Елена ЛЕОНТЬЕВА, кандидат исторических наук и общепризнанный эксперт в области тибетского буддизма, была гостем Камчатки 18-21 октября. В Камчатском государственном университете им. Витуса Беринга и лофте «Парк культуры» востоковед прочла ряд лекций «Буддизм в современном мире», а также презентовала свою новую книгу «Путеводитель по буддизму», которой уже заинтересовались педагоги, преподающие новый, широко обсуждаемый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В разговоре с корреспондентом «Камчатского края» Елена Леонтьева поделилась своим взглядом на место религии в стране и жизни каждого.
- Елена, как вы относитесь к повсеместному внедрению урока «Основы религиозных культур и светской этики»?
- Я не очень хорошо к этому отношусь. Обучение религии, на мой взгляд, не должно производиться в школах и не должно происходить от имени государства. Если бы преподавание можно было удержать только в рамках светской этики, не навязывая детям какой-то религиозный взгляд, ни одну из четырех представленных религий, которые в России считаются традиционными (православие, иудаизм, ислам, буддизм. – Прим. ред.), если бы можно было удержать это нейтральным, тогда все было бы прекрасно. Увы, это не всегда так.
- Новый предмет обязателен для всех. Однако все-таки есть выбор, какую религию изучать. За ребенка сейчас выбирают родители. Можно ли отдать право выбора самому школьнику?
- Для примера я приведу польскую ситуацию, с которой хорошо знакома. Там вводят преподавание религии, если я не ошибаюсь, с 8 лет. Для изучения дается только христианство — выбора нет вообще. Но есть другой выбор: ходить на него или нет. Поскольку у меня сильная связь с этой страной, то я наблюдаю за разными семьями уже около 20 лет: есть дети, которые сами с малых лет отказываются ходить «на религию». И это считается нормальным. Может быть, в сельской местности такие дети немного выглядят белыми воронами и в последствие страдают, но в городах это уже достаточно привычная практика. Мне кажется, людям можно дать возможность выбирать самим. В том числе, дать возможность выбирать самим детям.
- У вас есть данные, какую религию чаще выбирают для изучения в наших школах? Какое место занимает непосредственно буддизм?
- Все зависит от региона. В среднем, до 30 процентов выбирают православие. Больше половины - что-то нейтральное: или историю мировых религиозных культур, или светскую этику. Только небольшой процент выбирает отдельные религии. Буддизм изучает менее 1 процента. Это очень мало.
- Поправки к закону «О свободе совести», более известные как «Закон о защите чувств верующих», наделали немало шума. Какой позиции придерживаетесь вы? Чувства буддистов нужно защищать?
- Чувства буддистов защищать не нужно (смеется), потому что они вообще считают чувства (такие, как гнев, гордость, ревность, привязанность, обида) чем-то ошибочным, иллюзорным, вредным и мешающим. Буддист со своими чувствами работает самостоятельно: он должен их преодолевать, владеть ими. Чувства никогда не являются предметом защиты. Защищать нужно безопасность и право на существование, право на свободу совести и выражения своего мнения - вот то, что нужно защищать законодательно, но никак не чувства.
- У вас лично не вызывает опасений то, что вопросами религии в последнее время стало активно заниматься государство?
- Я определенно против сращения государства и религии, ни к чему хорошему это не приведет. У нас есть хороший пример перед глазами - это Тибет. Власть и буддийская церковь около 4 веков были там неотделимы друг от друга. Эта страна в 20-м веке жила в полном средневековье, прогресс обошел их стороной. И это несмотря на то, что буддизм сам по себе не противоречит прогрессу, принимает науку и современные технологии. Можно быть успешным современным человеком и буддистом одновременно. И этому есть масса примеров.
- Про столкновение христианства и ислама мы слышим из телевизионных новостей практически каждый день. Подобных новостей про буддистов припомнить сложно.
- Буддизм аполитичен, не предполагает миссионерства, старается не навязываться людям, и поэтому практически не является источником конфликтов. В мире нет таких столкновений, в которых на одной враждующей стороне были бы только буддисты, а на другой - какая-то другая религия. Такого в истории мы не встречали. Если есть между странами какие-то конфликты, то буддисты оказываются и там, и там. Это никогда не религиозная война.
- Насколько популярен буддизм в России?
- У нас есть три буддистские республики - Бурятия, Калмыкия, Тыва. Официальным главным российским буддистом, если можно так сказать, поскольку иерархии как таковой нет, исторически с середины 18-го века считается глава бурятского буддизма. Екатерина Вторая утвердила бурятского Хамбо Ламу, и до настоящего времени он традиционно представляет это течение.
В западных и нетрадиционно буддистских областях России эта религия сейчас стала популярной среди образованного слоя примерно 30-летних людей. Появляются буддистские центры, организации, разные места для медитации и т.д. И их довольно много. Я думаю, по всей России наберется несколько сотен. Что касается числа практикующих людей, по оценке Наталии Жуковской, московского этнографа и доктора исторических наук, среди европейских русских насчитывается около 300 тысяч буддистов.
- Как распространяется эта религия в мировом масштабе?
- Сейчас наблюдается вторая волна распространения буддизма в странах европейской культуры - после «философской» волны 19-го века. Сейчас он приходит как целое - и философия, и практика, и образ жизни. К нему обращаются образованные, достаточно молодые поколения, ищущие смысл, но не желающие верить в догмы. Что касается его развития в странах запада, то, по моему личному наблюдению, относительно большое распространение он получает там, где в последнее время люди пережили некоторые социальные потрясения и разочаровались во внешних ценностях, а потому начали искать ценности внутри, в возможностях ума. Среди стран бывшего соцлагеря наибольшая популярность в Польше и России. Относительно большой процент буддистов в Германии, я бы это связала с крахом фашистской идеологии, а затем и коммунистической в ГДР.
Не так давно я работала в Венесуэле. Сегодня это одна из самых неблагополучных стран Южной Америки. Машинам там разрешается не останавливаться ночью на красный сигнал светофора, поскольку за считанные секунды к вам может кто-то подбежать, разбить окно и что-нибудь украсть. И именно там буддизм среди элиты становится очень популярным: к нему примыкают все больше образованных представителей среднего класса, людей искусства.
В странах Скандинавии, с их всесторонним комфортом и достатком, основной «религией» является материализм: для людей главное - большой телевизор, огромный диван и холодильник. Такая же ситуация и в южных странах, например, в Испании: в курортной среде люди крайне нечасто задумываются о таких вещах, как поиск смысла жизни.
- Есть шанс, что буддизм однажды станет самой популярной религией?
- Нет, я не верю, что он может когда-нибудь стать религией большинства. Большинству, к сожалению или к счастью, нужно другое.
Беседовал Павел АДАМОВИЧ