Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Вывоз икры непромышленного производства в авиабагаже с Камчатки сократился в 5 раз

16:45
1534
Фото: ИА «Камчатка»
Фото: ИА «Камчатка»

Ежегодно под видом личного багажа с Камчатки вывозили около пятисот тонн браконьерской красной икры. По оценке Совета безопасности, стоимость незаконно вывозимой продукции тянула на три миллиарда рублей. Это десятая часть от общего объема производства. Президент страны Владимир Путин дал поручение – принять меры по предотвращению незаконного оборота биологических ресурсов и рыбной продукции.

Чтобы остановить браконьеров, губернатор Камчатского края Владимир Солодов предложил установить лимит вывоза икры через воздушные ворота Камчатки. Инициативу поддержал Владимир Путин. По его прямому поручению был принят отдельный федеральный закон о проведении эксперимента на Камчатке до 2025 года.

«Моя инициатива направлена на то, чтобы незаконно добытая в масштабном промышленном объеме браконьерская икра без документов не перевозилась под видом продукции для личного потребления, – прокомментировал тогда ситуацию губернатор Камчатского края Владимир Солодов. – Каждый, кто летал через аэропорт Елизово, знает, что люди этим занимаются и просят других пассажиров перевезти икру за деньги. Оборот незаконной продукции растет, и икра неизвестного происхождения попадает на рынок».

Больше 10 кг? Подтверди законность!

Эксперимент по ограничению провоза икры непромышленного изготовления стартовал на Камчатке 1 ноября 2022 года. Теперь по закону без документов можно перевозить не более 10 кг на одного человека за один рейс. В елизовском аэропорту багаж всех авиапассажиров, улетающих с полуострова, проверяют на наличие икры. Досмотр проводится с помощью оборудования в зоне контроля. Сотрудник управления Россельхознадзора маркирует багаж и ручную кладь наклейками. Зеленая означает отсутствие икры, желтая – икра в наличии допустимого веса. Если в сумке больше 10 кг, необходимо подтверждение того, что продукция приобретена законным путем, – либо сопроводительные документы, либо копии чеков.

Также в проверке задействованы информационные системы Россельхознадзора, позволяющие отследить в системе «Меркурий» передвижение икры до конкретного производителя, судна и партии вылова.

«Наша задача – заблокировать этот канал сбыта браконьерской продукции, при этом не создать никаких неудобств для добросовестных пассажиров, туристов, жителей региона, которые везут икру действительно для собственного потребления», – отметил губернатор края.

Все идет по плану

Промежуточные результаты эксперимента, которые подвели уже весной 2023 года, поразили. Простая мера привела к тому, что вывоз икры непромышленного производства в авиабагаже с Камчатки сократился примерно в пять раз.

«Мы можем констатировать, что процедура досмотра, контроля веса икры и подтверждения законности ее происхождения отлажена достаточно четко, не занимает много времени у пассажиров – несколько минут, в единичных случаях 10–15 минут. В этом случае опасения, что это приведет к коллапсу в аэропорту, не подтверждаются», – заверил губернатор Владимир Солодов.

Отдельный федеральный закон о проведении эксперимента на Камчатке, подписанный президентом страны, позволяет не только сократить провоз браконьерской зернистой, но и сохранить популяцию тихоокеанских лососей. Это губернатор Владимир Солодов особо подчеркнул на совещании с Владимиром Путиным.

«Мы научились находить баланс между выловом и сохранением. Благодаря вашим решениям нам в этом году удалось серьезно продвинуться в борьбе с браконьерским ловом», – сказал глава региона президенту.

Но не все так просто, ведь есть спрос – будет и предложение. Браконьерскую икру по-прежнему пытаются вывозить за пределы региона.

«Конечно, мы рассчитываем, что снизится в целом объем браконьерского лова, – говорит Юлия Морозова, заместитель председателя Правительства Камчатского края. – Путь провоза икры авиабагажом уже перекрыт, и браконьеры начинают искать другие варианты. По поручению президента мы делаем следующий шаг – прорабатываем с нашим министерством рыбного хозяйства ужесточение перевозок морским транспортом. Будут более жесткие требования и более пристальный контроль к икре, которая перевозится морем».

Из эксперимента – в постоянную практику

Специалисты уверены, что нововведения помогут не только перекрыть канал перевозки нелегальной икры, но и уберегут покупателей от некачественной продукции на прилавках магазинов. Таких целей хотели бы достичь не только на Камчатке.

«Другие регионы, наши дальневосточные соседи, с хорошей завистью поглядывают на Камчатский край, и абсолютно все поддержали и выступили, что они хотели бы стать следующими в таком эксперименте», – отметила Юлия Морозова по возвращении с рыбохозяйственного форума из Архангельска.

А как сами камчатцы относятся к федеральному закону об ограничении вывоза красной икры из региона? Мы спросили у них об этом.

Выяснилось, что большинство сталкивались в аэропорту с неприятной ситуацией, когда люди привозят сотни килограммов икры и предлагают пассажирам за вознаграждение оформить ее как собственный багаж.

Камчатцы однозначно поддерживают ограничительный закон, аргументируя это тем, что больше 10 кг самим не съесть, браконьерство – это плохо, а хочешь накормить армию родственников – подтвердить законность приобретения икры совсем не сложно.

Эксперимент по ограничению провоза икры с Камчатки в авиабагаже пассажиров продлится до 1 августа 2025 года. Уже сейчас понятно, что эксперимент может стать постоянной практикой, и не только для нашего региона.

Сергей СЕМЕНОВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.