Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Образование сегодня и завтра

18:44
3479

Образование сегодня и завтраСогласно статистике на сегодняшний день в 283 образовательных учреждениях края получают образование (от дошкольного до высшего) около 56 тысяч представителей молодого поколения Камчатки.

В 82 учреждениях дополнительного образования занимаются около 34 тысяч воспитанников. В образовательной отрасли занято свыше 14 тысяч работников разных профилей и специальностей. Консолидированный бюджет края в сфере образования в 2012 году составил более 12 млрд рублей. По сравнению с 2011 годом расходы на образование увеличились на 6,2 процента.

За этими обычными, на первый взгляд, цифрами кроется большой труд, немалые достижения и разного рода проблемы образовательной системы Камчатского края, что и стало предметом обсуждения на мартовской расширенной коллегии, где были подведены итоги работы министерства в 2012 году и определены приоритетные направления развития образования в крае.

В своем докладе министр образования и науки Виктор Тюменцев отметил, что прошедший год был ознаменован рядом важных событий в образовательной сфере. Во-первых, приняты указы Президента РФ, определившие принципиальные изменения в области социальной политики, в том числе и в сфере образования. Во-вторых, принят закон «Об образовании в Российской Федерации», который обеспечит правовое регулирование государственной политики в образовании на ближайшие десятилетия. В-третьих, благодаря модернизации региональной системы общего образования удалось решить немало школьных проблем, прежде всего, это создание надлежащих условий для организации процесса обучения в образовательных учреждениях края.

Детальному анализу подверглись приоритетные направления деятельности министерства, среди которых: сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений; создание в школах условий, удовлетворяющих требованиям федерального государственного образовательного стандарта; расширение дистанционного обучения школьников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей; создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Камчатского края, обеспечения безопасности образовательного процесса; развитие системы начального и среднего профессионального образования; совершенствование учительского корпуса.

Отмечена значительная работа по повышению заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений - ее средняя величина за декабрь 2012 года составила 46,5 тысячи рублей. Приняты меры по повышению заработной платы педагогических работников дошкольных учреждений, в результате фактическая средняя заработная плата педагогов-дошкольников за декабрь 2012 года составила 38,5 тысячи рублей.

Анализируя состояние дошкольного образования, министр подчеркнул, что главной задачей стало поэтапное выполнение программы по обеспечению местами детей от 3 до 7 лет в дошкольных учреждениях. Работа проводилась и продолжается в двух направлениях: с одной стороны, усилия направляются на развитие муниципальной системы дошкольного образования, с другой – используются возможности негосударственного сектора. С этой целью осуществляется поддержка предпринимательства по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Эта сфера услуг отнесена к приоритетному виду предпринимательской деятельности на территории Камчатского края. Кроме того, в 2012 году введены в эксплуатацию три детских сада: на 200 мест - в Петропавловске, на 90 мест – в п.Козыревске Усть-Камчатского района, на 30 мест – в п. Аянке Пенжинского района. До конца 2013 года завершится перевод на оказание в электронном виде услуги «электронная очередь» во всех муниципальных образованиях Камчатского края.

 

Что касается создания условий для обеспечения доступного и качественного общего образования, то здесь в качестве первоочередных были определены такие задачи, как:

- введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования,

- усовершенствование материально-технической базы общеобразовательных учреждений края в соответствии с требованиями ФГОС,

- реализация регионального проекта методического сопровождения введения ФГОС начального и основного общего образования на основе взаимодействия региональной, муниципальных и школьных методических служб,

- совершенствование проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников,

- совершенствование дистанционного образования в Камчатском крае.

Проведенный в ноябре 2012 года мониторинг показал, что в школах Камчатского края обеспечены условия для реализации федерального государственного образовательного стандарта, а именно: нормативная и материально-техническая база, организационное и учебно-методическое обеспечение соответствуют ФГОС начального общего образования; введение ФГОС полностью (100 процентов) обеспечено подготовленными педагогическими кадрами.

Для обеспечения качественных условий обучения и воспитания, повышения эффективности системы общего образования в крае был разработан комплекс мер по модернизации региональной системы общего образования. В 2012 году на эти цели направлено 205 млн рублей (из них более 191 млн – средства федерального бюджета). Определены и основные направления работы. Это создание учебно-материальной базы, обеспечивающей постепенный переход на ФГОС, и капитальные ремонты общеобразовательных учреждений. Кроме того, не остались без внимания и такие направления, как приобретение оборудования для школьных столовых, медицинских кабинетов, спортивных залов, текущие ремонты, повышение квалификации педагогических кадров, дистанционное обучение школьников.

Как результат, школы, реализующие программы начального общего образования, обеспечены комплектом инновационных средств обучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, а также новыми комплектами учебников и учебно-методических пособий по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Для всех школ, участвующих в проекте дистанционного обучения учащихся, пропускная способность интернет-трафика увеличена в 2 раза.

Все школьные медицинские кабинеты обеспечены необходимым оборудованием в соответствии с требованиями СанПиН. Почти на 20 процентов увеличилось количество школьников, которым обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами. Почти на 30 процентов увеличилось количество школ, в которых столовые обеспечены современным технологическим оборудованием. Полученные практические результаты, в свою очередь, способствуют созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Камчатского края, обеспечения безопасности образовательного процесса.

В центре внимания продолжают оставаться вопросы получения качественного и доступного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Совершенствуется работа по обучению педагогов, родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья методикам и технологиям коррекционно-реабилитационной работы с детьми. Разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по ключевым проблемам сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведены обучающие семинары, цикл радиопередач. 130 детям-инвалидам созданы условия для обучения на дому. На конец декабря 2012 года в центре дистанционного образования детей-инвалидов обучались 84 ребенка из 10 муниципальных образований Камчатского края. Результативными стали меры по развитию системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Одно из ключевых направлений в работе с одаренными детьми - организация регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. В прошлом учебном году в муниципальном и региональном этапах олимпиады приняли участие более 8 тысяч учащихся. 10 камчатских школьников стали участниками заключительного этапа всероссийской олимпиады по физике, химии, математике, физической культуре, экологии, биологии.

14 победителям всероссийских и краевых олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований присуждены премии в рамках приоритетного образовательного проекта «Образование».

Благодаря целенаправленной работе по поиску, поддержке и педагогическому сопровождению одаренных детей в Камчатском крае на 33 процента увеличилось количество участников муниципальных, региональных, всероссийских олимпиад, конкурсов, соревнований.

Важным направлением деятельности министерства стало и обеспечение социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это, прежде всего, развитие семейных форм устройства таких детей, профилактика социального сиротства, защита прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, их устройство и учет.

В течение прошлого года разработаны и приняты нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличения выплат при усыновлении детей-сирот; увеличения ежемесячного денежного вознаграждения приемным родителям; организации обязательной подготовки лиц, желающих взять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; финансирования ремонта жилья, принадлежащего детям-сиротам; организации постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Это позволило создать условия для финансового обеспечения социально-педагогической поддержки этой категории детей, функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан. Из средств краевого бюджета на эти цели в 2012 году было направлено более 230 млн рублей.

Анализируя развитие системы начального и среднего профессионального образования края, министр обратил внимание на тот факт, что системные изменения в учреждениях начального и среднего профессионального образования, изменение типов образовательных учреждений, перевод в статус автономных – это требование сегодняшнего времени, закрепленное новым законом «Об образовании в Российской Федерации». В этой связи предстоит большая работа по модернизации структуры системы профессионального образования, созданию многофункционального центра прикладных квалификаций, комиссии по формированию структурной модели подготовки кадров в целях взаимодействия учреждений профессионального образования с заинтересованными предприятиями и общественными объединениями работодателей, регионального центра сертификации профессиональных квалификаций, по разработке и внедрению системы оценки качества услуг сферы профессионального образования.

Отмечая положительные тенденции развития образования в крае, министр подчеркнул, что крайне важными остаются меры по созданию условий и стимулов для обеспечения системы образования квалифицированными педагогическими работниками.

В этой связи продолжена работа по привлечению молодых учителей в школы Камчатского края. В 2012 году доля молодых учителей в возрасте до 35 лет в школах края возросла на 3 процента. В числе мер поддержки молодых учителей обеспечено содействие решению их жилищных проблем. В 2012 году в Камчатском крае впервые реализована программа льготного ипотечного кредитования с процентной ставкой 8,5 процента годовых и возмещением части затрат на первоначальный взнос в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита. На этих условиях в 2012 году жилье в Камчатском крае приобрели 26 учителей. Эта программа будет реализовываться и в текущем году.

Молодым специалистам, окончившим учреждения среднего или высшего профессионального образования впервые и приступившим к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, устанавливаются надбавки к ставкам заработной платы (должностным окладам) на первом и втором годах работы в размере 50 процентов должностного оклада, на третьем году работы - в размере 40 процентов должностного оклада. Выплачивается ежегодное денежное пособие после окончания первого, второго и третьего года работы в размерах, зависящих от удаленности от краевого центра образовательных учреждений, в которых они работают. В 2012 году такое пособие выплачено 33 молодом специалистам, на общую сумму около 2 млн рублей.

Педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках в Камчатском крае, предоставляются меры социальной поддержки по плате ими за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ежегодно проводится мониторинг имеющихся вакансий в образовательных учреждениях, с указанием педагогической нагрузки и видом предоставляемого жилья. Самыми востребованными педагогическими специальностями в Камчатском крае являются учителя начальных классов, математики, физики, музыки и воспитатели.

Завершая выступление, Виктор Леонидович обратил внимание, что в текущем году предстоит огромная работа, объем и сложность которой до конца трудно оценить. Наиболее важным станет обеспечение совместной деятельности на краевом, муниципальном уровне, уровне образовательного учреждения по реализации вступающего в силу закона «Об образовании в Российской Федерации». Тем не менее необходимо приложить все усилия для того, чтобы новый закон об образовании начал повсеместно реализовываться с 1 сентября 2013 года.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.