Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Керстин ЗАЙЗЕ: «Немецкое образование – хорошо забытое советское»

19:31
4306

Чествование победителей чемпионата профессий и предпринимательских идей в родном техникумеВо Владивостоке 5-11 октября состоялся национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей. Камчатский кооперативный техникум направлял 3 команды по специальностям: «Право и организация социального обеспечения», «Туризм» и «Технология продукции общественного питания». В числе камчатских участников была и команда школы №33, которая в апреле победила на региональном этапе чемпионата российских предпринимательских идей, состоявшемся в Петропавловске (организатор – Камчатский кооперативный техникум).

Ученица школы №33 Мария Обузова стала лидером по набранным лидерским компетенциям. Команда кооперативного техникума заняла 2-е место в командном зачете. И самое большое количество наград по лидерским компетенциям также завоевали камчатские участники.

Национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей в этом году проводился уже в 5-й раз. Студенты Камчатского кооперативного техникума – его постоянные участники. За их плечами – чемпионаты, проведенные в Геленджике, Суздале, Ульяновске, и всегда – призовые, в том числе и 1-е места.

Студенты Камчатского кооперативного техникума в своем мастерстве состязаются и на международном уровне. В 2013 году в Лейпциге, на мировом чемпионате рабочих профессий, 1-е место заняла Анна Баранникова, которая отличилась в теоретических и практических знаниях по специальности «Право и организация социального обеспечения».

Один из экспертов, оценивающих мастерство участников российских и международных профессиональных состязаний, - Керстин Зайзе, специалист из Германии.

 

Керстин ЗАЙЗЕ - доктор наук, языковед, референт внешнеэкономических отношений, консультант в области международных отношений, с опытом работы в многочисленных национальных и интернациональных проектах (Германия, Россия, Польша, Венгрия, Египет, Китай и др.), руководитель международных проектов Ремесленной палаты г. Лейпцига, представитель строительного профессионального образования Германии в России, координатор проектов Федерального Союза BV-BBE с немецкой стороны.

 

Из Германии с опытом

Керстин ЗАЙЗЕВ России и других странах Керстин Зайзе активно продвигает опыт дуального образования – системы профессионального обучения, при которой теория неразрывно связана с практикой. Эта система в Германии успешно действует в течение нескольких десятилетий, закреплена законодательно и приносит свои плоды, о чем красноречиво свидетельствуют экономические успехи ФРГ.

После участия в национальном чемпионате профессий и предпринимательских идей во Владивостоке Керстин посетила Петропавловск, где ее особенно заинтересовала система обучения в Камчатском кооперативном техникуме. Благодаря усилиям и инициативе директора техникума Татьяны Проценко к сегодняшнему дню в этом профессиональном образовательном учреждении удалось сформировать мощную учебно-производственную базу. Трудно найти в Петропавловске человека, кто хоть раз не попробовал прекрасную продукцию кондитерского цеха «На Ключевской». А сейчас площади цеха значительно расширились, приобретено новое высокотехнологичное оборудование, вскоре начнет работу магазин и кафе, где студенты будут проходить практику и найдут свои постоянные рабочие места выпускники. Кроме того, будущие пожарные, которых готовит техникум, также обеспечены учебно-производственной базой: на территории техникума открыто депо, действующий отдел пожарной охраны со своей машиной для пожаротушения.

Керстин Зайзе высоко оценила результаты труда, вложенного руководством техникума в организацию учебно-производственной базы. Она отметила, что для учреждений профессионального образования в России такой подход – большая редкость. Тем более что техникум не имеет государственного бюджетного финансирования и сам зарабатывает средства на ведение деятельности.

Что же представляет собой система дуального образования в Германии? Об этом мы спросили у самой Керстин Зайзе, которая получила образование в СССР, в Казанском государственном университете, уехала в Германию в далекие 1980-е, с тех пор сопровождает немецкие фирмы на российском рынке и содействует российским предприятиям в сотрудничестве с Германией.

 

- Керстин, вы продвигаете немецкий опыт дуального образования. Чем он ценен?

- Система, которая давно действует в Германии, существовала в советской школе в виде выстроенной системы профориентации. Однако в тяжелые годы распада Союза положительные наработки были, к сожалению, утеряны.

В Германии во главе реализации системы дуального образования стоит в первую очередь государство. В стране создана Ремесленная промышленная палата, которая непосредственно курирует вопрос обеспечения кадрами предприятий Германии.

Немецкие дети начинают знакомиться с миром профессий с дошкольного возраста. Это знакомство уже на более серьезном уровне продолжается в школе. За каждым учебным заведением ФРГ закреплены предприятия, где учащихся, начиная с 5-го класса, знакомят с различными видами работ. На законодательном уровне закреплено прохождение каждым учеником 2-недельной практики, в ходе которой он получает навыки по 4 видам профессий. К окончанию школы каждый выпускник бывает закреплен за конкретным предприятием и получает рабочую профессию через центры развития профессиональных знаний. Учащимся центров развития профзнаний, проходящим практику на предприятии, выплачивается стипендия в размере от 400 до 700 евро. По окончании средней школы профессию получают все, включая тех, кто нацелен на поступление в вузы.

А если в дальнейшем ученик продолжает обучение в профессиональной школе (учреждении среднего профессионального образования), там на 1/3 он получает теоретические знания и на 2/3 занимается практикой. Каждый ученик, проходящий практику, заинтересован продемонстрировать работодателю все свои приобретенные навыки по рабочей профессии, чтобы в дальнейшем закрепиться на данном предприятии. Зарплата специалистов рабочей квалификации в Германии зависит от сложности выполняемой работы и может достигать 5 тысяч евро в месяц. И у нас самый низкий уровень безработицы среди молодежи – около 5,6 процента. За получением опыта дуального образования к нам едут директора профессиональных школ из Америки, стран Евросоюза, из России, даже из Монголии.

 

- Сколько выпускников школ в Германии поступают в вузы и сколько предпочитают учиться в профессиональных школах?

- Начну с того, что основу экономики в Германии оставляет малый и средний бизнес. Таких предприятий – 98 процентов, им требуется очень большое количество рабочих. В вузы поступают около 60 процентов выпускников школ, но в дальнейшем большинство из них испытывают потребность в дополнительной практике по рабочим профессиям, вновь проходят тренинги и стажировки, повышают свою квалификацию именно в практических навыках.

К слову, если выпускник немецкой школы решил выбрать рабочую профессию, то после обучения в профессиональной школе ему присваивается звание бакалавра. То есть выпускник не чувствует себя ущербным из-за отсутствия у него высшего образования.

 

- Почему немецкие работодатели заинтересованы в привлечении школьников и студентов на стажировки? Им государство выплачивает некие компенсации?

- Нет, в Германии предприниматель знает: в первый год ученик стоит ему затрат, на второй год выходит «на ноль», а на третий приносит прибыль. И самая большая польза в том, что он выращивает себе сотрудников, которые через 3 года начнут работать полноценно. В России же предприниматели не очень стремятся вкладываться в обучение, они ждут готовых специалистов от государства. Но учебное заведение само по себе не может дать такого специалиста. В Германии же предприниматели конкурируют за возможность взять ученика. В свою очередь, и сами учащиеся стремятся к практическим знаниям и также конкурируют между собой. Например, конкурс стажера в компанию BMW – 40 человек на место.

 

На пути к идеалу

Татьяна ПРОЦЕНКОТатьяна ПРОЦЕНКО, директор Камчатского кооперативного техникума:

- Вопросами дуального обучения мы занимаемся на протяжении нескольких лет. В июле 2013 года я посетила всемирный чемпионат рабочих профессий «WorldSkills International» в Лейпциге, в феврале 2014 года заместитель директора по учебной работе Алла Лазарева приняла участие в 3-м сравнительном международном семинаре «Практики дуального образования в Германии. Лучшее для применения в России». Семинар проходил на площадке учебно-технологического центра при Ремесленной палате Лейпцига.

От деловых поездок остались очень хорошие впечатления. Удалось увидеть организацию профессионального обучения, систему осуществления профориентационной работы профшколами. Поразила логистика образовательного процесса, результат которой - квалифицированный и адаптированный к рынку труда выпускник-работник. Очень приятно было увидеть, как заинтересованы в специалистах работодатели, и их огромный вклад - и моральный, и материальный - в подготовку кадров.

В Камчатском кооперативном техникуме внедрен ряд элементов дуального образования. Это и проведение профориентации с 5-8-х классов через смотр талантов «Мы любим сцену», это организация и проведение регионального этапа чемпионата профессий и предпринимательских идей, проведение полигона профессий. Важно также, что учебные планы мы согласовываем с работодателями, в частности, учебные планы по специальности «Маркшейдерское дело» – с НП «Горнопромышленная ассоциация Камчатки», по специальности «Программирование в компьютерных системах» – с ООО «Бизнес-системы», по специальности «Туризм» – с ООО «Кречет-Тур», по специальности «Право и организация социального обеспечения» - с КГАОУ СЗ «Камчатский специальный дом ветеранов».

Внедрить в идеале дуальное обучение поодиночке крайне сложно. Чтобы достичь цели, нужно действовать совместно. Важна консолидация интересов власти, бизнеса и образования. Тормозит дуальное обучение в России, конечно, дефицит инвестиций. Отечественные предприниматели в большинстве своем не готовы вкладывать средства в подготовку кадров. Они отдалены от образовательных организаций. А у многих владельцев малых и средних предприятий просто нет денег, чтобы вложиться в образование. Нужно формировать необходимую правовую базу государственно-частного партнерства в сфере образования, перенести успешные практики международного опыта в нашу жизнь.

 

 

Мария ШУПЕНИК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.