Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Золотой посёлок

04:37
6416

Моя поездка в п. Октябрьский стала дополнением к интервью с замглавы Усть-Большерецкого района К. Деникеевым (опубликовано в №45).

Константин Юрьевич сказал то, что уже многим очевидно. Закрепление долей квот и рыбопромысловых участков на 10-20 лет дало стабильность отдельным компаниям, но не населению. Октябрьский – наглядный тому пример.

 

Где тут у вас богатые?

От Петропавловска до Октябрьского – 245 км. Проехав этот путь, ты понимаешь, что такое экстремальные условия жизни. Здесь не растут деревья, сильные ветра сбивают с ног, туманы по 10-16 дней в месяц, даже в июне может выпасть мокрый снег. Во время штормов вода переливается через косу, разрушает ее и дорогу, единственную транспортную связь.

И в то же время Октябрьский – самый богатый поселок в Усть-Большерецком районе (и вообще на Камчатке) по обеспеченности рыбным ресурсом. С одной стороны у него – р.Большая, где 8 видов лосося, куда на нерест заходят десятки тысяч тонн рыбы. С другой – Охотское море, где у побережья добываются минтай, краб.

Летом жители Октябрьского видят бесконечные автоколонны, которые вывозят отсюда «красное золото». Раньше шли 20-тонники. Теперь открыли проезд 40-тонникам. Рыба уходит, чтобы принести кому-то миллионы. А поселку остается разбитая дорога, которую он обязан содержать за свой счет.

Недавно в Усть-Большерецком районе побывал журналист японской газеты «Асахи Симбун» Мотоюки Маеда. Мой коллега очень удивился тому, что в этих богатых краях он не встретил богатых людей. Пришлось объяснить, что люди, которые богатеют на местной рыбе, живут далеко отсюда. Долго ли мы будем воспринимать это как естественный ход вещей?

 

Рыба народная, доходы частные

Надо признать, что за последние годы жизнь в Октябрьском чуть наладилась. Когда-то здесь неделями не было света и тепла. Поселок трижды замерзал. Теперь отключение света – редкость. Дома обновляют фасады. Во дворах появляются цветники, детские площадки. Часть брошенных, пришедших в негодность строений снесена. Обустроена набережная: октябрьцы очистили ее от старых гаражей, выровняли.

Впервые за много лет капитально ремонтируется детский сад «Светлячок». В нем стало теплее. Уже не нужны обогреватели, которые раньше стояли в группах. Заменены все окна, приведены в порядок спортзал, лоджии, сделан «зимний сад». Для Октябрьского эти перемены важны. Но разве он не заслуживает лучшего?

По словам его главы Наталии Рябцевой, в 2012 году доход этого городского поселения составил около 4 млн рублей. В сравнении с прошлым годом (2 млн) это - достижение. Однако если считать расходы, то необходимо еще хотя бы вдвое больше, чтобы оплачивать коммунальные услуги, содержать дороги, помогать малообеспеченным.

А теперь - другие цифры. В этом году в Усть-Большерецком районе добыто 159 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, из них 126 тысяч тонн лосося. Стоимость рыбной продукции составит примерно 10 млрд рублей. большую часть дадут предприятия, которые расположены в Октябрьском (их здесь свыше десятка). Но что с этого получает местное население?

Сегодня вся оплата за водные биоресурсы, которую вносят рыбные компании Усть-Большерецкого района, уходит в край и в федеральный центр (6,06 рубля с 1 кг ресурсов, всего 968 млн рублей). Плюс к тому 100 процентов НДС и налога на прибыль, акцизы. итого, около 3 млрд рублей (18,8 рубля с 1 кг). Районный бюджет от рыбаков суммарно получает в год до 30 млн рублей (в основном, НДФЛ), или 1 процент всех налогов (30 копеек с 1 кг).

Может, в интересах государства так и надо. В СССР камчатские рыбаки тоже отдавали стране продукцию и налоги. Но при этом предприятия тянули на себе всю местную социалку. Они строили дома, чистили улицы, обеспечивали теплом и светом. Потом на месте государственных комбинатов и колхозов образовались частные фирмы. Однако рыба, которую они добывают, осталась государственной. Значит, страна вправе требовать от них большего, чем просто уплата налогов (тем более, что налоговая отдача отдельных компаний, декларируемая стоимость их продукции вызывает вопросы). Почему же не требует?

 

Дожить до 2028-го

Когда распределение лимитов на вылов лосося было ежегодным, компания, желающая их получить, должна была подтвердить свое участие в социально-экономическом развитии района, поселка. Такие справки выдавали местные администрации. Перед путиной там выстраивались очереди предпринимателей, готовых оказать любую социальную помощь. Ктото ремонтировал фасады домов, кто-то помогал ветеранам.

В 2008 году в России были впервые проведены конкурсы, по итогам которых ряд компаний получили рыбопромысловые участки на 20 лет. Теперь у них все хорошо. Можно планировать бизнес на годы вперед. Государство было настолько щедрым, что не взяло с них никаких социальных обязательств.

Сейчас компания, которая получила участки до 2028 года, ничего не должна ни району, ни поселку. Одни еще помогают по инерции. Другие – уже нет. После очередного циклона местная власть с содроганием думает, у кого попросить 100 литров дизтоплива для трактора, чтобы почистить улицы от снега.

Какая польза камчатцам, жителям побережья от долгосрочного закрепления рыбных ресурсов? Создание новых рабочих мест? Действительно, те, кто получил по 5-10 участков, строят мощные заводы, где вкалывают сотни человек. Но, во-первых, многие завозят рабочих с материка. Во-вторых, речь идет, как правило, о первичной переработке лосося. А это труд сезонный.

Сейчас в Октябрьском порядка 200 безработных. В путину почти все они находят себе занятие. Но с середины сентября до середины мая у них опять работы нет. Проблему безработицы решат только предприятия круглогодичной переработки. В советские годы Октябрьский рыбокомбинат работал круглый год. В 1990-х, начале 2000-х были те, кто пытался создать производство если не на 12 месяцев, то хотя бы на 8. А сейчас будто специально делается все, чтобы это было невыгодно.

Предприниматель Петр Иванов – единственный, кто за последнее время на территории Октябрьского создал круглогодичный завод с глубокой переработкой, 25 постоянных рабочих мест. Но таким как он не досталось ни участков, ни ресурсов. В итоге, ему пришлось закрыть производство, потому что результат не оправдывал себя экономически.

Может, и вправду наша рыба оказалась в руках иностранных холдингов, которым Россия нужна только как поставщик сырья с минимальным населением?

 

Экономика должна быть справедливой

Глава Усть-Большерецкого района игорь бондарь считает, что сейчас в районе наступила стабильность. Почти все старые долги погашены. Ремонтируются дома, детские сады, больницы. Есть программа благоустройства. Но все это делается за счет краевых и федеральных средств. Сам район зарабатывает очень мало. При этом отдает стране несоизмеримо больше чем получает. То же можно сказать обо всей Камчатке. Такую экономику не назовешь правильной. Она ставит все с ног на голову. В ней возможны любые абсурдные решения. Например, направить рыбные квоты на поддержку судостроения.

Когда же природные ресурсы нашей страны начнут работать не на отдельные отрасли и фирмы, а на людей?

 

Кирилл МАРЕНИН

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.