Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Мастихин, дайкон и забег в ширину по-Ефимовски

13:00
1586

Каждые 100 лет на Камчатке происходит историческое событие: 1854 год – оборона Петропавловска, 1954 год – родился Владимир ЕФИМОВ…

Услышав эту шутку, Владимир Святославович от души расхохотался, похоже, открытие ему понравилось. Он любит все грандиозное, необычное, эпохальное – все, о чем можно написать, снять кино, похвалиться перед друзьями. Всю жизнь занимаясь серьезным делом, создавая масштабные проекты, будь то телекомпания, политика или дача для родителей, он не терял веселости и мальчишества. Всегда умел по-детски радоваться событиям, шуткам, сюрпризам и обожал производить впечатление. Даже когда был главным редактором первой на Камчатке независимой телекомпании ТВК.

Ты помнишь, товарищ?

Речь о нем – о бессменном руководителе легендарного ТВК. С момента закрытия телекомпании прошло 15 лет, выросло целое поколение людей, понятия не имеющих об эпохе разудалой, бесшабашной и почти всемогущей журналистской вольнице, о популярнейших теле- и радиокомпаниях, о диджеях, репортерах и телеведущих, которых публика обожала не меньше, чем столичных артистов. И во главе всего этого «гуляй-поля» долгое время был Владимир Ефимов.

Он родился на Камчатке. Мама работала в гидрографии, отец – кадровый морской офицер. Оба родителя приехали на Камчатку с материка. Она родом из Владивостока, он – из Туапсе. Познакомились уже здесь, как положено – на танцплощадке. Жили в Петропавловске на улице Советской, 34 в квартире из двух комнат, что очень неплохо по тем временам. Правда, жильцов в этой двушке было шестеро. Но со временем все устроилось. Барачное жилье в центре снесли, людей расселили по новостройкам, а на этом месте построили здание КГБ. Но так уж сложилось, что родной район парня далеко не отпустил: вся трудовая биография Владимира Святославовича связана с центром города – музей, телевидение, стадион, обком комсомола, ЦНТИ «Поиск» и снова телевидение – все сосредоточилось в небольшом радиусе от Театральной площади (площади Ленина).

Картины маслом

Впрочем, и жить он со временем вернулся в центр. Стены его небольшой и уютной квартиры украшают картины. Здесь же мольберт с незавершенной еще работой. Как, и живопись тоже?

– Рисовал у нас в семье мой дядя, Александр Сергеевич Зверков. У меня тяга к живописи, к рисованию еще со школы, видимо, наследственная, – рассказывает Владимир Святославович. – Что пишу? Натюрморты, пейзажи. Маслом!

Он не то чтобы мечтал стать художником – так, увлекался. Однажды ему привезли в подарок из Туниса мольберт, набор итальянских красок, кисти.

– Кстати, я рисую мастихином, – уточняет Владимир. – Этой технике научил меня художник Владимир Зорин. Он работал над новой экспозицией краеведческого музея, а я был там сотрудником.

Мастихин – инструмент, использующийся в масляной живописи, по сути, узенький шпатель. Используют его в основном для размешивания или снятия лишней краски, а иногда вместо кисти. Эта техника уходит своими корнями в эпоху Тициана, Рембрандта, Гойи... Ну а в наше время на Камчатке любительствует Владимир Ефимов. И у него, надо сказать, получается. Талантливый человек талантлив во всем.

Много ли мы знаем начальников, которых и через 20 лет бывшие подчиненные называют любовно – шеф? И с радостью спешат на его дни рождения, и с готовностью принимают его предложения, и считают самым классным шефом. Много ли мы знаем бывших начальников, чьи подчиненные уходили не с обидой, а в друзья? Не потому ли, что за все годы работы Владимир Святославович никого не оскорбил? Ругал – это бывало. Но как-то беззлобно, не страшно и без последствий. Зато сколько добрых и веселых воспоминаний у всех, кто когда-либо работал на ТВК! Собираясь сегодня, до слез ухохатываются, припоминая рабочие моменты или традиционные гулянья по случаю закрытия сезона.

Оно проводилось ежегодно перед августовскими каникулами и называлось не скучно «корпоратив», а смешно – забег в ширину. «Забегали» обычно на даче у родителей шефа, где царствовала хлебосольная хозяйка Веста Сергеевна, угощая молодежь своими соленьями и вареньями.

Веста – какое красивое и необычное имя, восхитился однажды кто-то из коллег. Откуда оно? Конечно, так зовут римскую богиню домашнего очага. Но, оказалось, к ней Веста Сергеевна никакого отношения не имеет.

Как топонимика в антропонимику вмешалась

Дело в том, что отец Весты Сергеевны был военным моряком, балтийцем, служил на легендарных линкорах «Марат» и «Парижская коммуна». А когда на Дальнем Востоке началось формирование Тихоокеанского флота, его направили туда военным комендантом острова Русского. Немудрено, что такой незаурядный человек мыслил масштабно, географически. Потому и детей он решил назвать по именам четырех сторон света. Так получил свое имя первенец, его назвали Ост. Затем родилась дочь Веста. Пока все складывалось удачно. Но тут, согласно семейному преданию, супруга смекнула, что у следующих детей выбор совсем уж невелик – Норд(а) и Зюйд(а) – и решительно пресекла это вторжение топонимики в антропонимику. Так, младшие дети стали Ниной и Сашей.

Позже, уже для внуков, выбор имен снова будет не случайным. На сей раз вмешается история. И, коль скоро звали отца детей Ефимовых Святославом, как киевского князя-воеводу, назвать сыновей именами юных княжичей Владимиром и Олегом сам бог велел!

Человек-праздник

Доводилось ли вам когда-нибудь отобедать в такой компании: научный сотрудник музея, лектор обкома ВЛКСМ, директор горнолыжного комплекса, выпускник ВГИКа, телеведущий, главный редактор, политический обозреватель, популярный блогер, председатель общественного экспертного совета по развитию гражданского общества при губернаторе Камчатского края, председатель камчатского регионального отделения политической партии «Яблоко»? Собственно, чтобы весело посидеть за столом в этой пестрой компании, вам хватит одного Владимира Ефимова, поскольку он и есть все эти люди. Несмотря на титулы и регалии, на связи и знакомства в деловых кругах и в эшелонах власти, он, оказывается, не только «свой парень», но и радушный хозяин и… отменный кулинар!

Однажды автору этих строк в компании коллег и друзей довелось лично в этом убедиться. На ужин нам тогда бог послал приготовленную хозяином курочку, отварной рис, нехитрые салатики и нечто непривычное.

– Салат из лобо, – пояснил маэстро. – Редька китайская, она же дайкон. Архиполезная вещь. Пробуйте.

Мы за обе щеки уплетали полезный салатик, на удивление легкий, приятный и уместный. Он нежно сочетался и с мясом, и с гарниром.

Рецепт оказался прост. Лобо (дайкон) нужно натереть на крупной терке, добавить щепотку соли, перца, немного растительного маслица, не помешает горсточка зелени. Все это перемешать и поставить в холодильник. Пусть себе дает сок в ожидании гостей. О полезности этого продукта можно написать трактат, жители Камчатки просто обязаны его есть, и побольше.

Но не лобо единым славится наш звездный кулинар.

Есть в стране Япония информагентство Jijipress. Там работает профессор Кэнро Нагоси. Однажды много лет назад с ним познакомился студент ВГИКа В. Ефимов. К. Нагоси, тогда – сотрудник представительства ИА Jijipress в Москве, а также эстет и гурман, провел русского коллегу по элитным ресторанам Москвы, приобщая к японской кухне. Позже дело Кэнро продолжил и развил другой приятель, бизнесмен Георгий Грешных. Тем более появилась возможность ездить на отдых в Таиланд, привозить оттуда экзотические соусы, приправы.

Итак, увлечение кулинарией, начавшись с маминой кухни, развилось и продолжилось с помощью друзей. В изучении гастрономических премудростей помогали книги, а затем Интернет и кулинарные шоу. Под них отлично отдыхалось от политических страстей. Что же касается предпочтений, тут решающую роль и сыграл Дальний Восток.

Те, чье детство пришлось на 1950–80-е, кто помнит витрины рыбных отделов камчатских магазинов, соврать не дадут: они были битком набиты крабами. Огромные клешни теснились под стеклом холодильников и не пользовались особым спросом.

– Мама накупала этих клешней, чистила их и затаривала запас в холодильник. В обеденный перерыв она прибегала с работы – это было совсем рядом, – быстро кидала крабовое мясо на сковородку, заливала яйцами и жарила на сливочном масле, – рассказывает Владимир Святославович. – Такими были мои первые детские гастрономические впечатления.

С тех пор они не сильно изменились: мясо, рыба, морепродукты так и остались в приоритете. Особенно рыба. Она – не просто продукт, но и такой кулинарный артобъект. Любитель и мастер импровизации, наш герой придумал свой фирменный суп. Друзья любят его отведать, называют Ефимовским.

Для его приготовления нужны 2 средние луковицы или 1 большая. Их нужно крупно нарезать и погрузить в кипящую воду. Варим луковый бульон. Сварившийся лук извлекаем, вместо него засыпаем морской коктейль – замороженный набор морепродуктов продается в наших магазинах. За ним следует рыба, нарезанная мелкими кусочками, палтус или треска. Варится она мгновенно, в этот момент в суп добавляется стакан сливок 20-процентной жирности. Как только все это великолепие перекипело и затихло, финальным аккордом в кастрюльку добавляется белое полусладкое вино. Бокал. Вот тут-то супчик накрывается крышкой и снимается с огня.

У знаменитого блогера в ходу не только масса кулинарных секретов, но и целый арсенал кухонной утвари, от «легкого вооружения» – блендеров и кастрюлек – до «тяжелой артиллерии» в виде американского мангала, угольного, с двойным дном. На первое дно засыпаются угли, на них кладется решетка, а сверху – ольховая щепа. Именно на ней запекаются стейки из лососевых (нерки, кижуча, чавычи). Стейки предварительно окунаются в смесь из растительного масла, соли и перца, выкладываются на ольховую щепу, накрываются крышкой и томятся минут 40. Масло запечатывает все поры и удерживает внутри стейка соки и ароматы. Получается пища богов. Правда, чтобы это воспроизвести, нужен либо такой мангал, либо оказаться в гостях у Ефимовых на знаменитой даче, где все так же королевствует Веста Сергеевна.

– А вообще, я супчик люблю гороховый, на свиных копченых ребрышках. Правда, нынче нам уже многое вредно и нельзя, но до чего же он хорош, – мечтательно замечает наш кулинар. – Только ребрышки нужно до-о-о-олго томить…

   

Марина КОНОНЕНКО

Мастихин, дайкон и забег в ширину по-Ефимовски 0Мастихин, дайкон и забег в ширину по-Ефимовски 1

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.