Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Станционный смотритель

18:07
3439

Николай НЕРЕВЯТКИННиколай Неревяткин учился на железнодорожника. Но так сложилась судьба, что 40 лет его трудовой биографии оказались связаны с энергетикой.

Николай Неревяткин родился на Камчатке в 1936 году. Окончив 10 классов, поехал в Ростов получать специальность, по тем временам очень перспективную – железнодорожника. После института Николай с дипломом инженера-механика поехал по распределению в Свердловскую область, в леспромхоз. Там дослужился до начальника узкоколейки. А потом решил вернуться на свою малую родину. Но что делать человеку с таким образованием на Камчатке, где не было железных дорог? Дорог и вправду не было, но поезда были!

При восстановлении народного хозяйства, разрушенного войной, энергопоезда – мобильные электростанции – работали по всей стране, в том числе на Камчатке, на мехзаводе. Отец Николая, который работал на этом предприятии, оформил сыну вызов. И в августе 1961-го Николай начал осваивать новую профессию.

Конечно, энергопоезд – это совсем не то что настоящий железнодорожный состав. Но их энергосистема устроена почти одинаково.

«Мы в институте проходили котлы и турбины, поэтому разобраться было нетрудно, – рассказывает Николай Неревяткин. – Стажеру полагался испытательный срок в несколько месяцев. Но людей не хватало. Поэтому моя стажировка заняла меньше недели. А потом меня сразу поставили в смену дежурным инженером. И в смену ко мне пришли ребята, которые еще учились. А через 3-4 месяца оказалось, что наша смена лучшая».

В 1964-м энергопоезда, которые работали в областном центре, объединили в одно предприятие – «Паротурбинные электростанции». Его директором стал Николай Елин, а главным инженером – Неревяткин. А спустя 3 года Неревяткин сменил Елина, когда тот перешел в «Камчатскэнерго» заместителем управляющего.

«Поезда работали до 1970 года, - говорит Николай Акимович. – А когда ТЭЦ-1 вошла в устойчивый режим, их стали закрывать. Меня перевели на ТЭЦ главным инженером».

В сравнении с ТЭЦ энергопоезда казались первобытным строем. На ТЭЦ было тогда самое чистое и культурное производство в областном центре. Первым ее директором работал Владимир Колосов, выдающийся энергетик, который запускал эту станцию. После его ухода с должности вопрос о новом директоре долго оставался открытым. Неревяткин был лучшей кандидатурой. Но он отказывался. Наконец, его вызвал управляющий «Камчатскэнерго» Юрий Виштак: «Или становись директором, или уходи». Пришлось согласиться.

Кстати, когда-то в проекте ТЭЦ-1 была предусмотрена… конюшня. А когда станцию начинали строить, считалось, что она будет обеспечивать только СРВ и прилегающий район. Но потом в проект вносились изменения, станцию перестраивали. Полученный результат сильно отличается от первоначальных планов.

«ТЭЦ-1 пережила четыре очереди строительства, – говорит Николай Акимович. – Сначала там работало две машины на 12 МВт. В конце 1960-х этого стало не хватать. Добавили еще две - на 25 и 50 МВт. А в середине 1970-х – новый дефицит электроэнергии. Давай третью очередь – две турбины по 55 МВт. А в 1980-х перед нами опять ставят задачу дать больше мощности».

«Всего на ТЭЦ-1 с моим участием запустили 4 турбины и 7 котлов, – продолжает мой собеседник. – Лучше меня «пускача» на Камчатке не было. Поэтому когда в 1985-м подошло время пускать ТЭЦ-2, меня отправили туда. Станция уже была построена. Но стояла мертвая. Нам предстояло вдохнуть в нее жизнь. Всем пришлось здорово потрудиться. Пуск ТЭЦ-2 был очень тяжелый. Но обошлись своими силами. С материка пригласили только одного человека на должность начальника цеха. Все остальные, кто работал со мной, были местные. В основном, с ТЭЦ-1».

На ТЭЦ-2 Николай Акимович работал главным инженером до 1988 года.

Николай НЕРЕВЯТКИН«Шла перестройка, – говорит Николай Неревяткин. – Власть дала установку на выборы снизу: от мастера до директора. У меня авторитет был высокий. Меня бы выбрали. Но в той ситуации оказалось невозможно работать. Чтобы не я назначал мастера или начальника цеха, а мне бы их выбирал коллектив – куда это годится? Поэтому я ушел в «Камчатскэнерго» заместителем управляющего по общим вопросам и снабжению топливом».

Но на этой должности спокойно работать пришлось недолго, потому что вскоре началась вакханалия с поставками мазута. Неревяткин вернулся на ТЭЦ-1 начальником топливно-транспортного цеха, и попал в самую гущу событий, когда грянул энергокризис.

«Однажды причалило два танкера, – рассказывает он. – Вскрываем фланец, по которому топливо подают. А там вместо мазута - камень. Оказалось, что это особый вид топлива, которое плавится только при 47 градусах. На танкерах – 30 тысяч тонн горючего, которое нужно нам как воздух. А мы не знаем, как его перекачать на ТЭЦ-2, за 20 км от пирса. Но выход нашли. Дали на ТЭЦ-2 тонн 200 дизтоплива. Они нагрели трубопровод до нужной температуры. И все 30 тысяч тонн скачали на обе ТЭЦ и сожгли. А потом на Камчатку пришло письмо от одной зарубежной фирмы, в котором она предостерегала от покупки этого топлива. Оказывается, его привозили в Нью-Йорк. И во время перекачки оно застыло в трубопроводе. Американцам пришлось демонтировать 400 метров трубы. А нам удалось его прогнать через 20 км. Просто жизнь нам не оставила выбора. Если бы не сожгли тот мазут, пришлось бы областной центр полностью «гасить».

Николай Акимович с уважением вспоминает тех, с кем работал: Елин, Колосов, Виштак, Булочников. Это были столпы камчатской энергетики. Каждому из них наша газета посвятила отдельный материал. Но работали в энергохозяйстве люди, которые не занимали высоких должностей, но их вклад в общее дело был не менее важен.

«Работал на энергопоездах мастер котельного оборудования Алексей Зудин, – говорит Николай Неревяткин. – У него образование – не выше техникума. Но был чудесный специалист. На нем все котлы держались. Потом я его перетащил на ТЭЦ-1. Он навел порядок в мазутном хозяйстве, в котельном цеху. Вместе с ним пускали ТЭЦ-2. Нигде не могли без него обойтись».

«50 лет пролетели быстро, – говорит Николай Неревяткин об истории «Камчатскэнерго». – Но кое-что мы успели сделать».

Это «кое-что» - энергосистема, созданная почти с ноля в сложнейших условиях Камчатки. В ее истории не было легких времен. Но, несмотря на беды и проблемы, она служит нам уже полвека. В юбилейный год «Камчатскэнерго» пожелаем этому предприятию, его коллективу и ветеранам – успехов, здоровья, энергии!

 

Сергей НИКОЛАЕВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.