В России проживает более 240 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера, из них более 17,5 тысячи – жители Камчатки. Большинство северян имеют схожие элементы культуры, методы выживания в суровых условиях, способы оленеводства и рыбодобычи. И одни и те же проблемы взаимоотношений с государством и бизнесом. Места проживания КМНС мешают добыче углеводородов, яблоком раздора являются традиционные места рыбопользования коренного населения. И чаще всего в большинстве регионов эти конфликты решаются не в пользу интересов КМНС.
Что делать, если промышленники в результате конкурса выгоняют общину с родной речки? Что делать с законами, не позволяющими общине продать излишки добытого зверя или рыбы? В этих и иных проблемах представители КМНС попытались разобраться на заседании круглого стола на тему «Традиционный образ жизни и традиционная хозяйственная деятельность КМНС в современных условиях: проблемы и перспективы развития», который состоялся в Петропавловске на минувшей неделе.
Заседание открылось подписанием соглашения между Правительством Камчатского края и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Подписи под документом поставили губернатор Камчатского края Владимир Илюхин и президент Ассоциации КМНС РФ Григорий Ледков. Соглашение предусматривает совместную работу в области защиты прав и поддержки коренных малочисленных народов, проживающих на территории полуострова.
Затем на протяжении почти 6 часов участники форума со всей России делились как положительным, так и печальным опытом деятельности родовых общин, обменивались мнениями о необходимости изменения законодательства, пытались определиться с понятиями «традиционный образ жизни» и «традиционная хозяйственная деятельность».
Уже в мае текущего года аналогичное заседание круглого стола состоится в Хабаровске. Планируется, что в мероприятии примет участие и делегация Камчатского края.
Что осложняет жизнь коренных северян?
Президентом Ассоциации КМНС РФ Григорий Ледков был избран на съезде организации в марте минувшего года. О том, чего удалось добиться к сегодняшнему дню, в нашем интервью с Григорием ЛЕДКОВЫМ.
- Григорий Петрович, какие сегодня существуют законопроекты, касающиеся хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера?
- Прежде всего, отмечу, что хозяйственная деятельность КМНС затрагивается примерно в 25 законах. Разработкой этого обширного пласта занимались наши депутаты первых созывов. К сожалению, на протяжении этих же 15-20 лет, от созыва к созыву идет негативный для нас процесс изъятия из законодательства отдельных норм, касающихся КМНС. И изъятие большей части норм происходит в связи с промышленным освоением биоресурсов. Это облегчает деятельность нефтегазовых, рыболовецких компаний, но осложняет жизнь коренных малочисленных народов Севера.
К нынешнему, шестому, созыву у нас есть два законопроекта, которые прошли все процедуры согласования в регионах. И в принципе на сегодняшний день они были бы готовы к обсуждению в первом чтении. Речь идет о законе об унификации терминологии и об изменениях в закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов. Первый законопроект актуален в связи с тем, что действующие законы были приняты давно, терминология весьма разнится, ее нужно сделать единой. Что такое традиционная хозяйственная деятельность, что такое общины коренных народов – эти понятия необходимо унифицировать прежде всего.
В закон о гарантиях прав коренных народов мы предлагаем внести статьи о порядке определения принадлежности к коренным народам, а также о порядке компенсационных мероприятий при изъятии земель под промышленное освоение.
- Что мешает рассмотрению данных законопроектов в Госдуме?
- К сожалению, на сегодняшний день у нас нет ни положительного, ни отрицательного заключения от Правительства РФ на эти законопроекты.
- На круглом столе обсуждались проблемы традиционного рыболовства. С этим понятием законодатели будут определяться?
- Действительно, на сегодня подробного определения традиционного рыболовства, его разграничения с другими видами рыболовства нет. С огромными трудностями сегодня принимается закон о любительской рыбалке. Формулировка «традиционное рыболовство» требует не меньшего внимания. Причем традиционное рыболовство касается не только народов Сибири и Дальнего Востока, оно присутствует везде. Прошли аукционы по распределению квот, и мы вынуждены сегодня констатировать, что традиционные родовые участки вновь попали под эти механизмы.
- ФЗ о родовых общинах предусматривает, что родовая община – это некоммерческая организация. То есть добыть ту же рыбу можно только для личного потребления. А многие, как мы слышим и на круглом столе, хотят получить квоту для развития.
- Да, к сожалению, община законодателем предусматривалась как некий вид общественного объединения. Или некий подвид местного самоуправления, чтобы люди могли на своей компактной территории решать в числе прочих вопросы обеспечения соцгарантий, медицины, образования. Правда, дальнейшего развития в этом направлении не получилось. Представители КМНС вынуждены сегодня заниматься коммерческой деятельностью, в том числе и потому, что колхозы и совхозы перестали существовать, нет необходимого количества рабочих мест. Поэтому общины в некоторых регионах сегодня берут на себя функции обеспечения целых населенных пунктов продуктами питания, другими товарами, занимаются вопросами ЖКХ. В ряде регионов родовые общины являются сельхозтоваропроизводителями, получают субсидии, решают вопросы трудоустройства населения.
Поэтому сегодня мы говорим о том, что виды деятельности общин надо пересматривать, статус общины нужно доработать и четко определить.
- Ассоциация коренных народов использует свою законодательную инициативу?
- Это и есть наша основная задача. Помимо двух законопроектов, о которых я упомянул выше, есть еще несколько. В том числе предложения по внесению изменений в закон об общинах, в закон об экологической экспертизе.
Более того, мы инициировали создание при ассоциации экспертного совета, который будет работать, в том числе на площадке Госдумы, в комитете по делам национальностей. Рабочий орган, который при комитете существует, не может быть целиком компетентным, ведь территории у нас большие, и на местах есть много людей, которые желают и способны участвовать в работе комитета в качестве экспертов, знают ситуацию в своих регионах.
Мария ВЛАДИМИРОВА