Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«АКРОС»: начало новой истории

17:00
7079

В №23 наша газета рассказала о том, как складывается судьба ЗАО «АКРОС» после продажи контрольного пакета акций. В том материале было приведено мнение гендиректора компании А. Фомина относительно современной ситуации и перспектив. Но остался еще ряд вопросов, на которые могут ответить только основные собственники. Эти вопросы я направил в ассоциацию «Рыбопромышленный холдинг Карат», члены которой приобрели контрольный пакет ЗАО «АКРОС». На них ответил вице-президент ассоциации Сергей СЕННИКОВ.

- В чем цель реорганизации ЗАО «АКРОС»? Планируется ли ликвидация ЗАО «АКРОС» после выделения из него трех новых предприятий?

- Цель реорганизации ЗАО «АКРОС» заключается в увеличении экономической эффективности компании, в том числе посредством профилирования промысловой деятельности. Ликвидация ЗАО «АКРОС» после выделения новых предприятий не планируется. Наоборот, предполагается улучшить экономические показатели ЗАО «АКРОС». Основной специализацией ЗАО «АКРОС» будет ведение промысла минтая, сельди, кальмара, а также приемка лососевых видов. Выделяемые же компании будут вести промысел креветки и краба.

- Многие на Камчатке опасаются, что «АКРОС» сменит регистрацию, и наш край лишится одного из своих главных налогоплательщиков. Останется ли эта компания, а также компании, которые будут выделены, камчатскими?

- В настоящее время планов по смене места регистрации у акционеров ЗАО «АКРОС» нет. С точки зрения налогообложения перерегистрация ЗАО «АКРОС» в другие регионы России не имеет никакого смысла.

- Еще недавно в нашем крае работала торговая сеть ЗАО «АКРОС», где можно было по умеренным ценам приобрести его продукцию. Однако новые акционеры избавились от этого бизнеса. В чем причина? Он был убыточен? Значит ли это, что «АКРОС» будет поставлять свою продукцию только за границу и в центральные регионы России, а камчатский потребитель останется в стороне?

- В целях улучшения финансового состояния ЗАО «АКРОС» новое руководство не считает целесообразным заниматься розничной продажей рыбопродукции. Такой вид деятельности представляет собой отдельный вид хозяйственной деятельности, который не является профильным для рыбодобывающей компании. Содержание такой торговой сети неэффективно для ЗАО «АКРОС» с экономической точки зрения. Вопрос о поставках рыбопродукции на российский рынок и в торговые сети Камчатки зависит от того, насколько сети готовы приобретать продукцию ЗАО «АКРОС».

- За последнее время «АКРОС» активно избавляется от имущества. Могут ли рядовые акционеры узнать, сколько выручено средств от продажи, как эти деньги используются?

- Конечно, рядовые акционеры могут узнать о вырученных средствах от продажи имущества. Более того, общее собрание акционеров утверждает годовой отчет, руководство компании представляет все сведения о доходах и расходах. Руководство ЗАО «АКРОС» не может как-то скрывать от акционеров такие сведения, но для получения таких сведений есть соответствующий порядок.

- Помимо прочего, продано уже 5 судов. Будут ли продаваться другие суда? Какое количество флота ЗАО «АКРОС» владельцы контрольного пакета считают оптимальным?

- Не очень понятно, о каких судах идет речь. Был продан малый транспортный рефрижератор, сборщик льяльных вод (эти суда не являются промысловыми) и СТР «Эссо», работавший в прибрежной зоне. Выставлены на продажу морально устаревшие суда типа СТР-503. В настоящее время ведется работа по формированию долгосрочной стратегии развития ЗАО «АКРОС», в том числе и стратегии развития промыслового флота. Проблема старения рыболовных судов в России более чем актуальна, и ЗАО «АКРОС» не является исключением. Старые, морально устаревшие суда с низкой экономической эффективностью необходимо заменять на новые или более современные и эффективные. Структура же промыслового флота ЗАО «АКРОС» будет корректироваться в зависимости с ресурсным обеспечением. Соответственно, количество крупнотоннажных и среднетоннажных судов будет увеличено, а старые и неэффективные суда будут выводиться из эксплуатации. Окончательная структура промыслового флота ЗАО «АКРОС» пока еще не сформирована, т.к. идет работа над долгосрочной стратегией развития компании.

- Правда ли, что владельцы контрольного пакета акций ЗАО «АКРОС» ведут на Камчатку супертраулеры испанской постройки, способные заменить значительную часть флота этой компании?

- В настоящее время был приобретен один траулер типа «Сотрудничество» «Борис Трофименко». Этот супертраулер был построен на испанской верфи в 1994 году, по заказу еще советских властей, специально для дальневосточного региона. Это современное и эффективное промысловое судно. Однако говорить о том, что один траулер сможет заменить значительную часть флота, некорректно. Дальнейшее изменение структуры промыслового флота будет проводиться в соответствии с разрабатываемой концепцией развития промыслового флота компании.

- Планирует ли ЗАО «АКРОС» продавать свою береговую базу с причалами, холодильником и грузовым терминалом?

- Нет, в настоящее время не планирует.

- Планируется ли сокращение коллектива ЗАО «АКРОС»?

- Определенные сокращения как плавсостава, так и административно-управленческого аппарата планируются. Сокращения будут проводиться в зависимости от количества рыболовных судов и структуры флота, а также для оптимизации расходов компании.

- Будет ли сохранен приоритет за жителями Камчатского края при комплектовании экипажей судов?

- В настоящее время рынок рабочей силы в рыбохозяйственном секторе испытывает нехватку квалифицированных работников. Все меньше и меньше молодежи хочет связать свою жизнь с морем, работая на рыболовных судах. В такой ситуации компании более чем заинтересованы в сохранении стабильного плавсостава. Стабильный и профессиональный плавсостав рыболовной компании - во многом залог финансового успеха компании. Естественно, что для ЗАО «АКРОС» предпочтительней, когда его работниками являются жители Камчатского края, но отдавать какой-то приоритет именно камчадалам при устройстве на работу ЗАО «АКРОС» не может, так как это противоречит положениям Трудового кодекса России. Маловероятно, что рыбаки других регионов кинутся устраиваться на работу на Камчатке.

- Будет ли ЗАО «АКРОС» отказываться от определенных видов промысла, которые он вел ранее, и, соответственно, продавать квоты?

- Квоты или доли на вылов водных биоресурсов в России продавать нельзя. ЗАО «АКРОС» планирует выделить отдельные виды промысла, т.к. это позволит улучшить их эффективность. Для этого проводится реорганизация ЗАО «АКРОС».

- Будет ли «АКРОС» осваивать новые виды и районы промысла?

- ЗАО «АКРОС» имеет достаточно большое ресурсное обеспечение. Пока вопрос об освоении новых ресурсов и новых районов не актуален, хотя отдельные варианты изучались.

- Как планируется решить судьбу 12 ярусоловов, которые были построены в начале 1990-х в Германии и переданы ЗАО «АКРОС» во фрахт? Останутся ли они на Камчатке?

- Это очень непростой вопрос. В настоящее время ЗАО «АКРОС» направило письмо во Внешэкономбанк, как основному кредитору, с предложением о реструктуризации задолженности. Ведутся сложные переговоры при поддержке правительства Камчатского края.

- Известно ли, кто в феврале-марте 2012 года скупил акции 149 акционеров ЗАО «АКРОС» по средней цене в 1.200 рублей?

- Известно. То же лицо, что и основной пакет акций, – ЗАО «Карат-1».

- Можно ли признать такую цену акции одной из крупнейших рыболовецких компаний России справедливой?

- Справедливой для кого? Акции приобретались по рыночной цене. Если акционеры решили продать свои акции по устраивающей их рыночной цене, исходя из реального финансового положения компании, то, наверное, они считают ее справедливой.

- Для покупки контрольного пакета акций ЗАО «АКРОС» был взят кредит в Сбербанке, поручителем которого стал «АКРОС» всеми своими активами. Верным ли будет сказать, что покупатель не вложил в эту сделку ни копейки собственных средств, а расплатился за нее коллектив самого предприятия?

- Это в корне неверное утверждение. Заемщик обеспечил кредит своими активами, а поручительство ЗАО «АКРОС» - это дополнительное требование кредитора (Сбербанк РФ), которое было одобрено на собрании акционеров без участия заемщика как основного акционера.

- Известно ли владельцам контрольного пакета акций ЗАО «АКРОС», что несколько рядовых акционеров подали на компанию иск в Арбитражный суд, а также написали заявление в прокуратуру, в котором говорят о возможном преднамеренном банкротстве предприятия? Можно ли было избежать этой конфликтной ситуации, если бы владельцы контрольного пакета встретились с коллективом и открыто рассказали о своих планах?

- Да, известно. Но такие претензии являются абсурдными и лишены здравого смысла. Зачем вкладывать огромные средства, получать кредит в крупнейшем банке России, а потом преднамеренно банкротить компанию? Контрольный пакет акций ЗАО «АКРОС» был приобретен для того, чтобы развивать это рыбодобывающее предприятие, увеличивать его экономическую эффективность, а не для последующего бессмысленного банкротства.

Кирилл МАРЕНИН

Справка нашей газеты:

Ассоциация «Рыбопромышленный холдинг Карат» была создана в 2009 году. Сегодня в ее состав входят 10 крупных рыбодобывающих компаний северо-запада России и Дальнего Востока, чей флот насчитывает 39 рыболовных и транспортных судов.

За последние несколько лет группа акционеров компаний, входящих в ассоциацию, приобрела ЗАО «РОЛИЗ», ЗАО «АКРОС», ОАО «Мурманский траловый флот», ОАО «Мурманский губернский флот». Некоторые СМИ сообщали, что покупка осуществлялась за счет средств иностранных инвесторов, которые стали собственниками этих компаний. Однако ассоциация заявляет, что упомянутые сделки проходили с использованием кредитных средств исключительно российских банков. Также опровергается информация о том, что один из акционеров компаний ассоциации Виталий Орлов - гражданин Швейцарии. «В действительности же Виталий Петрович никогда не приобретал гражданство Швейцарии, является гражданином Российской Федерации», - говорится на сайте «Карата».

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.