Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

15 лет на острие проблем Камчатки

17:00
2599

Пятнадцатый день рождения в апреле отметит Главное контрольное управление губернатора и правительства Камчатского края. ГКУ является структурным подразделением аппарата губернатора и правительства края, обеспечивающим контрольные полномочия главы региона. Созданное в апреле 1997 года (постановление губернатора Камчатской области от 10 апреля 1997 г. №100 «Об образовании Контрольного управления администрации Камчатской области»), в 1997-2007 годах оно называлось контрольным управлением, контрольным отделом. С 1 января 2008 года – главное контрольное управление. Начальник ГКУ Дмитрий КОРОСТЕЛЕВ - сегодняшний собеседник «Камчатского края».

Дмитрий Коростелев родился в 1976 году. Окончил Камчатский государственный технический университет в 1998 году (экономист), Дальневосточный государственный университет в 2007 году (юрист). В 1996-1998 годах работал в коммерческих банках Камчатской области. В сентябре 1998 года принят на службу в территориальное управление контрольно-ревизионного аппарата Минфина России, прошел путь от контролера-ревизора до заместителя начальника отдела. В 2003 году перешел на работу в контрольно-счетную палату Камчатской области. В июне 2008 года Законодательным собранием края назначен заместителем председателя краевой счетной палаты. В апреле 2011 года назначен начальником главного контрольного управления губернатора и правительства Камчатского края.

- Дмитрий Анатольевич, каковы задачи контрольного управления?

- Это, во-первых, контроль по вопросам, связанным с подготовкой и предоставлением информации и материалов в администрацию Президента РФ, Правительство РФ, аппарат полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. Во-вторых, это организация и проведение плановых и внеплановых проверок деятельности исполнительных органов государственной власти Камчатского края, краевых государственных учреждений и предприятий. В-третьих, это работа с обращениями граждан, поступившими губернатору, первому вице-губернатору, а также заместителям председателя правительства края.

В поле нашей деятельности – организационное и информационное обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти края по реализации административной реформы. Цель этой реформы – улучшение эффективности управления системой государственной власти и качества доступности государственных услуг, сокращение избыточного государственного регулирования. Очевидно, что эти мероприятия не могут находиться вне губернаторского контроля.

Мы собираем, анализируем и готовим материалы по результатам заседаний совета при губернаторе края по противодействию коррупции, а также обеспечиваем работу комиссии по досудебному обжалованию действий (бездействий), решений исполнительных органов государственной власти Камчатского края, их должностных лиц. Как видите, задачи у нас масштабные.

- Получается, что контрольное управление постоянно находится на острие проблем региона?

- Скажу так – деятельность у нас весьма разноплановая. В прошлом и в этом году она затрагивала вопросы контроля в части повышения зарплаты в бюджетной сфере, ремонта домов в поселениях, проблем в оленеводстве, обеспечения детских садов игрушками и игровым оборудованием, поставок техники для коммунальных нужд – перечисление тем проверок можно продолжить. Вся собранная нами информация ложится на стол губернатору, он делает выводы и дает поручения по дальнейшей работе.

Конечная цель наших проверок – оценить способность руководителей принимать обоснованные, взаимоувязанные решения по социально-экономическому развитию края, эффективность их деятельности по решению вопросов государственного значения в различных сферах, проверить соблюдение действующего законодательства, и, конечно, оказать методическую и практическую помощь.

- Помимо контрольного управления, кто еще проверяет исполнительные органы государственной власти края?

- В 2011 году две трети исполнительных органов государственной власти Камчатского края было проверено органами внешнего контроля. Это без учета ведомственных проверок. Проверяющими выступили органы прокуратуры, контрольно-счетная палата, различные территориальные управления федеральных надзорных органов. Наибольшее количество проверок осуществлено в отношении: Министерства здравоохранения Камчатского края – 16 (17 процентов); Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края – 11 (12 процентов); Министерства социального развития и труда Камчатского края – 9 (10 процентов); Министерства образования и науки Камчатского края – 6 (6 процентов); Агентства по занятости Камчатского края – 6 (6 процентов). В отношении 12 исполнительных органов (из 35) в 2011 году проверочных мероприятий не проводилось. По результатам мониторинга контрольным управлением принято решение о включении некоторых из них в план проверок на 2012 год.

- С чем, на ваш взгляд, связано большинство нарушений законодательства – с юридической неграмотностью или корыстной заинтересованностью отдельных лиц?

- Нарушения нарушениям рознь. Есть нарушения по существу, а есть по форме, по процедуре, когда что-то неверно отразили в отчетности. Это не обязательно результат некомпетентности, а часто – элементарная невнимательность, ведь сегодня в государственных органах накопился гигантский объем различного рода отчетности. Мы в этой связи обратились к губернатору с предложением кардинально поменять систему электронного документооборота. На наш взгляд, действующая система – громоздкая и неповоротливая. Владимир Иванович нас поддержал. Сейчас проработка вопросов по изменению электронного документооборота идет полным ходом.

Многие нарушения относятся к сфере госзакупок – как на Камчатке, так и в любом другом регионе. Это говорит о том, что федеральный закон о госзакупках несовершенен. Считается, что он должен обеспечить нам и борьбу с коррупцией, и конкуренцию, и экономию бюджетных средств, и эффективное их использование, и еще гласность, прозрачность, но, извините, так не бывает. Чем-то приходится жертвовать. В погоне за экономией бюджетных средств государственный заказчик, проводя (подчеркиваю, на законных основаниях) конкурсную процедуру, в результате получает либо отсутствие качества, либо вообще не тот продукт, на который рассчитывал. Итог – череда печальных примеров по стройкам, ремонтам, доставкам медицинского и другого оборудования. Ваша газета в своих публикациях не раз поднимала эти темы.

- Будет ли меняться и совершенствоваться законодательство в сфере госзакупок?

- Надежду вселяет проект закона о федеральной контрактной системе, которая должна обеспечить три принципиально необходимые вещи. Первая – это взаимоувязка процедур прогнозирования госнужд, планирования и бюджетирования госзакупок. Вторая – обязательное предварительное публичное обсуждение формата госзакупки и стартовой цены. Третья – тщательный аудит государственных закупок.

Но проблемные вопросы в проекте закона остаются. Это, в частности, создание не вполне определенной системы общественного контроля. Да, такой контроль нужен, но кто и как будет устанавливать к нему требования? И каковы будут эти требования? Другой момент – формирование у каждого заказчика профессиональных контрактных служб. Возникает закономерный вопрос о бремени содержания дополнительных штатов «контрактных управляющих». Для Камчатки также принципиально, что законопроект не учитывает специфику заказчиков, находящихся в отдаленных и труднодоступных местностях. У муниципальных заказчиков в наших условиях могут возникнуть серьезные проблемы с реализацией требований закона.

- Контрольное управление является координатором регионального государственного контроля (надзора). Как вы считаете, не много ли контроля?

- За 2011 год общее количество проверок, проведенных исполнительными органами государственной власти Камчатского края в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, составило 4.133 (в том числе 633 плановых и 3.500 внеплановых проверок), что на 735 контрольных мероприятий больше, чем было проведено в 2010 году. Распределение количества проверок между органами регионального контроля (надзора) очень неравномерно. Более 98 процентов проверок приходится на 4 органа, из них около 80 процентов – это проверки, проведенные Государственной жилищной инспекцией края. Отвечая на ваш вопрос, замечу, что в нашей стране государственный контроль осуществляется различными органами. Финансисты, ветеринары, пожарные и другие должностные лица руководствуются в своей деятельности совершенно разными нормами и законами. Вот почему очень важен разумный подход к проверкам в каждой подконтрольной сфере. По моему мнению, контроль не должен быть массовым, тотальным. Он должен быть выборочным, обоснованным в отношении потенциально «проблемных» проверяемых субъектов. Для поиска новых форм и механизмов контроля 26 апреля в Петропавловске-Камчатском будет проведена краевая научно-практическая конференция, на которой мы планируем обсудить все эти вопросы.

- На чем контрольное управление сделает акцент в этом году? Что будете проверять?

- В числе главных задач текущего года – обеспечение и дальнейшее развитие единой системы контроля соблюдения исполнительской дисциплины. С этой целью проведем ряд проверок организации делопроизводства, осуществления контроля над выполнением документов, поручений и организации работы с обращениями граждан в исполнительных органах государственной власти края.

Приоритетными остаются анализ выполнения программ, мер и мероприятий, принимаемых исполнительными органами государственной власти Камчатского края в целях реализации Национального плана противодействия коррупции, профилактика и пресечение коррупционных проявлений в сфере управления государственными ресурсами. Эти вопросы будут проверены, в том числе в ходе комплексных проверок наших исполнительных органов. Губернатор ставит задачу системно подойти к принципам реализации краевых целевых программ, должна возрасти персональная ответственность исполнителей и профильных ведомств. Поэтому мы также намерены провести комплекс аналитических мероприятий по контролю реализации программ и стратегий. Проведем проверку промежуточных результатов краевой программы модернизации здравоохранения. Запланировано также проконтролировать результативность программы «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».

- Сейчас много говорится о необходимости усиления госконтроля в ЖКХ. Расскажите о деятельности контрольного управления в этой сфере.

- Контрольное управление активно участвует в работе межведомственной рабочей группы по проверкам финансовых операций в сфере ЖКХ. Такие группы по поручению Президента России созданы в каждом регионе. В состав группы также включены представители прокуратуры края, Следственного комитета, УМВД, Государственной жилищной инспекции, краевой счетной палаты, МинЖКХ. Особое внимание уделено деятельности управляющих компаний и коммунальных организаций на предмет выявления фактов криминального посягательства на денежные средства, уплаченные гражданами за жилищно-коммунальные услуги, а также на законность расходования бюджетных средств, выделяемых на модернизацию сферы ЖКХ. Очевидно, что от наведения финансового порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве и энергетике самым прямым образом зависит качество жизни наших граждан.

- Результаты этой работы имеются?

- Да, возбуждены уголовные дела в отношении ряда руководителей елизовских управляющих компаний и ТСЖ. Надо сказать, что низкая эффективность деятельности управляющих компаний в Елизовском и Усть-Большерецком районах по предоставлению услуг ЖКХ приводит к дисбалансу расчетов с ресурсоснабжающими организациями и возникновению у них значительных задолженностей. Одной из основных причин сложившейся ситуации, на мой взгляд, является отсутствие внимания к их деятельности со стороны правоохранительных органов. Я согласен с мнением тех, кто считает, что если управляющие компании не отчитываются перед собственниками за свою работу и потраченные деньги, значит, директорам таких компаний есть что скрывать. Кроме того, когда собственниками жилья заплачены деньги за тепло и горячую воду, а они почему-то не дошли до ресурсоснабжающей организации, то объяснять причины возникновения задолженности управляющих компаний спорами между хозяйствующими субъектами неправильно. Деятельность руководителей таких управляющих компаний, на мой взгляд, должна рассматриваться в рамках уголовных дел.

- Дмитрий Анатольевич, контрольному управлению исполняется 15 лет. Как вы сами оцениваете работу управления?

- Оценить нашу работу непросто, поскольку сложно выработать критерии эффективности контрольной деятельности. Количество нарушений не всегда является показателем качества контроля. Вместе с тем, весь масштаб задач, вся степень ответственности, которая лежит на контрольном управлении, на каждом его сотруднике, очевидны. Я убежден в том, что успех любого дела определяют люди, которых принято называть настоящими профессионалами. Речь не только о профессиональной компетенции, честности, объективности при выполнении служебных обязанностей, но прежде всего, – о безупречном поведении и репутации. Сотрудникам контрольного управления необходимо постоянно учитывать ограничения, которые могут влиять на их способность работать и делать выводы беспристрастно. Нашему коллективу это, на мой взгляд, удается.

Я от души хочу поздравить с 15-летием контрольного управления всех, кто был причастен к его созданию, способствовал его становлению и развитию, поблагодарить за серьезные итоги, которых мы достигли и которые имеют высокую оценку. Желаю всем взаимопонимания, сил и здоровья, благополучия и стабильности. Пусть в каждом доме, в каждой семье будет мир, спокойствие, и удача не покидает вас!

Беседовала Мария ШУПЕНИК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.