Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Тест-кайф в законе

18:39
3404

НаркоконтрольПрезидент России Владимир Путин подписал закон, который вводит тестирование учащихся на употребление наркотиков и психотропных веществ. Документ вступит в силу уже совсем скоро, в декабре. Однако не стоит забывать о том, что общество принимает законы гораздо дольше чем власть. Зачастую нововведение поначалу провоцирует протест. Незнание деталей рождает массу беспокойств и вопросов. Вот с этими, самыми распространенными родительскими вопросами корреспонденты «КК» и обратились к специалистам.  Консультантами наших читателей стали начальник УФСКН РФ по Камчатскому краю генерал-майор полиции Александр БЕЗКОРОВАЙНЫЙ и начальник группы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики этого же управления полковник полиции Сергей ЦЫСЬ.

 

- Закон – это, значит, тестирование будет «обязаловкой» для всех? – интересуется наша читательница Вероника Полякова, мама троих сыновей. 

Сергей Цысь:

- Нет, ни в коем случае. Принятый закон вводит ДОБРОВОЛЬНОЕ тестирование. Проходить его будут школьники, учащиеся начальных и средних профессиональных заведений и студенты. Но! Только с информированного согласия родителей, либо, если речь идет о подростках, достигших 15-летнего возраста, – с их собственного согласия. Если такового не получено, то никто не имеет права заставить ребенка проходить тестирование. Что же касается возрастных рамок, то в законе они не оговариваются. Однако это не значит, что здесь, на местах, мы начнем предлагать тестирование всем, начиная с первоклашек. Беря во внимание наш опыт, считаем, что на данный момент целесообразно начинать такие проверки с учеников 8-го класса.

 

- Как будет проходить сама процедура теста? Это какие-то анализы? Или просто нужно будет ответить на вопросы? – спрашивает Ирина Белец, воспитывающая 14-летнюю дочь. 

Сергей Цысь:

- Тестирование будет включать два этапа. Первый – это анкетирование. На этом этапе ребята должны будут ответить на ряд вопросов, таких как: «Пробовали ли вы наркотики?», «Есть ли у вас желание попробовать наркотики?» и др. А вторая часть процедуры – это сдача анализов. В мире есть несколько видов тестирования  на наркотики: по моче, по крови, по слюне, по волосам и др. Одни виды не вполне соответствуют нашим целям, другие пока не очень доступные. Поэтому в большинстве регионов решено проводить тестирование по анализу мочи. К сожалению, наши учебные заведения не оборудованы специальными кабинетами, подходящими для сдачи этих анализов. Поэтому мы вынуждены отвозить ребят в краевую наркологию. Там они сдают анализ. Врачи проверяют и дают свое заключение в отношении каждого протестированного: пробовал  он наркотики или нет.

 

-  Знаю из прессы, что молодежь сейчас балуется синтетическими наркотиками. И их, вроде как, не показывают никакие тесты. Так ли это? – этот вопрос волнует нашу читательницу Лесю Иванову, маму дочери-студентки.

Александр Безкоровайный:

- С «синтетикой», действительно, сейчас настоящая беда. Для справки приведу вам некоторые цифры, чтобы вы понимали масштаб трагедии.  И по стране в целом, и в Камчатском крае существенно изменилась структура наркорынка. Если в прошедшем году за полугодие  98 процентов изъятых наркотиков приходилось на каннабисные наркотики (марихуану, гашиш, гашишное масло), то в 1-м полугодии 2013 года 66 процентов – это новые виды синтетических наркотиков. Их изъято в 5 с лишним раз больше, чем в аналогичный период 2012 года!

Чем страшна «синтетика»? Во-первых, своей доступностью. До сих пор многие продавцы нагло торгуют этими наркотиками через интернет. Продают их под видом ароматических смесей или солей. Или вовсе цинично пишут о том, что этот «кайф» пока не внесен в перечень запрещенных веществ. Молодежь зачастую относится к «синтетике» с легкостью. Вроде, это как-то не совсем легально, но, вроде, и не так страшно. Вот и вы в своем вопросе употребили слово «балуется». Но это не баловство.  Зависимость от «синтетики» появляется очень быстро, а последствия активного приема – во многих случаях летальные. За этот год «синтетика» на Камчатке похоронила 16 молодых ребят. «Похоронила»  - это не аллегория.  Они погибли от употребления  синтетических наркотиков. Вы можете представить, что творится сейчас с их родителями? Они корят себя, что не уберегли своих детей от этого смертельного, как вы говорите, «баловства». Возвращаясь к тестированию, хочу объявить, что с мая нынешнего года у нас есть тесты и на синтетические наркотики. Так что и «синтетику» определим. Кроме этого, есть в арсенале и мультитест на иные виды наркотиков: растительные каннабиноиды, героин, амфитамины и др.

 

Наркоконтроль- Я боюсь, что, дав согласие на тестирование, я могу навредить своему ребенку. Хочу верить, что он не пробовал наркотики и не попробует вообще, но мало ли что… А вдруг случайно попробовал? А вдруг он захочет пойти служить по контракту или работать в органах? А его не возьмут, потому что был замечен в приеме наркотиков. Такая выявленная ошибка молодости может поставить крест на его карьере? – опасается мама 17-летнего парня Алена Шевель.  

Сергей Цысь:

- Помимо того, что тестирование добровольное, оно еще и АНОНИМНОЕ. Хочу сразу оговориться, что заниматься его проведением государство доверило двум министерствам: образования и здравоохранения. Наркоконтроль в данном случае не прикасается к детям. То есть задачи педагогов: получить согласия у учеников и их родителей, провести анкетирование, доставить детей к месту сдачи анализов. А задачи врачей: взять эти анализы, обработать. А еще провести профилактику с  теми детьми, у которых тест показал, что они попробовали наркотики, и  с их родителями. И опять же только в том случае, если они дадут на это свое согласие.

Знать результат анализов каждого конкретного молодого человека будет только врач. Он расскажет о нем самому тестируемому и его родителям. Педагоги не будут знать итогов тестов конкретных ребят. Школе, как и нам, станет доступной информация только в цифирном выражении: столько-то ребят прошло тестирование, столько-то из них пробовало наркотики. Все! Остальная информация закрыта. Она не попадает в базу данных наркоконтроля. И по результатам тестирования ребят не ставят на учет в наркологию. Поэтому прохождение теста никак не испортит ребенку карьеру!   

Александр Безкоровайный:

- В тестировании как раз не таится никакой опасности для будущей карьеры и жизни ребенка. Задача тестов – выявить употребление и интерес к наркотикам на САМОЙ РАННЕЙ стадии, когда с помощью родителей и психологов можно повлиять на ситуацию, отвернуть подростка от этой дряни. А вот если вовремя не обратить на это внимание, то дело как раз и может обернуться для его будущего трагедией. Такой, как для этих 16 погибших от «синтетики» ребят.  Если мы его сегодня не убережем, то завтра он попадется нам в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. А тут уж принципы анонимности не действуют! Тогда уж точно будет поставлен на учет и… Прощай, карьера!

 

- Я, например, полностью доверяю своему ребенку. А, давая согласие на тест, получается, что я как будто во всеуслышание заявляю: «Я не доверяю тебе!». Мне кажется, это не лучшим образом отразится на наших взаимоотношениях, - делится своими тревогами Виктория Князева, мама 14-летнего школьника. 

Александр Безкоровайный:

- Это прекрасно, что вы доверяете своему сыну. Но тут мне хотелось бы сделать акцент на том, что согласие или несогласие каждого родителя влияет на общую картину. Вы, наоборот, объясните ребенку, что вы за этот тест, потому что скрывать нечего. Потому что вы не боитесь результатов! Вы уверены, что ваш ребенок не употреблял наркотики. А вот уверены ли вы в том, что его одноклассник не пробовал? И что завтра не убедит попробовать вашего сына? Вы ведь не забывайте, что наши дети живут не в вакуумной упаковке. Не только мы на них влияем. Тем более в таком юном возрасте. В какую минуту более авторитетным для него может вдруг стать мнение случайного знакомого?

Мы также надеемся, что ребята, зная о том, что им придется проходить тестирование, и вовсе отгонят от себя мысль попробовать наркотик хотя бы единожды, ради любопытства. Потому что у кого-то это удовлетворением любопытства и заканчивается, а у кого-то – сломанной жизнью. Вы думаете, что погибающие от наркотиков молодые люди – все из неблагополучных семей? Нет! Многие из них – дети уважаемых родителей, дети любящих родителей, дети доверяющих родителей. Скоро тестирование станет нормой жизни, и отношение к нему будет более спокойным. Уже сегодня на наркотики тестируют при приеме на работу в правоохранительные органы, на службу в армию. Не за горами принятие закона о тестировании госслужащих и депутатов.

Скажу вам, что 3 года назад мы с начальниками управлений наркоконтроля всей страны проходили очередную медкомиссию, обязательный профосмотр: зрение, давление, кардиограмма и т.д.   И тут вдруг нас неожиданно пригласили пройти тестирование на наркотики. Возмущению не было предела! Как, нас, генералов, борцов с наркоманией, высшее начальство подозревает в употреблении? Повозмущались, но пошли сдавать анализы. Один генерал так оторопел, что полчаса не мог пойти протестироваться. Мы уже, честно говоря, заподозрили неладное. Сдал, результаты отрицательные. Чего боялся? Просто не ожидал, разволновался. Так вот, прошло 3 года: теперь проходим тесты каждый раз, и не возникает вопросов. Стало обычным делом. Но в нашем случае этот тест – доказательство чистоты рядов, так сказать. А в случае с детьми – возможность предотвратить трагедию.

Сергей Цысь:

- До того как стать законом тестирование проходило в качестве эксперимента в разных регионах. Началось с Татарстана в 2006 году. Сегодня в этом регионе уже очень небольшой процент отказов от тестирования. И число ребят, попробовавших наркотики, тоже сократилось. А вот первый эксперимент в Камчатском крае, который мы провели в прошлом учебном году, показал, что процент «отказников» очень велик.  В среднем по краю – 70 процентов отказов! И чем меньше населенный пункт, тем больше этот процент. Это, конечно, болезнь маленьких территорий: родителям кажется, что результаты станут известны всем, и ребенку будет только хуже. Но, надеюсь, в рамках этого интервью мы достаточно подробно объяснили, что такие опасения абсолютно беспочвенны. Надеемся, что родители станут нашими союзниками в вопросе тестирования.

 

Подготовила Яна ЩЕГОЛИХИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.