1 сентября 2013 года вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который ввиду своей значимости затрагивает интересы каждого жителя нашей страны.
Этот закон стал всенародным и с точки зрения важности гарантируемого права на образование, механизмов его реализации, и с точки зрения вовлеченности всех заинтересованных лиц в его подготовку.
Накануне августовского совещания педагогических работников мы встретились с министром образования и науки Камчатского края Виктором ТЮМЕНЦЕВЫМ, который прокомментировал некоторые ключевые положения нового закона и рассказал о дальнейших перспективах развития региональной системы образования:
- Главная задача закона – описать нормы, согласно которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставляя каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования и профессионального роста. При этом образование на всех его уровнях - от дошкольного до высшего - остается бесплатным.
Значительное внимание в документе уделяется правовому статусу участников образовательных отношений.
Впервые на законодательном уровне закреплен особый статус педагогического работника в обществе, введены обязательства государства по созданию условий для осуществления профессиональной деятельности педагогов. И здесь, в первую очередь, речь идет об уровне оплаты труда педагогических работников. Начиная с 2013 года она должна быть не ниже средней по региону. Что касается камчатских учителей, то заявленный уровень оплаты труда, по итогам 1-го полугодия, выдерживается.
Вопросы правового статуса обучающихся также детально урегулированы в законе: их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки.
Особое внимание уделено образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: закрепляется право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение, что в условиях нашего региона особенно актуально.
Структура профессионального образования приведена в соответствие с Конституцией РФ.
Не секрет, что получаемых сейчас знаний на уровне начального профобразования уже не хватает для дальнейшей профессиональной деятельности, так как повсеместно внедряются наукоемкие технологии, требуется умение учиться и профессионально совершенствоваться. Начальное профессиональное образование включено теперь в систему среднего профессионального образования в качестве первого уровня – подготовки квалифицированных рабочих.
Принципу открытости в законе уделяется достаточно большое внимание. Этот принцип подразумевает участие в образовательном процессе представителей общества, в том числе участие работодателей в оценке эффективности образовательной деятельности, в процедурах лицензирования и аккредитации программ профессионального образования.
Правовая модель, закрепляемая законом, предполагает активное участие в формировании системы всех субъектов образовательных отношений: педагогических работников, обучающихся, родителей, образовательных организаций, органов управления образованием разных уровней, общественных организаций и работодателей.
Следует отметить, что новый закон вступает в силу как раз в тот период, когда в ходе реализации проекта модернизации стали реально ощутимы положительные изменения в региональной системе общего образования. Результаты анализа проделанной за прошедший год работы указывают на очевидные показатели эффективности проекта.
Усовершенствованы условия организации учебного процесса: каждая камчатская школа получила учебно-лабораторные комплексы для оснащения кабинетов начальной школы.
Большие средства направлены на организацию эффективной системы питания, ориентированной на сохранения здоровья учащихся, а также качественное медицинское обслуживание.
Ученики сельских школ, дети с ограниченными возможностями здоровья стали активными участниками полноценного учебного процесса благодаря возможности дистанционного обучения.
В свою очередь, педагогические работники, в том числе и отдаленных районов Камчатки, получили возможность активно повышать свою квалификацию в крае и за его пределами.
На ремонт образовательных учреждений были направлены значительные средства, что позволило ежегодно капитально отремонтировать не менее 5 камчатских школ.
Что же касается ближайших перспектив и планов, то они определены долгосрочной краевой целевой программой «Развитие образования в Камчатском крае на 2013-2015 годы». В частности, предусмотрены мероприятия, направленные на продолжение модернизации региональной системы образования, начатого в рамках федерального проекта.
Среди них – создание условий для перехода муниципальных учреждений на ФГОС, охранение и укрепление здоровья учащихся и воспитанников образовательных учреждений, издание и приобретение учебной и учебно-методической литературы, развитие системы дистанционного обучения школьников, повышение квалификации педагогических кадров.
О реальной отдаче в полной мере можно будет говорить только тогда, когда образовательные учреждения станут центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом, пространством свободного развития личности.