Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Война научила их ценить мир

17:59
4274

Чем меньше остается людей, которые пережили Великую Отечественную войну, тем больше внимания к ним со стороны общества, тем бережнее отношение к их воспоминаниям. И бойцам на фронте, и всем, кто трудился в тылу, кто выживал на оккупированных землях, довелось пройти через такие мучительные испытания, которые трудно, почти невозможно примерить на себя послевоенным поколениям. Люди, пережившие войну, знают настоящую цену мира.

Они могут многому научить тех, кто захочет у них учиться. Они двумя фразами докажут, что все наши беды и невзгоды – сущая безделица по сравнению со сталинградской бомбежкой, например, или поисками крапивы, чтобы щи были не из одной грубой лебеды. Их жизнь прошла в добросовестном труде, они рады достатку, им чужды потребительский зуд и поклонение золотому тельцу. Это – редкие люди, с каждым годом их становится все меньше. И надо успеть выслушать все, что они хотят рассказать.

В честь юбилея – подарки камчатцам

Отрадно, что не только государство, но и некоторые коммерческие предприятия взяли на себя добровольную заботу о ветеранах, о тружениках тыла, о детях войны. Среди таких социально-ответственных компаний нашего региона – предприятие с богатой трудовой историей, ОАО «Южные электрические сети Камчатки». К слову, нынешний год  юбилейный, 50-й, для компании, прошедшей сложный путь от энергопоездов до современных электростанций и обеспечивающей 23 населенных пункта полуострова электроэнергией и 10 поселков – тепловой энергией. ОАО «ЮЭСК» ведет благотворительную и спонсорскую деятельность с 2010 года, ежегодно увеличивает средства, направляемые на нее. В числе подопечных компании – школа-интернат в Манилах и ребята из малообеспеченных семей в далеких камчатских селах.

Юбилейный год предприятие намерено отметить увеличением спонсорской помощи камчатцам в отдаленных районах. На эти цели будет направлено 1,5 млн рублей.

9 ветеранов Великой Отечественной войны, проживающие в зоне ответственности компании, ежемесячно безвозмездно получают 100 кВт электроэнергии. Адресную финансовую помощь и, конечно же, внимание, которое им так дорого: букеты цветов, теплые слова поздравлений получают ветераны - бывшие работники ОАО «ЮЭСК» и ветераны трудового фронта, живущие в Петропавловске. Среди них – все наши сегодняшние собеседники. Война застала их совсем юными и написала свой сценарий их молодости.

Родина сказала: надо работать

Клавдия Ивановна ДИГИНА Предвоенный май Клавдия Ивановна Дигина запомнила очень хорошо. Даже в свои 93 года она в ярких деталях рассказывает, как целый месяц железнодорожный состав добирался из Армавира во Владивосток. В жестких вагонах без всяких удобств было полным-полно молодежи. Все они ехали работать на Дальний Восток.

Маленькой хрупкой Клаве в 1941-м сравнялось 20 лет. Жизнь ее не баловала. В 1932-м родами умерла мама, трое ребят остались с отцом. После его смерти младших сестренку и братишку взяли в детдом, а 17-летнюю Клаву – нет. Пришлось ей начинать самостоятельную жизнь. Клавдия уехала на Кавказ, жила прислугой в доме у профессора. А потом узнала, что идет набор на Камчатку, и твердо решила: поеду.

- Поезд останавливался где-нибудь за станцией, и мужчины бежали оправиться по одну сторону состава, а женщины – по другую. Потом мчались на станцию, чтобы купить какой-нибудь еды: нам выдали авансом 300 рублей на дорожные расходы, - вспоминает Клавдия Ивановна. – Во Владивостоке в ожидании распределения в огромных палатках жили около 4 тысяч человек. Распределяли по 15 человек на каждый камчатский завод. Потом нас погрузили на пароход. На подходе к Камчатке заштормило так, что высадиться было невозможно, еще много дней болтались в море. А когда шторм стих, мы узнали, что началась война. Мальчишки стали кричать, что надо ехать обратно, записаться добровольцами фронт. Но капитан сказал: «Если понадобится, вас заберут. А пока идите работайте».

Работала Клавдия Ивановна и ее спутники всю войну на засолке рыбы, в основном - селедки, в местечке, которого уже и на карте Камчатки нет – в Тапате Олюторской. Там стоял закрытый японский рыбоконсервный завод, склад и 5 бараков, вот и весь поселок. Рыбу солили в самодельных чанах из брезента, натянутого на колья. Продукты завозились раз в год и распределялись скудными пайками: сушеные овощи, сахар, жир, консервы. Хлеб пекли и выдавали по граммам – 800 на взрослого, 400 на ребенка. Всю долгую зиму отапливались кедрачом. Снега наметало так, что бараки полностью скрывались, выходили из них по ступенькам, прокопанным в снегу вверх. Одежды, промтоваров не завозили всю войну. Новости узнавали благодаря единственной радиоточке в конторе. От цинги спасались солеными черемшой и диким луком. Праздники справляли под гармошку. И, несмотря на всю окружающую убогость и нищету, влюблялись и женились, отгораживали «комнатку» в бараке для женатых, рожали детей. Был даже учитель, который занимался с ними.

Клавдия Ивановна покинула Тапату в 1948 году, перебравшись в Корф, уже с мужем и детьми. Трудилась в пекарне до пенсии, а потом дочь забрала ее в Петропавловск. Только тогда Клавдия Ивановна узнала, что такое отдых, комфорт, удовольствие от чтения книг и радость нянчить внуков.

Горжусь своей биографией

Геннадий Михайлович ВОЕВОДИН Геннадий Михайлович Воеводин – самый молодой из наших собеседников. Его война застала 11-летним мальчишкой, жившим в большом селе Горьковской (ныне Нижегородской) области. И, как и подобает сильному мужчине, рассказывая о тех годах, он больше упирает не на трудности, а на то, чему они его научили: превозмогать боль, усталость, холод и голод, не жалеть себя для общего дела, работать на совесть и любить свою Родину.

С 11 лет – колхозные, деревенские будни: мужчин, да и коней, забрали на фронт, и вся работа в поле досталась женщинам и детям. Пахали, сеяли, косили – для фронта, для Победы. В 13 лет попал на ударную стройку: при полной секретности по ночам строился военный аэродром, крайне важный для отражения атак врага. В морозы за 30 градусов, полуголодный, Гена с энтузиазмом управлял воловьей упряжкой – вывозил лес. Едва была построена первая взлетная полоса, на аэродром прилетели истребители, и до окончания стройки 20-летние летчики вели машины в бой, возвращаясь без ориентиров, ломая шасси…

Когда Воеводину исполнилось 14, его взяли на судостроительный завод «Ока», сначала учеником, потом судосборщиком. Строили бронекатера и понтоны. С тех пор вся трудовая жизнь Геннадия Михайловича связана с морем. Школа юнг, Ростовское мореходное училище, практика на противолодочном корабле Балтфлота, присвоение звания лейтенанта ВМФ. В его биографии множество интереснейших страниц, большая часть которых написана в Камчатском морском пароходстве. Капитан дальнего плавания, начальник отдела кадров, помощник директора КМП. Ответственный, инициативный, не боящийся трудностей, Геннадий Михайлович был отмечен многими наградами, включая орден Трудового Красного Знамени. Он и сегодня бодр и полон жизни, ведет активную общественную работу, являясь заместителем председателя городского Совета ветеранов.

Как могли они забыть?!

Галина Игнатьевна ВДОВИКОВАТак вышло, что годовщина Великой Победы совпала со страшными событиями на Украине, где фактически идет гражданская война, гибнут люди.

- Как они могли забыть все так быстро? - сокрушается Галина Игнатьевна Вдовикова.

Ей было 15, когда началась война. Станция Котельникова Сталинградской области, где жила семья Гали, видела и отступление наших войск, и заселение оккупантов в дома местных жителей, и сборы молодежи в германское рабство. Видела она негаснущее яркое зарево в небе и ощущала беспокойную дрожь земли во время легендарной Сталинградской битвы. Видела ужас на лицах женщин и детей при вое сирен, возвещавших очередную воздушную тревогу, и кровь, смешанную с пылью, и клочья человеческих тел на взрытой земле – тех, кто не успел добежать до укрытия. А потом она видела паническое бегство гитлеровцев, прямо в кальсонах, прямо от новогодних столов, на которых стояли и халва, и конфеты, и даже маленькие украшенные елочки, привезенные из Германии.

Все это видела и Галина. Своими руками она массировала обмороженные ноги отступавшим красноармейцам, которые нашли приют в их доме. Он вместил 40 голодных, замерзших, заросших бойцов, они даже не могли самостоятельно снять с ног примерзшие ботинки. Галя с мамой грели воду, отогревали в тазиках ноги солдатам, кормили. А утром, когда отдохнувшие воины сбрили бороды, оказалось, что это – почти мальчишки, 18-20 лет…

Другие неизгладимые воспоминания – бомбежка в Сталинграде, после которой Галя чудом осталась жива, но на некоторое время лишилась памяти; отсидка в зловонном погребе, набитом коровьими лепешками, где мама прятала своих детей от угона в рабство; столкновение с вооруженным отрядом калмыков, когда Галю и ее брата чуть не расстреляли; и послевоенная командировка на Украину. В 1947 году Галина окончила курсы счетоводов, и ей предложили поработать в Чернигове. Война превратила город в сплошные руины. 2-летняя оккупация фашистами сопровождалась массовыми расстрелами, разбоем и отправкой черниговцев на работы в Германию. К 1947-му значительную часть города удалось отстроить заново, но свидетельства недавних трагедий были еще столь явны, что Галине тяжело было оставаться в этом городе. Она уехала, окончила техникум пищевой промышленности по специальности «Бухгалтер» и получила направление на Камчатку. В Соболевском районе сложилась ее семья, с 1962 года Галина Ивановна живет в Петропавловске, трудовой путь окончила задолго после выхода на пенсию.

Мы застали 88-летнюю женщину в слезах. Дочь сказала, что сейчас она часто плачет, видя новости с Украины.

- Как они могли все забыть?! – вопрошает Галина Ивановна.

Ей не понять. Ведь она до сих пор слышит вой сирен и видит кровь, перемешанную с пылью…

Эмма КИНАС

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.