Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Степан МАРКОВ: На Камчатке заниматься сельским хозяйством можно!

18:05
4373

Или как одна семья «выросла» от личного хозяйства до популярной фермы.

Семейные фермы, малое предпринимательство, мини-заводы по производству продуктов питания постепенно завоевывают освобождающиеся санкционные ниши. И Камчатка – не исключение. Да, цены растут. Но и разнообразие, и качество товаров также повышаются. Пример тому – молочные прилавки магазинов и рынков, где все более широким становится ассортимент вкусной натуральной и полезной продукции от местных производителей. И покупатели нередко уже капризничают, спрашивая свежую местную «молочку» от конкретной фермы.

Именно на такой семейной ферме в селе Мильково, завоевавшей заслуженную популярность вкусом и качеством молока и всех его производных, побывала корреспондент «Камчатского края».

Один бык, одна корова

Начало семейной ферме Марковых было положено в 2000 году, когда в село из поселка Сокоча переехала бабушка, которая не смогла оставить на прежнем месте жительства бычка и дойную корову. А дальше семья взяла в аренду землю, на которой построили скотный двор. И стали каждый год понемногу прикупать скотину. К 2015 году в хозяйстве было уже 100 голов крупного рогатого скота.

– Идея завести ферму была мамина, Валентины Дмитриевны Марковой, – рассказывает нынешний глава хозяйства Степан Марков. – Соорудили мы небольшой самодельный цех, в котором стоял бак на электроплитке для пастеризации молока и простенький сепаратор. Делали сметану и творог, а молоко продавали натуральное, цельное – да и сейчас его продаем. Был у нас для этих целей передвижной ларек на колесах.

– При развитии своего фермерского хозяйства вы получали поддержку правительства края?

– Да, и очень серьезную. С помощью правительственной программы приобрели модульный молочный завод – помогло Министерство сельского хозяйства Камчатки. Конечно, без помощи краевого правительства нам было бы очень трудно. Первый грант мы получили на ремонт скотника в 2012 году, потом – второй, в виде субсидии, с 40-процентным софинансированием с нашей стороны, затем получили грант «Семейная ферма» в рамках программы развития животноводства Камчатского края. На эти деньги купили самую современную кормозаготовительную и почвообрабатывающую технику и коров. Сегодня у нас около 300 голов КРС, из них примерно 80 дойных коров.

Но здесь встал вопрос со сбытом молока. До приобретения модульного завода мы почти всю продукцию сдавали в ООО «Мильковское», на молокоперерабатывающий завод. Были проблемы и со сбытом молока в Мильковском районе.

Поэтому, когда благодаря поддержке минсельхоза мы приобрели модульный завод, собранный для нас на материке, моя супруга заинтересовалась и окончила курсы технолога молочной продукции. И теперь производством молока заведует Ольга Сергеевна Маркова, моя жена.

В 2016 году завод заработал, и мы стали выпускать кисломолочную продукцию, которая очень понравилась нашим покупателям не только в Мильковском районе, но и за его пределами. Кефир, ряженка, сметана, творог и йогурты с натуральными наполнителями из злаков и ягод пользуются спросом у жителей Камчатки.

Три составляющих вкуса

– Знаю, что молочная продукция бренда «ИП Марков» заслужила высокую репутацию, прежде всего за вкус и качество. Из чего они складываются?

– Составляющих качества и вкуса три: закваска, технология производства и качество самого молока, которое зависит от конкретного производителя молока – коров. Здесь тоже три главных составляющих: порода животных, здоровье дойного стада и кормление – качество молока от этого очень зависит. Кормим мы своих буренок хорошо: сено и сенаж заготавливаем сами, качественные комбикорма возим с Алтая. И, конечно, содержание коров тоже играет немаловажную роль: температура в помещении фермы, вентиляция, чистота, гигиена доения.

– Кто следит за здоровьем коров на вашей семейной ферме?

– У нас есть свой ветеринар, плюс мильковская ветеринарная служба всегда держит на контроле состояние здоровья скота в селе и районе.

– Нас постоянно пугают антибиотиками, входящими в состав многих продуктов животноводства. Как обстоят дела с антибиотиками в вашем хозяйстве, присутствуют ли они в составе молока?

– В птицеводстве и свиноводстве, действительно, антибиотики – просто данность, без них массовое содержание животных трудно представить. А вот с содержанием молочного стада ситуация другая: антибиотики, как вы, наверное, знаете, подавляют развитие микрофлоры, в данном случае – молочнокислых бактерий, которые выполняют главную работу при производстве кефира, ряженки, сметаны, творога и других кисломолочных продуктов. Поэтому могу вас заверить: мы не применяем антибиотики в хозяйстве, за исключением случая, если корова заболела. Но тогда молоко от такой коровы не идет в производство. На нашем маленьком предприятии технологии другие: если антибиотики попадут в молоко, у нас просто не получится продукция.

Условия для развития

– Какова мощность вашего мини-завода и как реализуете продукцию сейчас?

– Производим от одной до полутора тонн «молочки» в день, в зависимости от времени года и надоев. Большая доля нашей молочной продукции идет в социальную сферу. Обеспечиваем школы Мильковского района в Шаромах, Атласове, Милькове, один мильковский садик – «Тополек», профтехучилище и вечернюю школу. Срок хранения нашего свежего молока при соблюдении необходимых условий – 3 дня, сметаны – две недели.

Что касается торговых точек – есть только одна своя, в Милькове, плюс еще четыре в других магазинах, 10 торговых точек в Петропавловске-Камчатском и несколько в Елизове.

– Планируете развиваться дальше?

– Дело в том, что для такого типа оборудования, которое у нас есть сегодня, 1,5 тонны продукции – это предел, развиваться просто некуда. Наши планы зависят от поддержки правительства. Мы хотим перейти из модульного завода в капитальное строение, там можно будет создать условия для широкого ассортимента продукции, а также перенести наш завод и приемку молока от населения в одно здание. Эта идея принадлежит зампреду правительства Камчатского края Роману Василевскому, а свое предложение мы отправили в краевое министерство сельского хозяйства.

Когда санкции помогут

– Степан Сергеевич, а как отражаются санкции на вашем производстве?

– Пока вопрос остро не стоит – есть запасы всех необходимых импортных составляющих, прежде всего закваски. Все молочное производство Камчатского края работает на импортной микробиологии, мы, например, покупаем бактериальные закваски в Дании. Пока запасы есть, в дальнейшем, если ситуация не изменится, будем переходить на российскую микробиологическую продукцию. В России есть два основных завода, производящих закваски для молочной промышленности.

Кроме того, у нас вся кормозаготовительная техника тоже импортная – из Италии, Польши, Германии. Когда заготавливаем сенаж на зиму, заворачиваем его в специальную эластичную пленку, которая не рвется, и сейчас она подорожала вдвое. Будем переходить на отечественную пленку. Часть комплектующих на модульном заводе – тоже импортные. И пока непонятно, что будет дальше. Те же трубы из нержавейки: импортные гораздо выше качеством, хотя металла в России достаточно.

Надеемся, что санкции повлияют в сторону активизации отечественного производства и улучшения качества продукции в широком смысле. В чем-то они даже помогают: например, мы не пользуемся пестицидами. Кроме того, сейчас много нормальной отечественной сельхозтехники предприятия «Ростсельмаш». Будем приспосабливаться! Ремонт техники у нас произведен заранее, цены на свою продукцию не повышаем.

Цена вопроса

– Из чего складывается эта цена?

– На молоко у нас действует субсидия – 10 рублей за литр. Но самое главное – это дешевая электроэнергия: мы платим, благодаря правительственной программе поддержки малого бизнеса, 1 рубль за киловатт-час, грех жаловаться! Сейчас заниматься сельским хозяйством на Камчатке стало хорошо, если бы еще техническое перевооружение стало доступным! У нас ведь сжатые сроки вегетации на полуострове, с мая по сентябрь, техники нужно больше, а это дорого, в том числе за счет авиадоставки.

Тем не менее в этом году поддержка животноводства на Камчатке была очень значительной, нам дают деньги на введение в оборот новых земель и оборудование, будем сажать многолетние травы. Проблема в том, что нужно решать все в комплексе: корма, сбалансированное питание, здание, ремонт, новое оборудование. Ведь деньги-то дают потом, а сначала нужно взять кредит и все это приобрести.

– Кредиты дорогие?

– Повторю: сейчас жаловаться грех. Фонд поддержки малого предпринимательства финансирует нас под льготный процент, в этом году дают кредит на 5 лет под 5–9 %, правда, сумма кредита ограничена до 5 миллионов рублей, но и это просто подарок. Нам нужны длинные деньги, ведь не водкой торгуем, где оборот очень быстрый. И техника в нашем деле – на первом месте. Например, пресс-подборщик мы первые приобрели на Камчатке, для нашего хозяйства это быстрая и качественная заготовка кормов, мы вдвоем с трактористом и помощником заготавливаем сенаж на все хозяйство!

Сейчас правительство предоставляет льготы всем сельхозпредприятиям, это очень обнадеживает. Ведь чем больше предприятие, тем больше у него рисков. А мы хотим развиваться!

Справка

На семейной ферме Марковых работают 20 человек, среди них – ветеринар, специалист по искусственному осеменению, технолог молочной продукции, водители, трактористы, скотники, продавцы.

Беседовала Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Степан МАРКОВ: На Камчатке заниматься сельским хозяйством можно! 0Степан МАРКОВ: На Камчатке заниматься сельским хозяйством можно! 1Степан МАРКОВ: На Камчатке заниматься сельским хозяйством можно! 2Степан МАРКОВ: На Камчатке заниматься сельским хозяйством можно! 3Степан МАРКОВ: На Камчатке заниматься сельским хозяйством можно! 4Степан МАРКОВ: На Камчатке заниматься сельским хозяйством можно! 5Степан МАРКОВ: На Камчатке заниматься сельским хозяйством можно! 6

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.