Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Аварийно-карательная служба

21:00
3066

Аварийно-карательная службаО чем беспокоятся наши береговые службы, когда с морским судном пропадает связь? О жизни и здоровье экипажа? Вряд ли. Похоже, их волнует лишь то, как построже наказать капитана.

На всех судах, ведущих морской промысел, установлены технические средства контроля (ТСК). Через спутник они передают на берег данные о местонахождении судна. Если сигнала нет определенное время, а судно продолжает промысел, то это является основанием для административной ответственности капитана и судовладельца.

Приведу недавний пример с краболовом «Андрей Смирнов». 14 октября 2012 года с судна на 3 суток пропал сигнал. Краболов задержали, улов арестовали, началось расследование. В итоге, компания оштрафована на 100 тысяч рублей, в отношении капитана суд ограничился устным замечанием.

Справедливо ли наказание, вопрос спорный. Бывают отключения ТСК преднамеренные, с целью скрыть координаты судна. Однако ТСК часто выходят из строя по техническим причинам. Как утверждают контролеры, капитан обязан увидеть сбой «путем постоянного визуального наблюдения за светодиодами зеленого и красного цветов, которые находятся на блоке сопряжения ТСК». Но в силу многочисленных обязанностей «кэп» не в состоянии постоянно смотреть на светодиоды. Кроме того, возможны ситуации, когда зеленый светодиод, который подтверждает подачу питания, горит, но сигналы ТСК с судна не идут.

Однако я бы хотел обратить внимание читателя на другой нюанс, более важный. Состоит он в следующем. Задача мониторинга - не только следить за рыбаками и наказывать их. Он еще и часть системы обеспечения безопасности мореплавания. Но эта его функция почему-то ушла на второй план.

Вспомним трагедию с камчатским судном «Аметист». 11 февраля 2011 года этот краболов затонул в Охотском море. Аварийный буй не сработал. Единственным свидетельством того, что случилась беда, служила остановка работы ТСК судна. Однако на берегу никто тревогу не поднял. Сообщение о возможном ЧП поступило в Камчатский морской спасательный подцентр только на следующие сутки, когда почти не оставалось шансов найти кого-то из рыбаков живым.

Впоследствии прошло несколько совещаний с участием представителей многочисленных контролирующих служб. Там не раз было сказано, что подобная трагедия повториться не должна, что в случае потери связи с судном надо оперативно выяснять причины и сразу принимать меры. Но выходит, что гибель «Аметиста» и его экипажа ничего не изменила.

Это мы видим в ситуации с «Андреем Смирновым». Повторюсь, сигнал с судна перестал поступать 14 октября. Это было зафиксировано Камчатским филиалом «Центра системы мониторинга рыболовства и связи» (ЦСМС), который обязан отслеживать работу ТСК судов в режиме реального времени.

Что же там предприняли? Ничего. Камчатский филиал ЦСМС более суток хранил молчание. Только после этого он передал сообщение о пропаже сигнала, но не судовладельцу, а в погранслужбу и Росрыболовство. Судовладелец же так и не был официально извещен центром мониторинга о проблемах на краболове.

Почему Камчатский филиал ЦСМС скрывал от него эту информацию, можно догадаться. Очевидно он ждал, когда пройдет срок, с которого начинается административная ответственность за отсутствие сигналов ТСК. Поэтому первыми он известил именно надзирающие органы, главная задача которых – не спасать, а карать.

Стоит упомянуть, что все судовладельцы вынуждены заключать платные договоры с ЦСМС на оказание информационно-консультационных услуг. В их перечень входит (цитирую) «анализ промысловой отчетности и спутникового позиционирования, консультирование заказчика по повышению качества предоставляемой информации - ежедневно в рабочие дни по телефону». Разве это не значит, что ЦСМС должен сразу оповещать судовладельца о сбоях в работе ТСК?

Например, Владивостокский филиал ЦСМС это делает. А вот Камчатский филиал занял совершенно иную позицию. Понимает ли его руководство, что от своевременного получения сведений об отсутствии спутникового позиционирования судна зависит, в том числе, жизнь людей, находящихся в море?

ТСК на «Андрее Смирнове» отключился в результате поломки. Такое заключение дал эксперт. Но представим, что этот сбой был вызван, не дай Бог, гибелью судна. Значит, его бы тоже хватились только на вторые сутки, как и «Аметиста»?

«Аргос» считается наиболее надёжным из всех существующих типов технических средств. Но нередко он тоже даёт сбой


Кирилл МАРЕНИН

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.