Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Ольга ПОЧИНА: Пятёрка – не подарок, а зарплата

08:45
6330

Камчатка всегда гордилась семейными династиями – в рыболовстве, сельском хозяйстве, в медицине и, конечно, в педагогике. Ольга Владимировн ПОЧИНА – заслуженный учитель РФ, неоднократный победитель конкурсов педагогического мастерства. В ее семье – уже пятое поколение учителей, и это не предел.

5 октября свой профессиональный праздник отмечали учителя. В этот день мы всегда вспоминаем особыми, добрыми словами тех, кто не просто дал нам набор знаний, а повлиял на нашу судьбу, – тех, у кого горят глаза, кто когда-то объяснил, зачем нам все эти формулы и правила, кто сам болеет своим предметом и сумел заразить нас.

На протяжении многих лет среди студентов ведущих вузов страны проводили опрос. Нужно было ответить, благодаря кому, по их мнению, им удалось поступить в лучшие учебные заведения. Многие камчатские студенты-математики неизменно называли имя Ольги Владимировны ПОЧИНОЙ.

Ее педагогический стаж – почти четыре десятка лет, три из которых отданы школе № 33. Эту школу в нашем крае многие определяют емким словом «крутая». Свою весомую лепту в эту характеристику внесла и Ольга Владимировна. Она – заслуженный учитель РФ, неоднократный победитель конкурсов педагогического мастерства. В ее профессиональном багаже – победители олимпиад различных уровней, целых шесть «стобалльников» по ЕГЭ и большое число выпускников, набравших более 90 баллов по ее предмету. Благодаря Починой и ее коллегам, 33-я вошла в топ-100 лучших математических школ России.

Школа – в генах

Ольга Почина – представитель большой учительской династии, которая берет свое начало в Приморье. Там трудились ее отцы-основатели, там же родилась и Ольга.

– Если учитывать и прадедушку, который был писарем и тоже обучал людей грамоте, то получается, что я педагог в четвертом поколении, а если считать строго по дипломам – то в третьем. Дедушка и папа работали учителями истории. Папу называли ходячей энциклопедией, он столько читал и столько всего знал… Помимо этого, отец еще был директором школы, днями и ночами пропадал на работе. Причем «ночами» – это я не утрирую. Помню, как нам однажды даже Новый год пришлось без него отмечать. Кочегары школьной котельной очень хорошо начали отмечать праздник… Настолько хорошо, что были не в силах справиться со своими обязанностями. Папе пришлось всю новогоднюю ночь работать кочегаром. Я видела, конечно, что учительский труд – не самый простой. Но это не отбило у меня желания пойти по отцовским стопам. Наверное, это в генах… Теперь уже и мои дочери – Анастасия и Екатерина – стали учителями. Хотя, признаться, поначалу я была против. Обе преподают математику. И обе в этой же школе. Анастасия Сергеевна – прямо в соседнем со мной кабинете, а Екатерина Сергеевна сейчас в декрете, недавно она родила малыша…

– Шестое поколение вашей династии? – предполагаем мы.

– Не удивлюсь, – смеется Ольга Владимировна.

Дар или труд?

Считается, что в математический класс 33-й школы могут попасть только одаренные дети. Но у Ольги Починой свой взгляд на одаренность.

– Талант – это 99 процентов труда и 1 процент искры, – считает педагог. – В основе своей у нас учатся обычные ребята. Да, у них есть предрасположенность к точным наукам. Но дар – это всегда и везде редкость. И дар отнюдь не отменяет труд. Если талантливый ребенок совсем не работает, то трудяги его в школе обскачут. Можно ли обучить математике любого? Можно. Он даже может получить высокий балл на ЕГЭ, но двигать науку, выходить за традиционные рамки все же могут те, кто одарен и трудолюбив одновременно. У Пушкина, например, был очень хороший учитель математики. Но можно ли было из Александра Сергеевича вырастить великого ученого в этой науке? Вряд ли. Кстати, сам Пушкин очень весело свои слабые успехи в математике срифмовал в одном известном произведении. Помните? Там, где 33 богатыря парами из моря выходили... Вероятно, это была ирония по поводу реального случая, который произошел с ним во время учебы. Пушкина спросили, почему учитель математики сослал его на самую дальнюю парту? «Потому что я не смог 33 на 2 поделить», – ответил поэт.

Самостоятельная – каждый день!

Ольга Владимировна не любит работать по шаблону. За годы работы у нее сложилась своя методика преподавания. Во-первых, какие-то базовые, важные темы она заставляет ребят прорабатывать помногу раз, пока не доведет этот процесс до автоматизма. Тут действует «закон перспективы» – учитель знает, что такой навык в дальнейшем при изучении сложных тем (где будут попадаться эти «простые» элементы) значительно упростит ребятам жизнь. Второй принцип методики Починой звучит так: «Самостоятельных много не бывает!». Она проводит их не раз в месяц, не раз в неделю, а... каждый день!

– Есть китайская мудрость: «Расскажи – он тебя услышит, покажи – он тебя увидит, дай ему действовать самому – он поймет», – делится Ольга Владимировна.

Говорят, что у Починой практически невозможно списать. Ее задания – сквозные, сотканы из разных тем и зачастую придуманы ею самой, а потому не имеют готовых ответов, которые можно было бы списать в интернете.

– Да, это правда, я хочу, чтобы ребята как можно меньше имели соблазнов скопировать решение, – объясняет педагог. – Не всегда задания целиком и полностью состоят из моих авторских задач, но я использую такие сборники, которые вряд ли легко можно найти в Сети. Многие из них родом из советских времен, причем из не самых растиражированных учебников.

Ольга Владимировна старается мотивировать своих учеников. Обычные «домашки» она задает крайне редко, а вот «доработки» у нее в чести. Если ты не успел решить какую-то сложную интересную самостоятельную на уроке, а оценку хочешь получить хорошую – попроси у учителя доработку. На дом Ольга Владимировна задаст тоже что-то непростое, но ты сможешь получить за свои усилия дополнительный балл к самостоятельной. Обычно эта мотивация творит чудеса.

Еще одной «фишкой» ее методики можно назвать налаживание сотрудничества между математиками разных классов.

– Наши старшеклассники принимают зачеты у младших ребят, – рассказывает Ольга Владимировна. – Эта совместная работа обогащает и тех и других. Младшие усиленно готовятся к таким зачетам, потому что не хотят ударить в грязь лицом перед старшими товарищами, и они ведь точно знают, что не сумеют списать. А старшие для того, чтобы принять зачет, вынуждены повторять пройденное несколько лет назад. Родоначальником сотрудничества старших и младших стала Валентина Михайловна Чернышева, человек, которого я считаю моим Учителем в профессии. Я подхватила эту тему и облекла ее в несколько иную форму.

За ЕГЭ!

Ольге Починой довелось работать и в советские времена, и уже в новые, когда ввели ЕГЭ. Сразу ли она приняла эту форму проверки знаний, считает ли она это нововведение ошибкой или прорывом?

– Я сразу и однозначно была за ЕГЭ, – отвечает Ольга Владимировна. – Мы живем на периферии. В советские годы многим ли были доступны столичные вузы? Я работаю здесь, чтобы дать рост своим ученикам. И мне нравится, что ЕГЭ дает им шанс не упираться в этот потолок, а наравне со всеми конкурировать за места в лучших университетах. Недавно я была на курсах в МФТИ, и там одна преподавательница из Подмосковья говорит мне: «Вот из-за ваших дальневосточников мой ребенок не попал в МФТИ в этом году». А я искренне отвечаю: «Ну и прекрасно!» Вы знаете о том, что есть такие олимпиады, которые проводят вузы? Победа в этой олимпиаде приравнивается к 100 баллам по предмету, а зачастую дает гарантию поступления в этот вуз. Так вот… В Москве и Санкт-Петербурге проходит 67 (!) таких олимпиад. А к нам на Камчатку «приезжает» всего одна. На остальные, которые проводятся в столицах, наши ребята не наездятся! Но у них есть все шансы поступить через ЕГЭ.

Любовь на перспективу

Ольгу Почину называют строгим учителем. Она и сама так считает. Говорит, что знает: некоторые ее недолюбливают, а родители, бывает, жалуются на ее слишком уж высокий уровень требований и плохие отметки своих детей.

– Папа мой говорил, что формула хорошего учителя проста: знание своего предмета плюс любовь к детям, – рассказывает Ольга Владимировна. – Я стараюсь формулу эту соблюдать. Некоторые поспорят… Считают, раз я ставлю двойки, значит я детей не люблю. Но любить – не значит баловать. Я ведь думаю на перспективу. Что принесет подаренная пятерка? Кроме сиюминутного удовлетворения своего эго и родительских ожиданий? Знаний от нее не прибавится, желания прилагать больше усилий и расти – тоже. Кроме отсутствия развития она принесет еще и иллюзию, что все в этой жизни дается просто так. А жизнь потом очень резко эту иллюзию разобьет. Нужно понимать, что хорошая оценка – это не подарок, это зарплата. Приложил усилия – получил зарплату. Бывают ли пятерки у моих учеников? Конечно! Чем старше они становятся, чем лучше понимают уровень моих «претензий», тем чаще получают пятерки. А что касается любви… Конечно, я люблю детей. Восхищаюсь тем, каким свободным выросло новое поколение! Они не боятся высказывать и отстаивать свое мнение. Молодежь сейчас очень интересная! И сердце мое радуется, когда я вижу, каких высот они добиваются. Бывает, уже к старшим классам они превосходят меня. И я не боюсь в этом расписаться. Наоборот, для меня это великая радость!

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Ольга ПОЧИНА: Пятёрка – не подарок, а зарплата 0Ольга ПОЧИНА: Пятёрка – не подарок, а зарплата 1

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

0
Аноним 2 года назад #

Об их методике всем известно… Они не обучают детей ни чему… Только требуют и вынуждают родителей к репетиторам идти. Таким не место в школе. Детей необходимо закладывать знания,  а не доводить детей до самообучения. Это ищ стадии пришли в магазин за мясом, а им вон топор а вон тушка — руби и бери. Этого не должно быть. Учитель от слова учить, а эта династи от слова сами справитесь. Позор такому. И директор их действия покрывает. Большего кошмара я своему ребенку не желала. Образование нулевое, все на репетиторстве держится. А кто не в состоянии платить, что делать то? 

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.