Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Ответственное потребление: современное понятие из древних традиций камчатского Севера

15:20
1180

Камчатка готовится принять гостей и участников первого молодежного экологического форума «Экосистема. Заповедный край». С 29 августа по 4 сентября огромное количество гостей и участников на множестве площадок обсудят темы, связанные с экологией.

Мнений и взглядов на то, как лучше сохранить природу России, особенно в таких ее уникальных уголках, как Камчатка, немало, и уже сейчас можно сказать, что на предстоящем форуме будут жаркие дискуссии и неожиданные точки зрения на экологические проблемы. Например, далеко не очевидна связь между экологией и сохранением традиционного образа жизни малочисленных коренных народов Севера. А если сами представители северных культур не против кое-что поменять в своих традициях в пользу экологичного образа жизни? Как это повлияет на природу? Тонкостей много. Давайте попробуем разобраться.

Надежда Закревская, чукчанка из села Средние Пахачи Олюторского района Камчатки, представитель молодежного совета ассоциации коренных малочисленных народов Севера и Сибири от Камчатского края уверена, что традиционный образ жизни и охрана природы тесно связаны. Да, рыбалка и охота подразумевают изъятие объектов из окружающей среды. При этом коренные народы своей жизнедеятельностью не нарушали баланс экосистемы. В недавнем прошлом северный человек полностью зависел от природы, и навредить ей было чревато: взял лишнее – жди, что это аукнется.

«Это грамотная экономия абсолютно всего, – говорит Надежда. – Даже лишнюю шкурку при шитье никогда не выбрасывали, она в дальнейшем шла на заплатки и всевозможные аксессуары. Наши предки без всякой науки знали, что если не дать лососю пройти на нерест и отнереститься, уже на следующий год рыбы придет гораздо меньше, а потомки останутся и вовсе без нее. Люди также учитывали, что живут в природе не одни, рыба нужна для питания медведям. Коренные народы знали, в какой период времени и в каких местах хозяин леса питается неркой и не мешали ему. И сегодня этот баланс в природе мы стараемся соблюдать».

Галина Кравченко – представитель ительменского народа, уроженка села Ковран Тигильского района, создатель и руководитель национального ансамбля «Коритэв», председатель общественной организации «Молодежь коренных малочисленных народов Севера», член Общественной палаты Камчатского края согласна с коллегой:

«А иначе как жить? Если мы все заберем, ничего не останется и не факт, что восстановится. Коренные жители Камчатки, которые знают и чтут свои традиции взаимодействия с природой, продолжают бережно относиться к своей земле. Более того, некоторые переходят на следующий этап развития, отказываясь от мяса или от рыбы, от ношения одежды из кожи, – удивляет Галина. – Мы понимаем, что природа пребывает в кризисе и ее необходимо поддержать».

Галина рассказала, что сама без труда отказалась от мяса животных и птицы. Правда есть у этого правила и исключение, которое может шокировать европейца. Галина не смогла полностью отказаться от мяса нерпы, но ест она его только два раза в год, на традиционные ительменские праздники. Галина, конечно, ест рыбу, но и ее – немного: когда присылает брат или кто-то угощает. Не противоречит ли такая чужеродная диета традиционному образу жизни?

«Знаете, когда проходят большие мероприятия, особенно «Пушнина и меха Камчатки», мне трудно без боли смотреть на это великолепие, – говорит Галина. – У коренных народов нет принципа добычи трофеев. Мех используется в одежде, в быту. Но мир поменялся. Мы не живем в полуземлянке, не живем в яранге, и даже в тундре не ходим в традиционной одежде. И столько, сколько раньше было нужно для выживания в суровых условиях камчатского Севера, уже не потребляем. Я считаю, что сохранить элементы традиционной жизни и культуры важно. На обрядовых праздниках, тем более во время сакральных ритуалов нужно быть в одежде, которую носили наши предки, чтобы не потерять связь с родом. Но что касается повседневности, позиции нужно пересматривать. Наш ансамбль тоже перестраивается – шьем национальные костюмы из ткани. Но где конкретно находится та грань, за которой можно утратить свою самобытность – вопрос лично для меня пока нерешенный».

Все то, что в современном мире называется ответственным потреблением, коряки, ительмены, эвены, чукчи впитывали с молоком матери. А как на практике это происходит сейчас?

«В моем родном поселке Ковран все видят, как наши старшие относятся к тундре, к реке и берут со старейшин пример, – рассказывает Галина Кравченко. – Мы говорим об этом на национальных праздниках, когда собираемся все вместе. Призываем не пользоваться пластиковой посудой на природе, а приносить посуду из дома. Говорим о том, что брать у природы рыбы и зверя нужно столько, чтобы семье хватило на год, а не на два или три, а во время охоты особенно важно сделать обряд».

Выяснилось, что даже туристы, которые приезжают в Корякию ради охоты, интересуются этим особым обрядом коренных северян – как правильно отпустить душу животного. Такой обряд ительменские охотники совершают для того, чтобы душа убитого зверя рассказала своим собратьям в невидимом мире духов и предков, как хорошо ей было на земле и позвала их на перерождение. На Севере верят, что в природе все циклично и все возвращается.

Надежда Закревская рассказала, что у чукчей и сегодня принято при выходе в тундру обязательно поблагодарить землю и попросить ее о поддержке; для этого надо положить кусочек вкусной еды под камень или дерево. Часто туристы спрашивают о значении этого обряда и хотят его повторить. Возможно, это внутренняя потребность человека – сказать спасибо месту, на которое ты пришел; естественный принцип взаимодействия как людей друг с другом, так и человека с землей. Не это ли тот самый экологичный образ жизни, о котором сегодня так много говорится?

В то же время среди представителей КМНС есть и браконьеры, которые порой ради квот на добычу рыбы образуют лже-общины. Онидобывают водные биоресурсы не для нужд семьи, мелкого обмена или продажи, а ради крупной наживы. Такой лов наносит природе серьезный ущерб. Галина Кравченко заверяет, что чаще всего такие люди становятся изгоями в своем сообществе: их осуждают и порицают, напоминая о мудрых обычаях предков.

«К любой пище коренные народы издревле относятся рационально, говорит Галина. Добыв рыбу, не выбрасывают практически ничего. Из рыбьей кожи изготавливают сувениры. В старину ительмены делали из нее обувь. В дело идут даже позвонки – вывариваются и используются в качестве бисера. То же и с оленем. Его шкура – это одежда и покрытие для жилища, мясо и все внутренности используются в пищу. А одно из предназначений рогов и копыт – стать материалом для шумовых музыкальных инструментов».

На предстоящем первом молодежном экологическом форуме «Экосистема. Заповедный край» будет организована площадка, на которой обсудят традиционные практики взаимодействия с природой Камчатки и о том, как они вплетаются в современную жизнь. Молодые представители коренных малочисленных народов камчатского Севера активно готовятся, набираются знаний у своих старейшин и старожилов, чтобы в начале осени поделиться мудростью веков с участниками и гостями форума.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.