Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Чтобы ты не умер, выздоравливал и жил счастливой жизнью

18:00
4025

Сегодня в редакции нашей газеты - необычные гости. Это ученый, биохимик и эколог, из Иркутска; журналист-международник из Варшавы; рабочий, освоивший несколько профессий, а ныне студент факультета психологии из Петропавловска; и наша землячка, также пробовавшая себя в разных ипостасях. Что общего между этими людьми и зачем они собрались вместе? Все они имеют одинаковое заболевание – алкоголизм. Имеют опыт выздоровления – разные, но внушительные сроки трезвости. Вместе они, чтобы поддерживать друг друга и других алкоголиков, чтобы делиться позитивным опытом и показывать: алкоголизм – не приговор.

«Здравствуйте, я Сергей, алкоголик», - эта фраза многим кажется нелепой и даже смешной, недаром она вошла в анекдоты и не раз давала почву для шуток командам КВН. Однако те, кто оказывался один на один со страшной проблемой алкоголизма, знают, что первый шаг на пути к выздоровлению – признание этого факта. И им такое представление не покажется забавным.

А то, что следует дальше, вызывает огромное уважение: «Трезвый уже 16 лет и 5 месяцев».

Эти люди вместо фамилии называют срок своей трезвой жизни, для общения друг с другом им достаточно одного имени, потому что они принадлежат к всемирному содружеству анонимных алкоголиков. Это не секта, не официальная организация, не религия, не коммерческий проект. Это на самом деле содружество – свободное объединение мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своими опытом, силами и надеждами с целью избавиться от алкоголизма. На сегодняшний день это единственная в мире система, реально помогающая алкоголикам жить трезво, полноценно, духовно развиваясь. Впрочем, предоставим слово нашим гостям, ведь они уже много лет идут по пути выздоровления от «неизлечимой» болезни.

- Сергей, расскажите, пожалуйста, свою историю.

- В содружество анонимных алкоголиков (АА) в Иркутске я пришел в 38 лет, хотя болен алкоголизмом, наверное, с рождения. Уже первые мои пьянки в юности были ненормальными. Я старался следить за собой, чтобы это происходило как можно реже. Зато если уж начинал пить – остановиться не мог. Но это не мешало учиться: я с отличием закончил биофак, работал в Академии наук, там уже серьезнее пил, наблюдал, как пьют известные ученые, думал: «У людей более крупные проблемы с алкоголем, а ничего, нормально, вроде, профессора…». Конечно, если бы я тогда знал столько, сколько сейчас, мне не пришлось бы десятки лет тратить на набивание собственных шишек. Я попал в содружество АА, когда ему было около 3 лет. В этом году мы отмечали 20-летие нашего содружества – оно самое старое в Сибири. Я стоял у истоков создания региональной структуры АА, которая сегодня простирается от Красноярска до Камчатки и Сахалина. Мы ежегодно организуем форумы, на которых встречаются и обмениваются опытом выздоравливающие алкоголики из разных городов Сибири и Дальнего Востока. Я также много езжу – по 1-2 раза побывал уже во всех крупных городах восточной России. Там, где по моим подсчетам раньше работали 10 групп, сейчас работают 49.

В Петропавловске второй раз, впервые был здесь в 2007 году, когда местное содружество только начинало активное развитие.

Польский опыт: государство за трезвость

- А вы как оказались так далеко от Родины? – обращаюсь к гостю из Польши.

- Я Марчин, алкоголик, журналист, - представляется молодой человек. – Я уже несколько лет сотрудничаю с Варшавским центром лечения зависимостей и с фондом Стефана Батория, разработавшим программу помощи в решении проблем алкоголизма и наркомании в странах бывшего социалистического лагеря. Пользуясь тем, что владею русским языком, я могу передать польский опыт коллегам в России. Много езжу по вашей стране, бывал в Магадане, в Южно-Сахалинске, на Камчатке впервые. И, признаюсь, удивлен, насколько активно здесь все работает! Кроме наркологии, действует реабилитационный центр, который практически не отличается от нашего, весьма мощное содружество АА – в городе создано несколько групп. Думаю, просто вопрос времени, чтобы групп стало больше и чтобы они появились в других населенных пунктах Камчатки.

Одна из наших задач – распространение информации о возможностях лечения и выздоровления как в реабилитационных центрах, так и в содружестве АА. Нужно, чтобы люди по-другому подходили к проблеме алкоголизма, не стыдились обращаться за помощью, понимали, что это болезнь, а человек, который страдает, не виновен. Благодаря этому, многие получат помощь, причем не только алкоголики, но и члены их семей.

Я оптимист в этом плане. Вижу, что движение уже началось, и оно будет развиваться. В Польше АА существуют уже почти 40 лет, первая реабилитация, которая старалась работать по программе 12 шагов, была создана в Познани в начале 1970-х годов. А с начала 1990-х государство заинтересовалось этой темой, и сейчас открыто много государственных реабилитационных центров, работающих по этой программе. Они есть в каждом районе, даже просто в поликлиниках. И люди приходят, получают помощь, обратиться за ней легко как физически, так и психологически. Кроме того, мэрия Варшавы финансирует радиопередачу, выходящую в течение уже 10 лет по воскресеньям, в 21.00. Ее ведет анонимный алкоголик со сроком трезвости более 12 лет, в эфире звучат реальные истории людей, которые смогли бросить пить благодаря содружеству и программе 12 шагов.

Где выздоравливают алкоголики

- С какой целью вы приехали на Камчатку?

- Как я уже говорил, на нашей территории в последние годы активно создаются новые группы АА, - отвечает Сергей. – Проблема в том, что все они молодые, опыта у них мало, поэтому мы стараемся использовать любую возможность, чтобы приезжать и помогать, поддерживать, показывать направления развития. Ездим мы как на добровольные пожертвования АА, так и на средства, выделяемые фондом Стефана Батория, американским офисом АА.

Цель нашего нынешнего визита на полуостров – максимальное информирование камчатцев о возможностях реабилитационного подхода в лечении алкоголизма и о существовании содружества АА.

Мы встречались с министром социального развития и труда Инессой Койрович, с заместителем министра здравоохранения Мариной Волковой, провели несколько встреч с социальными работниками по обслуживанию населения (среди их подопечных много алкоголиков, и соцработники должны знать, куда их направить). Была встреча с психологами УФСИНа, с коллективом центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Посетили реабилитационный центр для бомжей и бывший осужденных. Намечены поездки в Мильково и Эссо. Программа очень насыщенная. Перспективы открываются интересные. Везде нас встречают с открытой душой, готовы идти навстречу. Так, в минздраве мы договорились, что стенды с информацией о местном содружестве АА и о реабилитационной программе будут размещены во всех больницах, а не только в наркологии. Рассматривается вопрос о посещении колоний. В Иркутске мы такую работу наладили, нас зовут во все колонии, мы проводим беседы и с условно осужденными. И петропавловским членам содружества предстоит впереди большая работа. Надеюсь, они ее осилят.

Замечу, что был приятно удивлен, узнав, что в Петропавловске, на базе наркологического диспансера, работает реабилитационный центр, где можно бесплатно получить помощь. Подобные центры есть не во многих городах России! В Иркутске, например, нет бесплатной программы реабилитации – работает лишь частный центр, пребывание в котором стоит 25 тысяч рублей в месяц, а для лечения нужно 4-5 месяцев. У алкоголиков чаще всего таких денег нет. На Камчатке помощь оказывают бесплатно, но зато ставят на учет у нарколога на 3 года. Это условие отпугивает людей. Хотя, конечно, такой страх – лишь одна из отговорок больного сознания. Ну, простоишь ты на учете 3 года, и что? А без лечения вообще эти 3 года не проживешь!

…чтобы я не умер

- Слово - представителю нашего местного содружества.

- Меня зовут Юрий, и моя история уникальна. Для того чтобы я не умер, выздоравливал и жил счастливой жизнью, на Камчатке были созданы группа АА и реабилитационный центр. Они появились буквально через 2-3 недели после того, как я впервые пришел за помощью, испробовав много всего другого и убедившись, что мне ничего не помогает. Это было в 2006 году. Я оказался в окружении таких же новичков, которые раз в неделю собирались, изливали друг другу душу, и как это могло помочь, было совершенно не понятно. Я ходил туда только потому, что идти было больше некуда. Но пройдя курс реабилитации, получил знания, возможность осознавать свою болезнь, и почувствовал, что встречаться в группе АА раз в неделю недостаточно. Постепенно стали собираться чаще, был даже период ежедневных встреч. В 2007 году к нам приехали люди с материка, и я впервые увидел выздоравливающих алкоголиков с большими сроками трезвости. Тогда я загорелся этой возможностью, стал читать литературу, работать по шагам. В 2008 году меня делегировали на ежегодный форум АА. Оттуда я вернулся полным новых идей, заразил ими своих единомышленников, и мы открыли еще две группы АА. С тех пор я ежегодно езжу на форумы, у меня появились друзья в других городах. В реабилитационном центре, где я был одним из первых пациентов, уже 4 года работаю консультантом, читаю лекции, провожу занятия – все на добровольных началах. Моя трудовая книжка обильно исписана: слесарь-сантехник, плотник-бетонщик, рыбообработчик, сапожник. Теперь я учусь на психолога. Сейчас вместе с гостями хожу по разным инстанциям, министерствам, для меня это тоже новое, неожиданное. Надеюсь, из этих встреч вырастет сотрудничество, благодаря которому сотни людей узнают о возможности бросить пить и жить полноценной жизнью.

Каждого, кто приходит к нам в группу, мы встречаем с открытой душой, мы в любой момент готовы поддержать, протянуть руку помощи, ведь каждый из нас также хватался за руки других трезвых алкоголиков. Мы поддерживаем друг друга не только на собраниях: вместе встречаем Новый год, дни рождения, ездим на природу, ходим в театр, в кино. И поверьте, у многих из нас жизнь изменилась не менее круто, чем у меня.

- Когда кто-то в семье пьет, как правило, проблемы есть и у других членов семьи, - добавляет Елена. – Это называется созависимость: алкоголик зависит от спиртного, а члены его семьи – от самого алкоголика. Созависимость носит болезненный характер и не дает угаснуть зависимости, то есть алкоголизму. Но если алкоголизм, как правило, очевидная проблема, то о созависимости мало кто вообще знает. Я хочу сообщить родственникам пьющих людей, что у нас функционирует группа анонимных созависимых, где можно получить помощь и узнать, как строить отношения с зависимым человеком.

Эмма КИНАС

Не бойтесь и не стесняйтесь обращаться за помощью!

Звоните: 8-914-020-1166.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.