, и что через определенное время вырастут оптовые и розничные цены. Складывается достаточно прозрачная картина, свидетельствующая о том, что «Камчатнефтепродукт» сдерживает рост цен за счет торговли старыми запасами топлива. Однако в конечном итоге следует ожидать подорожания моторного топлива не менее чем на уровне роста закупочных цен –  Регуляр-92 на 8,5 процента, Премиум-95 – на 9,8 процента, летнего дизтоплива – на 4,7 процента.

 

К слову об оправданиях

Связаны ли очередные скачки цены топлива с тем, что нефтеперерабатывающие заводы дружно встали кто на текущие ремонты, кто на реконструкции и модернизации? Например, «Роснефть» сообщала, что Ангарский нефтеперерабатывающий завод начал ремонтироваться. Когда к «Роснефти» обратились альтернативные камчатские операторы («Нефтесоюз-Камчатка», «Топливный союз Камчатки») о заключении договоров на прямые поставки топлива, им отказали и порекомендовали обратиться непосредственно к «дочке» - ООО «Востокнефтепродукт». Тот ответил, что не обладает необходимым количеством топлива, якобы в виду того, что ряд заводов, в т.ч. Ангарский, встал на ремонт. И по-прежнему «НСК» и «ТСК» закупают моторное топливо у «Камчатнефтепродукта», с которым у «Роснефти» давние связи.

Как сообщил директор ОАО «Нефтесоюз-Камчатка» Вячеслав Манаков, договоры о прямых поставках они пытаются заключить с «Роснефтью» не впервые. Но получают отказы. «Роснефть» по привычной схеме отсылает их на биржу нефтепродуктов, тогда как она постоянно пуста. Ведь основная часть топлива уходит за рубеж. По словам Манакова, есть надежда на правительство РФ, которое готовит постановление, обязывающее нефтеперерабатывающие компании не менее 20 процентов топлива реализовывать через биржу. Это позволит операторам быть менее зависимыми, и сдержит рост цен. 

Словом, ремонты – не более чем очередное оправдание ежегодным аппетитам нефтекомпаний. А только ли их аппетитам? 

 

А может, он подешевеет?

Сколько должен стоить бензин в России - вопрос философский. Любой автомобилист, да и не только он, уверен, что нынешние цены завышены. С объективной точки зрения цена на бензин в России сейчас не очень высока, по крайней мере, он продается намного дешевле, чем в большинстве стран Евросоюза, где нормальной ценой для бензина считается 1,5 евро за литр. Однако Россия является крупнейшим производителем углеводородного топлива в мире, и ей вполне по силам установить низкие внутренние цены на топливо.

Правительство, в целом, придерживается стратегии, направленной на снижение цен. Но реализуется эта стратегия, как это часто бывает, весьма неэффективными методами. В качестве главного способа воздействия на топливный рынок государство применяет штрафы, накладываемые на нефтяные компании. Штрафы растут, но цены на топливо только растут. Почему это происходит?

Как утверждают в той же УФАС, в цене на топливо доля нефтяных компаний не так уж высока – в пределах 20 процентов. То есть если нефтяные компании полностью откажутся от прибыли и будут перерабатывать нефть бесплатно, что, естественно, совершенно противоречит экономическим правилам, то цена на бензин снизится на 18-20 процентов.

А вот государство присваивает себе более 45 процентов цены литра бензина. И если сократить эту долю, то цена вполне может снизиться едва ли не наполовину. Но акцизы растут ежегодно. Во всяком случае, с 2008 года.

Из различных экономических источников известно, что Россия потребляет не более 1/4 добываемой нефти. Остальное направляется на экспорт. Почему не брать самые высокие налоги и пошлины именно с экспортного объема? Казалось бы, логично, что за нефть, покупаемую в России, иностранцы должны платить высокую цену, ведь это невосполнимый ресурс, а на деньги, полученные с иностранцев, государство должно обеспечивать высокий уровень жизни собственных граждан. Какой смысл облагать акцизами моторное топливо, продаваемое на внутреннем рынке? Ведь акцизы - это способ искусственно поднять цену товара. В России акцизами облагается продажа алкоголя, сигарет и бензина. В первых двух случаях необходимость взимания акциза вполне понятна. Если продавать водку и сигареты по цене, близкой к себестоимости, и без того никудышное  здоровье россиян может существенно пошатнуться. Но зачем намеренно задирать цену на топливо, используемое простыми гражданами и промышленными предприятиями?

Но смысл находится всегда. Например, 25 октября информационные агентства сообщили, что в ближайшее время российское правительство намерено проработать вопрос размера акцизов на топливо и, возможно, примет решение об их дополнительном повышении – более чем на планировавшиеся в 2013 году 6 процентов. Соответствующее поручение Президент РФ дал на встрече с представителями Союза транспортников России. Официально это реакция на просьбу Союза транспортников о поддержке дорожного фонда, однако аналитики связывают такую политику с желанием скорректировать бюджет на 2013 год.

А латание дыр в бюджете – необходимость постоянная. Вот, собственно, и ответ на вопрос о том, можно ли ждать хотя бы стабилизации цен на топливо.

 

Мария Шупеник

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.