Среднее профессиональное образование: выбор будущего

Будущие профессионалыСовременный рынок труда испытывает серьезную потребность в квалифицированных выпускниках среднего профессионального образования. По мере развития экономики спрос на таких специалистов будет только повышаться.

На сегодняшний день система среднего профессионального образования в Камчатском крае претерпевает значительные изменения. В приоритете – подготовка квалифицированных кадров для ведущих отраслей края, повышение престижа рабочих специальностей, активное взаимодействие с предприятиями, предоставляющими базы практик.

Уникальность среднего профессионального образования нашего края заключается в том, что сегодня техникумы и колледжи осуществляют подготовку по 23 укрупненным группам специальностей из существующих 28. Вызвано это прежде всего запросами региональной экономики. Большой перечень специальностей, с одной стороны – благо для удовлетворения кадровой потребности превалирующего на Камчатке малого и среднего бизнеса, с другой – отсутствие здоровой конкуренции между организациями СПО как источника развития. Такая ситуация возникла из-за неофициальной специализации профессиональных образовательных организаций на Камчатке. Безусловным плюсом такой специализации является возможность для техникумов и колледжей сосредоточить свои силы – как материальные, так и кадровые – на качественной подготовке специалистов по определенным направлениям. В то же время это очень большая ответственность перед выпускником и работодателем за проделанную работу. Здесь поистине: «Если не ты, то кто?». Конечно, пути достижения высокого уровня профессиональной компетенции выпускников у системы профессионального образования Камчатки такие же, как и в целом в России, но и здесь не обходится без региональной специфики. Перед преподавателями и мастерами производственного обучения встают такие вопросы, которые не возникают у их коллег на материке, например – дефицит баз практик, готовых принять как можно больше студентов. Отсутствие крупных предприятий делает распределение по базам практик «штучным», как следствие, возникает необходимость тщательной, детальной проработки программы практики, подстраивание ее под вариативность баз практик.

За последние 3 года профессиональными образовательными организациями приобретено оборудование, соответствующее современным требованиям и технологиям. Столь интенсивное совершенствование материально-технической базы позволило создать значительное количество современных учебных лабораторий, оснащенных электронными стендами, тренажерами-имитаторами, виртуальными лабораториями, учебными комплексами. Это прежде всего учебные лаборатории для подготовки специалистов сварочного производства, нефтегазового дела, дорожного строительства, рыбодобывающей, электроэнергетической и строительной отраслей, перерабатывающей промышленности, технологов общественного питания, продавцов. Студенты получили возможность учиться работать на современном оборудовании, и все бы хорошо, если бы не устаревшее оборудование на некоторых предприятиях, куда выпускники трудоустраиваются после окончания техникумов и колледжей. И к вполне резонным замечаниям работодателей: «Не научили работать», — хотелось бы добавить: «На устаревшем оборудовании». Что делать? Конечно, сотрудничать. Сегодня без тесного взаимодействия с работодателем невозможно говорить о качественной подготовке специалиста, и все изменения в российской системе профессионального образования в первую очередь инициируют это взаимодействие. Это и дуальное образование, предполагающее осуществление теоретического обучения на базе образовательной организации, и перенос всего практического блока на производство, и возможность создания на производстве интегративных структурных подразделений образовательной организации, и подготовка кадров в соответствии с запросами работодателей.

Будущие профессионалыОриентация обучения на производство может быть обеспечена только путем интеграции работодателей в процесс подготовки кадров и изменения позиции бизнеса – работодатель меняет пассивную роль потребителя на активную роль заказчика.

В рамках реализации этой модели принципиально важным является включенность заказчиков во все основные этапы системы подготовки кадров: профориентацию школьников и абитуриентов, заказ на количество студентов/выпускников, влияние на учебный процесс через образовательную программу и развитие практико-ориентированного обучения и системы наставничества, контроль качества образования на выходе.

Сегодня работодателю выгодно инвестировать в образование, так как в итоге он получает готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия. К тому же существенно снижаются финансовые расходы, предусмотренные на поиск и подбор специалистов, их переучивание и адаптацию.

Примечательно, что, несмотря на удаленность нашего региона, камчатской системе среднего профессионального образования не свойственна закрытость. Наши студенты активно участвуют в межрегиональных и всероссийских конкурсах различной направленности. Особую гордость составляет участие ребят в конкурсах профессионального мастерства, одним из которых является межрегиональный чемпионат профессий «WorldSkillsRussia». Это достаточно молодое движение, цель которого – повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования. Камчатские студенты только пробуют свои силы на этом поприще, но им уже есть чем гордиться. В 2014 году наши ребята заняли 4-е место во 2-м региональном открытом чемпионате по профессиональному мастерству «WorldSkillsRussia» в г. Хабаровске, в 2015 году стали 3-ми в полуфинале национального чемпионата «WorldSkills Russia» в г. Якутске.

Что в перспективе? Прежде всего, сохранение и совершенствование положительного опыта, который был накоплен в системе среднего профессионального образования в предыдущие годы. Это и создание условий для возникновения и развития нового профессионального образования, максимально приближенного к потребностям реального сектора экономики: поддержка и развитие ресурсных центров, учебных заведений нового типа, создание условий реализации программ прикладного бакалавриата.

Наша справка

Сегодня система среднего профессионального образования в Камчатском крае представлена 11 образовательными организациями, 4 из которых имеют филиалы. На дневных отделениях обучаются 4.407 студентов, осуществляется подготовка по востребованным в крае направлениям: строительная и дорожная отрасли, сфера общественного питания и торговли, туризм и гостиничный бизнес, сельское и рыбное хозяйство, морская и энергетическая деятельность, горнодобывающая отрасль, образование и педагогика, здравоохранение, культура и искусство.

3726

1 комментарий

наталья
02:00
наталья
Хотелось бы знать-каким образом выпускники училищ устраиваются на работу по специальности?
У моего сына отрицательный пример.
По окончании училища по специальности автокрановщик, водитель кат."В" и "С" был призван на службу в армию. После увольнения со службы не может устроиться на работу. Всем работодателям требуются специалисты с опытом не менее года. Где взять этот опыт? Любой человек впервые устраивающийся на работу прекрасно понимает, что сразу з/п не будет большой и все надбавки надо зарабатывать. Неужели еще есть организации где берут без опыта? Все вранье полное. Ни один работодатель не станет брать на работу человека который не имеет опыта в той или иной специальности. Зачем учиться? Ведь машинистом автокрана все равно без опыта не возьмут. Вот и сейчас мой сын перебивается временными заработками на стройках. Кроет крыши, штукатурит, бетон мешает. Так что не надо пудрить людям мозг. Либо помогайте молодым людям зарабатывать этот самый опыт
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых