Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

36 и 6: семейный подряд КРИВОГОРНИЦЫНЫХ

08:30
2992
Семья КРИВОГОРНИЦЫНЫХ
Семья КРИВОГОРНИЦЫНЫХ

Есть такая вселенская детская мечта, одна на всех. Имя ей – собачка. Кто из нас не умолял родителей взять домой хвостатого друга? Наших земляков, Александра и Наталью КРИВОГОРНИЦЫНЫХ, можно смело назвать профессиональными исполнителями заветных детских желаний. Своим детям они подарили уже больше трех десятков собак! И, как говорят они сами, «это далеко не предел, это –только начало». Год назад КРИВОГОРНИЦЫНЫ получили дальневосточные гектары под поселком Лесным. А летом начали возводить на своей земле собачий питомник.

Здесь будут растить четвероногих чемпионов грядущих «Берингий». Сейчас вся большая семья из 6 человек и 36 собак готовится к главной камчатской гонке: папа Александр и старшая дочь Дарья посоревнуются в прологе, а средняя Кристина и младший Виталий стартуют в «Дюлине». Мама Наталья хоть и находится за кадром соревнований, но ее роль все равно – главная: она заведует кормовой базой и является вдохновительницей всех своих спортсменов.

Родом из детства

От Петропавловска до гектаров Кривогорницыных – 60 километров. Мы добираемся туда, прямо как в школьной задачке, ровно за час. Джип причаливает к обочине у поворота, дальше машине хода нет. Пересаживаемся на нарты, пристегнутые к снегоходу, и с ветерком, виляя между березок, мчим до питомника. Едва притормозив, оказываемся в объятиях норвежских метисов. Более гостеприимных псов я лично не встречала! Лапы – на плечи, язык – в ухо, глаза – в глаза, слюни – повсеместно! Это любовь. И собакам ее не жалко, даже для заезжих незнакомцев. Чего уж говорить о хозяевах! Хозяева, конечно, платят взаимностью.

Любовь к собакам у Кривогорницыных в крови. Они – коренные. Александр – наполовину ительмен, Наташа – чистокровная корячка. Их деды имели упряжки. Не спортивного интереса ради, а жизни для. Знаменитый камчатский хореограф Иосиф Жуков – родной дядя Натальи. Когда он узнал о том, что дети его племянницы занялись ездовым спортом, был очень рад: значит, традиции предков не канули в лету. Как канули, например, их родные поселки. Предки Александра Кривогорницына жили в Кихчике. Наташины – в Рекинниках. Оба поселка – уже история, их закрыли еще в прошлом веке.

– Мой дед был кадровым охотником, – делится Александр. – Собаки ему были необходимы для работы. Судя по рассказам, у деда были американские псы: где он их выменял или купил, уже не узнаем. Потом семья перебралась в Раздольный, совхоз «Заречный» возводили, здесь им уже не до упряжек было.

– Я хоть на упряжке не ездила, но с детства росла с собаками, – вспоминает Наталья. – Однажды, когда в поселке был отстрел, убили собаку, а у нее осталось 11 щенков – совсем крохотных, еще слепых. Я их пригрела в нашем старом сарае. Маме ничего не сказала, боялась, что отругает и собак отберет. Я тайком бегала с бидонами в интернат да в садик, носила оттуда сироткам еду. Через 8 месяцев я их откормила, они выросли в здоровых «коней». Однажды сбили меня с ног от радости, вырвались и побежали к моему дому, я – за ними! Мама, увидев меня в окружении стаи песиков, так кричала! Но потом и сама стала их кормить. А когда мы их вырастили, отдала всех знакомому деду в упряжку. Но на этом мои собачьи истории не закончились. Я постоянно таскала с улицы щенков.

Собак много не бывает

Наталья и Александр познакомились в Петропавловске, будучи студентами. «Поехала поступать в училище, а поступила замуж», – смеется Наташа. Подряд с небольшой разницей родились четверо детей: старшая Даша, потом двойняшки Кристина и Марк, младший Виталик. Еще в молодости Кривогорницыны подружились с семьей Семашкиных. Сейчас супруги Семашкины – именитые каюры, неоднократные призеры «Берингии», а в середине 2000-х они только начинали свое дело.

– Мы помогали Андрею и Насте в их питомнике «Снежные псы», постоянно были рядом, многому учились, – рассказывает Александр Кривогорницын. – Андрей взял тренировать наших детей, подарил нам первую собаку. С 2009 года дети стали активно участвовать в соревнованиях: и в каникроссе, и в ездовых зимних видах, и на Камчатке, и на всероссийские чемпионаты выезжали. У нас появились еще три собаки: у каждого ребенка теперь была своя. Я со временем сам стал тренировать своих ребят.

Однажды Сэм – пес старшей дочки Даши – проглотил на улице отраву, которую рассыпали догхантеры. Спасти Сэма не успели. Он скончался за считанные минуты на руках своей хозяйки. Даша была сама не своя от горя – ведь потеряла лучшего друга. Семья в эти дни улетала в отпуск. Поездка эта обросла важной миссией – теперь нужно было не только отдохнуть, но и купить у заводчиков новую собаку для Дарьи.

– Мы ехали с мыслью приобрести одну собачку, а привезли сразу шесть! Не удержались, – улыбается Наташа. – Потом пошли щеночки… Шестерым людям и одиннадцати собакам в квартире стало, мягко говоря, тесновато. Мы всерьез задумались о своем питомнике.

Свои гектары

Для питомника необходима земля, а приобрести подходящий участок было проблематично. Пока не заработала программа «Дальневосточный гектар».

– Мы услышали об этой программе еще в 2015-м и сразу загорелись, – вспоминает Александр. – Как только началась реализация, стали подыскивать себе участок. Так получилось, что наши друзья взяли себе земли в окрестностях поселка Лесного, а потом их планы изменились, и они предложили нам подать заявку на эти гектары. Так мы стали обладателями 4 гектаров. Сначала нам это казалось несметным богатством, теперь уже понимаем, что опять тесновато, с интересом поглядываем на соседский гектар. Сейчас у нас 36 собак, но в планах-то их существенно больше. Чувствуем, что сам Бог нам послал эти земли: наш проект так вписался в ландшафт, что практически и вырубать здесь ничего не пришлось.

Свои гектары Кривогорницыны обживают быстро: за осень построили здесь две большие деревянные юрты на сваях и летний балаганчик. В той юрте, где по плану должна быть большая кухня, временно расположились собачьи покои. Норвежцы – прихотливые собаки, в отличие от наших пушистых ездовых спать в будках не могут. Им тепло подавай. И сбалансированное питание.

– Как многие метисы, они более нежные существа, – объясняет Даша Кривогорницына. – Их, как уличных собак, не покормишь. Мы им даем говядину, рыбу, яйца, сыворотку, овощи. За питанием очень следим. Лекарства для них тоже очень дорого стоят.

Даша после окончания школы решила посвятить себя питомнику. Она здесь и днюет, и ночует. Для собак она – и тренер, и мать Тереза в одном лице. Встает ни свет ни заря, кормит завтраком всю хвостатую братию и собирает на тренировки. Ежедневно норвежцы бегут по 16 километров, а хаски – по 27! К главной камчатской гонке все должны быть в форме. А планы на пьедестал у Кривогорницыных нынче не самые скромные: ведь в этом году на соревнования заявились сразу 4 члена их семьи. Пока на большую «Берингию» из них никто не решился: кто из-за юных лет, кто из-за занятости. Но в том, что фамилия Кривогорницыных появится совсем скоро в списке «берингийских» каюров – сомнений нет. 20-летняя Даша уже участвует во взрослых гонках – идет в прологе вместе с отцом. 17-летняя Кристина и 15-летний Виталий тоже скоро вырастут из «дюлинских» штанишек. Они с детства привыкли побеждать, вряд ли этот адреналин уже выгонишь из их крови.

– У Виталика уже были победы на всероссийских соревнованиях, есть планы поехать и на чемпионат Европы, и совершенно точно он уже собирается на «Берингию», через три года ему исполнится 18, и он сможет свою мечту исполнить, – рассказывает Наталья Кривогорницына. – Для большой гонки наши норвежские метисы не подходят, они – спринтеры, развивают отличную скорость, но бегают на короткие дистанции. А для длительной гонки нужны пусть не такие супербыстрые, но более выносливые ездовые. Поэтому у нас есть такие планы – заняться вплотную и разведением хаски. Наши ребята не раз получали щенков хаски в качестве главных призов от губернатора Камчатского края, живут у нас в питомнике, опыт работы с ними у нас кое-какой уже имеется. Думаю, что за три года мы вырастим для Виталика хорошую упряжку!

– А что касается освоения гектаров, у нас планы масштабные, – делится Александр. – Мы получили 3-миллионный грант от агентства инвестиций Камчатского края, плюс по условиям программы вкладываем своих 800 тысяч рублей. Будем строить гостевые домики. Наши соседи тоже участвуют в этой программе. И совместными усилиями у нас должен получиться целый туристический комплекс. Задумок очень много! На этой территории будет и наш этнокультурный центр, и хотелось бы сделать тренировочную базу для молодежи из соседнего поселка, и какие-то семейные спортивные развлечения. Дай Бог, чтобы все получилось!


Яна ЩЕГОЛИХИНА

Фото автора

36 и 6: семейный подряд КРИВОГОРНИЦЫНЫХ 036 и 6: семейный подряд КРИВОГОРНИЦЫНЫХ 136 и 6: семейный подряд КРИВОГОРНИЦЫНЫХ 2

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.