Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Скромный герой войны

18:35
3851

Пантелей МАЛЕНКОПантелей Федорович Маленко, ветеран Великой Отечественной войны, один из миллионов скромных героев, о которых никогда  не писала пресса. Он был призван в Красную армию в 1942 году, в 1945-м участвовал в войне с Японией, многие архивы которой по сей день остаются закрытыми. Впрочем, сегодня мы рассказываем о судьбе одного солдата этой войны, награжденного орденом Отечественной войны, медалью «За боевые заслуги» и медалью Жукова.

Пантелей Федорович родился в 1926 году, в  семье рабочих, и с малолетнего возраста до призыва в армию жил в Лесозаводске Приморского края. В семье было четверо детей. Двое старших братьев прошли всю войну, ушли из жизни уже в мирное время, а сестра живет в Москве и воспитывает правнуков.  Но все это будет позже…

А тогда, в 1941 году, 15-летний Пантелей закончил 7 классов. Последний экзамен 7-классники сдали в субботу, готовились провести беззаботное лето. Но наивным детским планам не суждено было осуществиться. Уже на следующий день, в воскресенье, 22 июня, началась война, о которой сообщил висящий на уличном столбе черный репродуктор.

И дети, родители, учителя, не сговариваясь, собрались в школе. Подтвердив тревожное известие, директор всех отпустил домой, предупредив, что вскоре все могут понадобиться. Так и случилось: скоро школяров отправили в деревню убирать сено, ведь все взрослые мужчины уже ушли на фронт. Закончив с сеноуборкой, убирали овес. А когда наступили холода, домой подростков не отпустили: пришлось убирать еще и картошку, уже прихваченную морозом. Занятия в школе в 1941 году для старшеклассников начались 1 ноября.

И все-таки 8-й класс окончить удалось, а заодно и получить специальность – шофер. И вот получена повестка из военкомата. Сегодня Пантелей Федорович с улыбкой вспоминает возникший тогда казус. Единственный документ, который он смог предъявить в военкомате, это справка о том, что все документы сгорели вместе с церковью. И отправили его на специальную комиссию восстанавливать возраст. Родился он в августе, в день святого Пантелея, но и сегодня в его паспорте днем рождения значится 13 ноября – день, когда прошла та самая комиссия. К тому же в свидетельство о рождении годом рождения вписали 1925-й. Впрочем, тогда было не до нюансов…

Таких подростков, как он, в военкомате в тот день набралось еще с десяток человек. Всех направили в Хабаровск. Шел декабрь 1942 года, Пантелею Федоровичу было 16 лет.

Точка прибытия - 47-я инженерно-саперная бригада. В огромном зале, выполнявшем роль казармы, жили человек 150, которые кое-как размещались на нарах. После - распределение по батальонам, принятие присяги. Юный Пантелей попал в 101-й инженерно-саперный батальон, который стоял в Хабаровске, на горе Казачьей.

Но война для него и товарищей по батальону наступила не сразу. Приехал инструктор и учил парней собирать машины из завезенных американцами запчастей. Собирали «Доджи», «Форды», «Студебеккеры», все для военных нужд. Работа была интересная, но лишние запчасти из комплекта все равно оставались…

С завода по сборке автомобилей батальон бросили строить мост над Амуром. Затем было строительство подземного штаба Дальневосточного фронта, грандиозного по своим  масштабам сооружения с массой коммуникаций, на 20-меровой глубине. Руководивший строительством инженер утверждал, что такой неслабый «блиндаж» не развалится даже от удара 18-килограммовой бомбы...

Невероятно, но факт: в то непростое время строились здания для редакций газет. В строительстве двух таких зданий – для газет «Суворовский натиск» и «Тревога» - принимал участие тот самый инженерно-саперный батальон.

На волоске от смерти

 

Война в МаньчжурииДальний Восток готовился к войне с Японией, армия которой стояла возле советско-китайской границы. Шел август 1945 года. Батальон вывезли в Еврейскую автономную область, к самой границе. Тот год выдался дождливым, Амур разлился аж на 4 километра. Получили американские 10-тонные дюралевые лодки, из которых собирали паромы, и начали переправлять через границу передовые части – пехоту, легкую артиллерию, минометы на конной тяге. А после на больших паромах перевозили танки и тяжелые орудия.

Обеспечив переправу передовых частей, 101-й инженерно-саперный батальон сам пересек границу с Китаем с целью уничтожения укрепрайонов и разминирования территорий. Разминировать в итоге пришлось только две точки – аэропорт и электростанцию. Но и там, тщательно обойдя территории с миноискателями, самих мин не нашли, поэтому военные подразделения и дальше беспрепятственно двигались в заданном направлении. Так батальон и продвигался: впереди передовых частей, обеспечивая, где было нужно, переправы и попутно взрывая вражеские доты.

К 30 августа батальон вышел на окраины Харбина. Здесь командир бригады  развернул рацию, и все услышали приказ: стоять где стояли. В это время переговоры о капитуляции Японии шли к завершению. И совсем скоро поступил приказ всем двигаться обратно, домой.

Боевой путь Пантелея Федоровича обошелся без смертей боевых товарищей и больших трагедий, но жизнь порой висела на волоске. Однажды дождливой туманной ночью, находясь недалеко от Харбина, пришлось заночевать в японских казармах, которые японцы начали обстреливать из зарослей. Солдаты проснулись и открыли ответный огонь из автоматов в беспросветную темноту. Тогда обошлось без жертв. И еще раз смерть подобралась очень близко. Отступая, японцы подпиливали сваи деревянных мостов через небольшие речки. На одной из таких рек наш батальон и передовые части остановилась – ни танки, ни артиллерия пройти по такому мосту не могли. Сваи кое-как укрепили, поставили часового, которому было дано задание пропускать по 5 танков, после чего сваи требовалось заново проверять и в случае необходимости укреплять. Но бравые танкисты оказались слишком самонадеянны. Именно 6-й танк, решив проскочить хлипкий мост, рухнул в овраг. И вся переправа встала. Восстановлению мост однозначно не подлежал. Все принялись пилить лес и строить новый мост.  Войск собралось - тьма тьмущая. А к ночи налетели японские самолеты. Сбросить успели только две бомбы: подлетели советские самолеты и отогнали врагов. И в этот раз все закончилось благополучно. Мост был построен,  переправа состоялась, а о судьбе того танкиста-лихача никто так и не узнал.

Жизнь после войны

 

Война в МаньчжурииДомой возвращались на паромах, сдали боевую технику и пешком отправились в родное расположение – на Казачью гору. Армейская служба для Пантелея Федоровича затянулась, демобилизовался он только в 1950 году. На Казачьей горе пробыли всего около недели, отмылись и отдохнули от войны. И началась мирная служба. Много работали на разгрузке пароходов с американскими продуктами, присланными по ленд-лизу. А после отправились на Сахалин, и именно на этом острове Пантелей Федорович служил до 1950 года.  Там занимались самым мирным делом - строительством. Из заготовленного японцами леса солдаты и сержанты, сами живя в палатках, строили для офицерского состава финские домики на двух хозяев. И только после возвели для себя казарму. Затем строили большую столовую, и так, постепенно, в распадке между сопок образовался приличный военный поселок.

Несколько лет после демобилизации Пантелей Федорович жил холостяком. Хорошей работы в родном Лесозаводске не было: только катать да сплавлять лес. Боевой товарищ из морозного Минусинска написал, что работы там навалом, особенно для шоферов и автомехаников с золотыми руками.  Шел 1953 год, Пантелей Федорович только женился, пара ждала ребенка.  Но отважные супруги пустились в путь. В Минусинске сняли квартиру, родили ребенка и жили обычной жизнью, по которой все так тосковали в войну и в первые послевоенные годы.

На Камчатку Пантелея Федоровича позвала молодость и романтика. Несмотря на хорошие заработки в Минусинске и даже на вторую беременность жены, они откликнулись на приглашение брата и прибыли в Петропавловск. Камчатка строилась и руками Пантелея Федоровича. Работал в «Моргидрострое», строил причал, завод «Фреза», гидросооружения на СРВ. Трудился в «Камчатстрое», откуда его как высококлассного специалиста буквально забрали в автобусный парк, где требовалось срочно наводить порядок. Работал начальником колонны, начальником отдела эксплуатации, пока не вышел на пенсию.

Сегодня Пантелей Федорович живет в своей квартире один, жена давно ушла из жизни. Но он не одинок - его навещают сыновья и внуки. Огромную благодарность он выражает Совету ветеранов и его председателю Александру Илюшину и юным волонтерам из Камчатского государственного технического университета. Без их помощи ветерану, который в июне в результате врачебной ошибки потерял ногу, не обойтись. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Сергей Семёнов

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.