Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Крендель с грибами - исключительно камчатское блюдо

18:00
3621

«Не красна изба углами, а красна... кренделями!». Если принять наш край за избу, с которой начинается необъятная деревня Россия, то такая поговорка более чем уместна. Ведь уже почти 40 лет украшает ее своим творчеством один из ярких и самобытных сыновей Камчатки - моряк и радиодиджей, инженер-механик и актер Александр КРЕНДЕЛЬ.

На «Нашем радио» его голос летит вечерами над Камчаткой в проекте «Приют блуждающих огней» дуэтом с Еленой Зориной. На экране же он то пританцовывает в ролике посреди ринга в атласных труселях за секунду до рокового удара, то поднимает тост за микробиологию в социальной короткометражке. И в тот самый момент, когда вы его там видите, он может находиться с микрофоном в руках где-то посреди народных масс. Или перед ними - но уже на драматической сцене, в обличье, например, клоуна печального образа.

- Вообще-то, надо начать с того, что батя у меня был капитан-директором, работал на плавбазах «Советская Сибирь», «Орочон», так что я потомственный моряк. Рейсы тогда длились порой по 9 месяцев, и потому в виде поощрения рыбакам разрешалось ненадолго вызвать из дома семью, повидаться. И мы с мамой ходили к нему на небольшом пароходике в район промысла - по моим воспоминаниям, где-то на неделю. Помню не точно, ведь я маленький был, лет 5-6. Но на всю жизнь запомнил вкус того самого настоящего флотского компота и ни с чем не сравнимый аромат хлеба, выпеченного судовым коком. По-моему, хлебом на таких судах специально отдельные пекари занимались, и был он душистый, пушистый и ни на что больше не похожий... Может быть, благодаря этим воспоминаниям я сейчас начал дома сам печь хлеб. Все как положено: мука (иногда ржаная), вода, дрожжи, соль-сахар. Вымесил - и в духовку в специальной форме.

Отмечу, кстати, что на «Палладе», где курсантскую практику проходил, кормили так же отменно. Получив свое высшее техническое, трудился в море на транспортных и рыбопромысловых судах, потом почти 8 лет отработал в государственной администрации Петропавловского морского рыбного порта. Но, кроме моря, была в моей жизни еще одна страсть - и заболел я ей еще в институте.


С палубы - на сцену

Александр КРЕНДЕЛЬ- В мае 1994-го прошел КВН между вузами: КГТУ против пединститута. Это был мой первый в жизни выход на публику, и нам с моим закадычным другом Санькой Буденным очень это дело понравилось. Открыли для себя сцену, начали заниматься подготовкой и проведением праздников, и вскоре это стало работой. Параллельно занимались стэмом, в 1996-м создали институтскую команду КВН «БУМС».

Радийщики «Лукоморья» захотели провести на базе ГДК «Апрель» свой корпоратив и пригласили в качестве застрельщиков нас с Буденным. Программа понравилась настолько, что нам предложили сделать радиоверсию. Затем создавали игровые рекламные ролики, а следом - и собственные проекты.

КВН меж тем мы не бросали: в 1998-м взялись готовить команду лицея №46 - и в финале выяснилось, что подготовили городских победителей... Параллельно руководили известной командой «Высокое напряжение», и однажды даже пришлось появиться в ее составе на сцене. Помню, вышли играть миниатюру «Угон самолета» в качестве террористов. На сцене оба поняли, что забыли за кулисами пистолеты! Пришлось изображать их большим и указательным пальцами...


Со сцены - по радиоволнам!

- В 1999-м готовилось к первому выходу в эфир «Радио СВ», нас привлекли к работе над оформлением - и вновь мы вписались в коллектив радиоведущими и авторами программ. Это поздравительный «Ночной экспресс», викторина «Искатели приключений», ток-шоу «Особенности национальных особенностей», «Вагонные споры» с Леной Зориной и самый яркий проект, созданный вместе с Романом Жуковым, - «Братья Блюз». Спустя 11 лет перешел на «Авторадио», а недавно обрел приют на «Нашем». Да-да, тот самый «Приют блуждающих огней», и это снова ток-шоу с участием интересных людей.


- И, насколько мне известно, сегодня это не единственный ваш совместный проект?

- Лена организовала театр под названием «Бродячая собака», где я играю. Молодежный, причем вовсе не по возрасту актеров, а по духу, царящему в труппе. Но мы сотрудничали и раньше. Со студентами ДВО ВАВТ Лена ставила спектакль «Общежитие», где мне досталась главная роль - комендантши.

А потом была постановка «Соседи» - драматическая клоунада. Любовная история между двумя главгероями - соседкой и соседом (это как раз я). На очереди - пьеса известного Юрия Клавдиева «Собаки-якудза», где мы, соответственно, все будем играть собак. Так что со сценой я так и не расстался...

Удалось мне поучаствовать и в настоящем кино: на Камчатке снимали эпизод из художественного фильма «Зайцев, жги!». Действие происходило на Мишенной сопке, съемки шли в конце октября, даже первый снег уже был, а мы за накрытым столом изображали страдания от изнуряющего летнего зноя... Кроме Александра Балуева и Марины Голуб, игравших мужа и жену, мне посчастливилось оказаться в кадре с такими звездами, как диджей Игорь Клемин и гитарный маэстро Николай Красильников. Холодина была страшная, поэтому вся водка и коньяк в рюмках и бокалах - настоящие. И то слабо помогали. Правда, на третьем дубле коньяк очень хорошо помог Марине забыть текст ее роли...


...Талантлив во всем

Александр КРЕНДЕЛЬ- Я знаю, что готовить ты любишь и умеешь. Есть коронные блюда?

- Конечно! Почти 2 года я учился готовить плов. Настоящий, какой он должен быть. Думаю, научился. Моя семья и гости тоже так думают. Так что теперь могу его готовить с чем хочешь! Хоть... с грибами! (Продолжительно смеемся.)

Смех не без причины: Александр Геннадьевич Крендель – грибной маньяк. На «тихой охоте» он изумляет сочетанием соколиной зоркости с чудовищной быстротой и выносливостью. Даже этим летом, когда на Камчатке безраздельно царствовали медведи, он умудрился набрать столько грибов, что их хватило заготовить на зиму!

- Да по барабану они мне, эти медведи! - хорохорится Крендель. - Я все лето по заветным местам проездил. Лисичек было столько, что я никогда в жизни такого не видел. А это же потрясающий гриб! Обжариваешь на сковородочке, потом - в банку, а сверху заливаешь свиным жиром. Зимой открыл, шлеп опять на сковородочку - милое дело! Обожаю также грибную икру. Отвариваешь их, родимых, всякого вида, все что собрал - и для цвета лисичечки уж очень там хороши. Потом - через мясорубку. Затем мелко шинкованные морковочку и лучок на сковородочке слегка припустишь - и опять-таки в мясорубку. Смешиваешь все это. На слабом огне тушишь минут 30-40 - и в ошпаренные кипятком пластиковые контейнеры. Еще специи кладу туда, но без фанатизма. Я их вообще во все блюда добавляю по чуть-чуть, чтобы вкус был богаче. Уксусика можно слегка, чтобы дольше хранилось, аджички или кетчупа, но это уже на ваше усмотрение. Загерметизировал крышечкой - и в морозилку на зиму... Закусь под запотевший пузырек мировая! Кстати, недавно совсем в рыбацком магазине веселая со мной ситуация произошла. Я грузила себе на витрине выбирал. Определился, подозвал девушку и говорю: «Пожалуйста, две по 100!». И следом тут же невольно вылетело: «И запить...». Мужики в магазине со смеху просто грохнули!

Я вообще любую страну или город воспринимаю прежде всего через кулинарную призму. С помощью кухни я познаю культуру того места, куда приехал. И здесь вне конкуренции - Юго-Восточная Азия. Китай для меня стал просто взрывом мозга! В Даляне довелось побывать в той самой знаменитой пельменке, где нашего (и их) любимого блюда 100 видов! Лобстеры в Южной Корее и бешбармак в Казахстане оставили просто неизгладимые впечатления. В Киргизии отдыхали с супругой на Иссык-Куле, куда просто поехали по путевке. Зашли в местную забегаловку, где я отведал вкуснейшее блюдо под названием «ашлямфу». Очень крутой крахмал прессуется в кубик, похожий консистенцией на желе, натирается на терке в миску, туда же - домашняя лапша и холодный соус из уксуса и специй. Это что-то невероятное и неописуемое по вкусу...

Хотя, наверное, главный вкус, который запомнился, - из детства, откуда все мы родом. Я, совсем малыш, иду солнечным днем по тротуару на «АЗС», за руку с мамой и папой. И мы заходим в магазин «Океан», и сразу поворачиваем налево, в тот самый знаменитый кафетерий. Стульев нет, только столики на высоких ножках прямо перед прозрачным окном от пола до потолка. Кафе залито солнцем. Перед тобой на блюдечках эти бутерброды с красной рыбкой и икрой, на том самом хлебе, с тем самым маслом... И тот самый кофе с молоком, который, несмотря на твой малый возраст, тебе было можно... И то самое ощущение праздника, которое бывает от всего настоящего и потом остается с тобой навсегда.


Герман ГОРШКОВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.