Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

С ружьями против ядерных ракет

21:01
3286

Андрей ГРОМОВ«Чумой 21-го века» для Камчатки по-прежнему остается туберкулез. В 2013 году заболеваемость оставалась весьма высокой – 88,6 на 100 тысяч населения. А что касается абсолютных показателей, то прошлом году в Камчатском крае было выявлено 284 новых случая заболевания. Как в целом прошел минувший год для камчатской фтизиатрической службы и о планах на год ближайший – в беседе с главным врачом Камчатского противотуберкулезного диспансера Андреем ГРОМОВЫМ.

- Андрей Валентинович, по заболеваемости туберкулезом ежегодно Камчатка на фоне других регионов выглядит устрашающе. Какова обстановка сейчас?

- Достаточно сказать, что средняя статистика по России – около 70 случаев заболевания на 100 тысяч населения. У нас – около 90 случаев. Вместе с тем наша статистика сопоставима с показателями по Дальнему Востоку и Сибири, где они составляют от 100 до 150 случаев на 100 тысяч населения. Конечно, такая статистическая картина возникает за счет отдельно взятых регионов. Таких, например, как республика Тыва, где заболеваемость составляет более 200 человек на 100 тысяч населения.

На Камчатке же «погоду» делает Корякский округ, где заболеваемость превышает в 6,6 раза цифры общей заболеваемости по Камчатскому краю. Всего в 2013 году в Корякии заболели туберкулезом 106 человек. В основном это представители коренных малочисленных народов.

Тем не менее общая заболеваемость по Камчатскому краю за прошлый год снизилась на 9,3 процента по сравнению с предыдущим годом. А в Петропавловске-Камчатском было зарегистрировано 104 новых случая заболевания.

 

- Какова картина детской заболеваемости на Камчатке?

- Она снизилась. Если в 2012 году было зарегистрировано 33 случая заболевания туберкулезной инфекции у детей и подростков, то за прошлый год зарегистрировано 29 случаев. Также хочется отметить, что самый высокий показатель детской заболеваемости отмечается в Корякском округе. Кроме того, среди детей в минувшем году обнаружены генерализованные, то есть распространенные и запущенные формы туберкулеза, с поражением не только легочной, но и лимфатической, и костной тканей, почек и глаз. Причина тому – недообследованность населения Корякии. Дети длительное время находятся в семьях, где родители и родственники больны туберкулезом. Если детей, живущих в краевом центре и других близлежащих районах, нам удается вовремя изолировать от контактов, то в Корякии, где долгие годы сохраняется дефицит специалистов и существуют острые социально-бытовые проблемы, ситуация осложнена.

 

- Проблема туберкулеза касается районов Корякии, куда не доезжают выездные бригады?

- Нет, в прошлом году выездные бригады посетили все районы Корякии. А в некоторых районах работали и специализированные фтизиатрические бригады. И такие командировки будут регулярными, особенно в те районы, где неблагоприятная ситуация с заболеваемостью по туберкулезу.

Более того, мы активно внедряем новые диагностические технологии, в том числе Диаскинтест на туберкулезную инфекцию у детей и подростков, который особенно эффективен в сомнительных случаях. Работа в прошлом году была активизирована не только в Корякии, но и в других районах Камчатки. И свои усилия мы будем наращивать, в противном случае туберкулез не победить.

В этом году мы намерены привлечь к работе Новосибирский институт туберкулеза с тем, чтобы они составили программу по снижению заболеваемости туберкулезом в Камчатском крае. Программа будет расписана на 5-6 лет, будет являться поэтапной. Привлечение специалистов со стороны продиктовано крайней необходимостью. Нам требуются новые научные подходы к проблеме и, возможно, нестандартные решения.

- Может быть, просто недостаточно бороться с туберкулезом сугубо медицинскими методами?

- Действительно, туберкулез – болезнь социальная, и одними только усилиями фтизиатрической службы здесь не ограничиться. Это как идти ружьями против ядерных ракет. Должна быть мощная социальная поддержка малочисленных коренных народов Севера. Ведь существующая ситуация – безработица, выраженный алкоголизм, низкие материально-бытовые условия – порождают и множат заболевание. И, напротив, там, где условия более или менее благоприятны, есть работа, люди и меньше болеют.

А начинать нужно с детей. Камчатский край – один из лидеров по детской заболеваемости туберкулезом. По международным нормам она должна быть по меньшей мере в четыре раза меньше взрослой заболеваемости. А у нас она ниже менее чем в два раза. Это значит, что мы недовыявляем больных взрослых. Если дети с помощью пробы Манту отслеживаются, то для взрослых основной метод обследования – это флюорография. А охват населения флюорографическим профилактическим обследованием низок и составляет по некоторым районам не более 50 процентов, а по требованиям должно быть не менее 81,5 процента.

 

- Как это положение изменить?

- Для начала в Камчатском крае на законодательном уровне необходимо закрепить обязанность взрослого населения проходить флюорографическое обследование не менее одного раза в год. В скором времени должен выйти обновленный приказ Минздрава России №109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий». Действующей версии приказа более 10 лет, она явно устарела. В проекте нового приказа говорится, что при заболеваемости больше 50 на 100 тысяч населения взрослые должны проходить флюорографию ежегодно. А в действующем приказе – не реже раза в 2 года. Да, существенная группа населения – работники детских учреждений, фтизиатрических учреждений, пищевой промышленности, ВИЧ-инфицированные и ряд других должны проходить обследование ежегодно. Но в связи с неблагоприятной обстановкой, по моему убеждению, не реже раза в год флюорографию должны проходить абсолютно все.

 

- Организованно флюорографию проходят в лучшем случае бюджетники. А как быть со всеми остальными?

- Согласно закону об охране здоровья, ответственность на регулярные медицинские профосмотры лежит на работодателе. Роспотребнадзор обязан следить за исполнением закона и налагать административную ответственность на нерадивых работодателей. Согласен, что на практике это не действует.

 

туберкулез- В этом году стал известен случай, когда во Владивостоке на пробу Манту детям ввели дозу туберкулина, в 2,5 тысячи раз превосходящую норму. На Камчатке после этого родители стали отказываться от этого метода обследования детей?

- Прежде всего напомню, что тогда никто из детей серьезно не пострадал. Но было совершено вопиющее нарушение, за которое медработники должны были понести серьезную ответственность. Тем более что этот случай действительно породил недоверие к медицине, в том числе значительное количество случаев отказа от пробы Манту.

 

- В Интернете на форумах можно часто видеть обсуждения, где пропагандируется отказ от прививки БЦЖ, которая делается новорожденным. На Камчатке часты отказы от БЦЖ?

- Отказы есть, но они не носят массовый характер. Медики в роддомах стараются переубеждать молодых мам, и зачастую успешно. Отсутствие прививки БЦЖ – это смертельная опасность для ребенка. К сожалению, на любую прививку есть определенный процент осложнений, и чаще всего из-за невнимательного отношения со стороны медперсонала к состоянию ребенка. Если младенец, например, недоношен или простужен, прививку необходимо перенести на более благоприятное время. Состояние ребенка должно быть максимально учтено.

 

- Андрей Валентинович, приезжая в районы, фтизиатрическая служба встречает понимание населения и желание пройти флюорографическое обследование?

- К сожалению, это происходит не везде, и здесь основную роль играет неосведомленность людей. Мы о своих визитах заблаговременно предупреждаем руководителей медицинских учреждений районов. Зачастую население одобрительно относится к нашим визитам и активно проходит обследование на туберкулез.

И в этом году наш флюорограф на колесах продолжит объезжать районы, находящиеся в пределах дорожной доступности, и обследовать население на туберкулез.

 

- В прошлом году вы отмечали, что на Камчатке существует большая проблема «въездного» туберкулеза, который приезжает к нам вместе с трудовыми мигрантами. Что с тех пор изменилось?

- Нам удалось добиться ситуации, когда мигранты обследуются на предмет заболевания туберкулезом централизованно – исключительно в диспансере. Это было продиктовано жесткой необходимостью. Дело в том, что российским законодательством предусмотрена обязанность трудовых мигрантов пройти медосмотр при въезде на территорию России, в том числе сдать анализы за сифилис и СПИД, а также пройти флюорографическое обследование. И выглядело это так: человек проходил флюорографию в поликлинике, а в диспансере получал заключение о состоянии здоровья. При этом были нередки случаи, когда мигранты, уже зная о том, что больны, имея заключение от противотуберкулезного диспансера, возвращались в медучреждения в попытке скрыть факт наличия болезни. Пользуясь тем, что в глазах россиян многие представители республик СНГ, что называется, на одно лицо, находчивые иностранцы посылали в поликлиники на флюорографию здоровых товарищей со своими документами. Благодаря наметанному глазу работников диспансера, хитрецов удавалось разоблачать. Но, разумеется, не всегда. Ведь с тех пор, как прохождение флюорографии для иностранцев стало обязательным именно в стенах противотуберкулезного диспансера, статистика заболеваемости в среде трудовых мигрантов резко подскочила. Если в прошлые годы выявлялось 3-5 больных иностранцев в год, то в 2012 году – 16. А за 2013 год было выявлено 5 больных из других регионов России и 15 больных иностранцев.

 

- Андрей Валентинович, напомните, где можно пройти флюорографическое обследование?

- Прежде всего, в поликлинике по месту жительства. Но на практике это не всегда удобно из-за очередей. Поэтому порядка 30 процентов граждан проходит флюорографию у нас, в диспансере. Мы получили новое оборудование, итальянский цифровой флюорограф с малой лучевой нагрузкой, который в ноябре начали эксплуатировать. Добро пожаловать к нам в рабочие дни, с 9 до 16 часов.

Напоминаю: заболевание очень коварно, длительное время оно может проходить вообще бессимптомно. Человек годами может не знать о своей болезни и неприятно удивиться уже на той стадии, когда у него разрушены легкие. Поэтому я не устаю убеждать: проходите флюорографию ежегодно! Это самый эффективный способ обезопасить себя, родных и близких от туберкулеза и его тяжелых последствий для здоровья.

 

Мария ВЛАДИМИРОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.