«Белые» остаются в городе

«Белые» остаются в городеВ ближайшее время жителям Петропавловска, которые опасались, что количество автобусов на городских маршрутах сократится, волноваться не стоит. Автобусы-«аренды», принадлежащие мелким ИП, отлученным от городских маршрутов в результате проведенного в декабре конкурса, продолжают успешно возить пассажиров. Почему это так, и что вообще происходит на городских автобусных маршрутах сегодня, попытаемся разобраться.

Напомним, более 200 индивидуальных предпринимателей, владеющих небольшим количеством автобусов (как правило, от 1 до 4) могли остаться без работы после проведенного в конце минувшего года конкурса на организацию регулярных пассажирских перевозок на маршрутах Петропавловска, участвовать в котором они не смогли. Не позволили жесткие условия конкурса, требовавшие наличия большого количества транспортных единиц, собственной медслужбы, теплых гаражных боксов, установленной системы ГЛОНАСС и т.п. Победителями же конкурса стали 9 более крупных предприятий, включая ОАО «Автопарк».

С того момента в городе и образовались два лагеря перевозчиков – как бы легальные и как бы не очень. Дать более точное определение статуса каждого из них не представляется возможным. Впрочем, об этом ниже.

Напомним, что в течение декабря, января и февраля «сошедшие с трассы» ИП засыпали жалобами надзорные органы – прокуратуру, Ространснадзор и антимонопольную службу, а также следственный комитет. Автобусники рассчитывали на объективную проверку итогов проведенного конкурса в рамках полномочий каждого из ведомств. Однако к марту абсолютно все жалобы попали в управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю. Остальные ведомства как-то в одночасье решили, что данная проблематика не входит в их компетенцию.

В жалобах ИП указывали, что их права нарушены, что участниками конкурса, ставшими впоследствии победителями, были представлены недостоверные сведения, в том числе о количестве единиц автопарка, наличии медслужб, оснащенности системой ГЛОНАСС, соответствии нормам безопасности при перевозке пассажиров. О том, что конкурсная документация была подготовлена с нарушениями.

УФАС назначил на 25 марта первое заседание комиссии по рассмотрению вышеуказанных вопросов, с приглашением жалобщиков и предполагаемых нарушителей.

 

Конкурсные метаморфозы

На этом заседании комиссии УФАС были представлены копии протоколов конкурса. Первый протокол, которым утверждена конкурсная документация и состав лотов. И итоговый протокол со списком победителей и подписями членов конкурсной комиссии. Из двух протоколов следовало несоответствие состава маршрутов в каждом из лотов по 11 позициям.

Например, лот №21 в начальном протоколе включал в себя: маршрут №31 «ул. Дальневосточная – ДК СРВ», маршрут №6 «п. Авача – ДК СРВ», маршрут №6к «Автостанция – п. Авача», маршрут №21 «Автостанция – ДК СРВ», маршрут №13 «Магазин «Детский мир» – п. Завойко». А в итоговом протоколе, с определением победителей и доставшихся им лотов, последние три маршрута были исключены. Лот №30 включал в себя маршрут «Автостанция – ДК СРВ – Бухта Бабья», маршрут «Центральный рынок – ТЭЦ-2 (п. Долиновка; п. Нагорный)», маршрут «ул. Дальневосточная – ДК СРВ». В этом случае были исключены два последних маршрута. Перечисление можно продолжать и по остальным 9 позициям.

По большинству из них прослеживается очевидная закономерность: из лотов в итоговом протоколе были вычищены невыгодные маршруты. Нарушение, как минимум, вопиющее. Объявляя конкурс, представители администрации города подчеркивали, что затевается он, в том числе, во имя благополучия жителей отдаленных городских окраин, которых «неорганизованные» ИП возить не хотят. Возить жителей Чапаевки, Долиновки, Заозерного, безусловно, продолжают. Но, судя по документам, не на таком количестве маршрутов, которое было изначально заявлено в конкурсной документации.

Вопрос, что же произошло с лотами, мы задали руководителю комитета городского хозяйства Владимиру Каюмову. Комментировать подробно ситуацию он не стал, сказав лишь, что «ничего такого не было». Ранее на этот вопрос администрация Петропавловска-Камчатского ответила в адрес УФАС. Из письменного ответа понятно лишь то, что конкурсная документация была составлена слишком запутанно, и не каждому уму в ней дано разобраться. Да и сам ответ носил такой же характер.

Следующее заседание комиссии УФАС состоялось 15 апреля. Представитель индивидуальных предпринимателей Федоров перешел к следующему вопросу: почему в конкурсной документации не было порядка распределения компенсации на перевозку льготных пассажиров? Ведь деньги с реализации льготных проездных билетов впоследствии делятся между перевозчиками. И если бы эта информация была включена в конкурсную документацию, число претендентов, возможно, и расширилось бы.

И этот вопрос мы адресовали Владимиру Каюмову. «Перевозчики, которые не хотели либо не могли участвовать в конкурсе, изначально заявляли, что они коммерсанты, и будут возить пассажиров только за деньги. А субвенции – это средства, которые администрация дает перевозчикам за льготных пассажиров», — сказал руководитель КГХ. Добавим лишь, что данная субвенция в Петропавловске составляет более 160 млн рублей, которые по результатам конкурса были поделены между 9 перевозчиками-победителями исходя из километража пробега автотранспорта.

 

Слепое око

Между тем в результате двух заседаний комиссии УФАС родилось решение, датированное 6 мая с. г. Действия администрации ПКГО при проведении конкурса признаны законными в связи с отсутствием нарушений в ее действиях антимонопольного законодательства. Почему жалобы не были рассмотрены остальными ведомствами на предмет нарушений других отраслей законодательства, до сих пор остается тайной за семью печатями.

В то же время Ростехнадзор обратил стрелы своих проверок на самих жалобщиков. В том числе, как сообщил Олег Федоров, у одного из ИП изымали документы дома, что недопустимо. В другом случае организовали проверку в только что созданном ИП.

Прокуратура продолжает не замечать других, пока не изложенных в жалобах, нарушений на городских маршрутах. Например, в Елизове прокуратура обязала перевозчиков исполнить закон и оснастить автобусы электронными табло – системами оповещения об остановках. А петропавловские представители ока государева, видимо, считают, что пассажирам данная услуга ни к чему, как не нужны в автобусах и кондукторы, а водитель сам может одной рукой пересчитывать деньги, другой крутить баранку.

Руководитель КГХ Владимир Каюмов отметил, что эти усовершенствования еще впереди, нужно внимательнее изучить законодательство и действовать. При этом он напомнил, что расходы за эти элементы комфорта и безопасности лягут на тариф, а значит, на самих пассажиров.

 

«Непобежденные»

Однако вернемся к отлученным ИП. Почему они продолжают работать? Исключительно потому, что ни федеральное, ни краевое законодательство им этого не запрещает. Закон попросту не дает оснований для ухода с маршрутов «белых табличек».

«Главная идея конкурса заключалась в том, чтобы в городе осуществлялись именно регулярные перевозки, — отмечает Владимир Каюмов. — И чтобы только победители конкурса смогли ездить на этих регулярных маршрутах Петропавловска-Камчатского. До проведения конкурса действовала ст. 7 закона Камчатского края о пассажирских транспортных перевозках, которая устанавливала административную ответственность для водителей и организаций, которые ездят без договора с муниципалитетом, не являясь победителями конкурса. Но после конкурса статья закона была отменена в связи с несоответствием федеральному законодательству. Сегодня мы ведем работу за возвращение данной статьи».

…И еще о табличках. Есть данные, что многие победители конкурса свои фирменные «желтые таблички», гласящие о «легитимности» перевозчика, ко второй половине дня меняют на «белые». Водитель отработал городские субвенции (те самые, не упомянутые в конкурсной документации), а дальше зарабатывает деньги непосредственно на пассажирах, не принимая во внимание проездные. Почему? Видимо потому, что денег с субвенций ему не достается. Деньги поступают к владельцам предприятий и остаются у них же. Поэтому все горожане, которые пользуются автобусами, могут отметить, что количество белых табличек не уменьшилось. И уменьшиться при таких особенностях отраслевой экономики не может.

В администрации города в эти тонкости на сегодняшний день посвящены недостаточно. «Дайте нам факты, — призывает Владимир Каюмов, — и с такими подрядчиками мы будем расторгать договоры». Жалобы предложено адресовать в МАУ «Управление пассажирского транспорта», по тел. 25-21-09, либо дежурному ЕДДС, по тел. 23-53-00. Нужно назвать номер маршрута и госномер транспортного средства.

И еще. В жалобах от ИП неоднократно заявлялось, что документы, представленные на конкурс будущими победителями, содержали ложную информацию. В частности, о количестве транспортных средств. Сегодня победители активно обращаются к мелким ИП с просьбами передать автобусы в аренду.

Владимира Каюмова мы спросили и об этом, и ответ оказался неожиданным. «У победителей не хватает не машин, а водительского состава. Потому что масса водителей, работавших в «Автопарке», начали работать на себя. Целью для них стала прибыль, а не езда по расписанию на пустом автобусе. Нам же важна регулярность перевозок. Когда водители ушли из «Автопарка», у нас встал вопрос: а кем мы будем закрывать расписание? Мы обратились в центр занятости, где выяснилось, что нет водителей категории Д. А те, что есть, работать не хотят, потому что маленькая зарплата, около 40 тысяч рублей, их не устраивает. Тогда предприятиям пришлось привлечь в качестве водителей мигрантов. И, наконец, мы провели конкурс, цель которого заключалась и в том, чтобы неорганизованные перевозчики пришли работать обратно в «Автопарк» и на другие предприятия. Но так как федеральное законодательство допускает к работе на регулярных маршрутах всех, этого не произошло… А что касается привлечения победителями автотранспорта на условиях аренды, это не значит, что у них не хватает автобусов. Перевозчики-победители имеют право заключать договоры аренды, с условием, что техника не должна быть хуже того автобуса, который снимется с лота. Если автобус лучше, то законный перевозчик может взять его в аренду. И это не говорит о том, что у него дефицит автобусов».

Итак, получается, что расклад на автобусных маршрутах Петропавловска не поменялся. Все остались при своих. И пассажиры, которым в часы пик не придется толпиться на остановках. И «неорганизованные» ИП, которые смогут и дальше работать и возвращать банкам огромные кредиты, взятые на приобретение автобусов. И «легитимные» перевозчики, чьи водители в любом случае не дождались бы заметного повышения зарплаты, а их работодатели уж как-нибудь выкрутятся, им не привыкать. И администрация города, проведя конкурс, выполнила свои обязанности по организации регулярных перевозок.

Капля дегтя заключается в том, что вопросы, в которых не захотели разбираться надзорные органы, никуда не делись. Правда, в ситуации сложившегося худого мира вряд ли кто-то будет настаивать на ответах. А узнать ответы было бы очень интересно.

 

Мария Шупеник

1932

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых