Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Прораб Андрей ГОРБУНОВ: «Детям не стыдно сказать: это я построил»

14:45
3059

В Петропавловске-Камчатском, в микрорайоне «Моховая», на одной площадке строятся одновременно два жилых девятиэтажных дома-близнеца, каждый на 80 квартир. Этаж за этажом возводят стахановскими темпами. Строить начали всего-то месяц назад, но из восемнадцати этажей к 21 июня уже красуются в общей сложности шесть.

Объекты строит камчатская организация — ООО «Трест», а главный человек на стройплощадке — прораб Андрей Горбунов. С ним мы поговорили о будущих новостройках, о строителях и, конечно, о его профессии.

— Андрей, когда дома планируется сдать?

— По договору мы имеем право сдать объекты в 2025 году. Но построим и сдадим весной-летом следующего года. У нас просто нет времени растягивать процесс.

— Сколько людей работает на стройплощадке и откуда они?

— Эти два дома возводят 70 человек. Мы привозим людей, предоставляем им жилье в общежитии, которое находится рядом. Там тесновато, рабочие живут по 3-4 человека. Есть еще общежитие в Паратунке. На своих автобусах развозим работников по объектам. Им предоставляется постельное белье, спецодежда, индивидуальные средства защиты. Питание — за свой счет. Мы готовы построить новое общежитие, но пока есть сложности с выделением земли под застройку…

Рабочих мы привозим в основном из республик Центральной Азии, большинство из Узбекистана. Небольшую часть специалистов — сварщиков, электриков, сантехников — из регионов России. Привлечь этих специалистов на Камчатке трудно. В Петропавловске в профтехучилище их готовят, но, видимо, недостаточно. Может быть, дело в том, что в свое время все шли учиться на юристов, экономистов и менеджеров. Сейчас молодежь поняла, что хорошо зарабатывать можно и в нашей отрасли. Но пока нет насыщенности нужными специалистами. Камчатцев в нашей организации очень мало.

— Наверное, все-таки из-за низкой зарплаты?

— Зарплата нормальная. Например, сварщик, если он вовремя выполняет поставленные задачи и есть большой объем сварочных работ, получает 120 тысяч рублей в месяц. Да, труд наших строителей очень тяжелый физически, иногда работать приходится без выходных. Если на неделе шли сильные дожди и выполнять определенные работы не представлялось возможным, необходимо наверстывать упущенное и в субботу, и в воскресенье. Рабочий день начинается в 8 часов утра и продолжается около 12 часов, минус час на обед.

— Иностранные рабочие стремятся получить российское гражданство и остаться на Камчатке?

— Наши — нет. Они в законном порядке получают патент, мы помогаем с оформлением всех необходимых документов, они проходят медкомиссию. Гражданство никто не получал, хотя многие из них работают с нашей фирмой по 10, по 12 лет. Это надежные, проверенные специалисты. Построили объект — уехали домой, через 2-3 месяца потребовались вновь — мы привезли их на Камчатку. Мы строим много.

— Какие еще объекты сейчас в работе?

— Школа № 40 на Северо-Востоке, школа в Усть-Большерецком районе, театр кукол. А также благоустраиваем новый парк «Половинка» в Елизове.

— Андрей, что это за специальность — прораб?

— Прораб — руководитель, ответственный за все происходящее на стройплощадке, за каждого работника, за обеспечение материалами, за рабочий процесс.

— То есть, на каждом объекте должен быть свой прораб?

— В идеале да, но таких специалистов на Камчатке тоже не хватает. Я сейчас работаю на два дома, и нет ни одной свободной минуты.

— Вы давно работаете в этой организации?

— В ООО «Трест» — полтора года, а в строительстве намного дольше. Трудовая книжка у меня с 16 лет, когда я начинал плотником-бетонщиком.

— Расскажите о своем профессиональном пути.

— Я родился и вырос в Новокузнецке. В 1999 году пришлось бросить школу. Отец, который с нами не жил, взял меня в бригаду плотников-бетонщиков. Зарплаты не было, вместо нее получали талоны на продукты. Кругом бандитизм, нет нормальной воды, из-за металлургического комбината нечем дышать. На Камчатке ситуация была лучше во всех отношениях, не говоря уж о чистом воздухе. Здесь у нас жили родственники, годом раньше сюда прилетела моя сестра, а я вслед за ней. Когда вышел из самолета, сразу понял, что здесь останусь навсегда.

— А как «дослужились» до прораба?

— Сюда я прилетел с девятью классами за плечами, сходил в армию. Когда вернулся, доучился в вечерней школе, получил аттестат о среднем образовании. Я всегда хотел иметь высшее образование. Но еще лет десять по разным причинам не мог начать учиться в вузе. Только пять лет назад заочно окончил Белгородский государственный технический университет, факультет промышленного и гражданского строительства. А пока не имел диплома, собрал бригаду, мы много работали на себя, строили торговые центры. «Галант-Плаза», «Посейдон», «Аквамарин», «Все для дома» — эти объекты мы стеклили, «зашивали», доводили до того внешнего вида, который они имеют сейчас.

Прорабом можно работать и со средним техническим образованием. Я окончил «вышку», чтобы не было потолка в профессии.

— Сложно работать строителем без специального образования?

— Наверное, это призвание. В школе по геометрии у меня было «семь» из «пяти», в целом точные науки давались легко. Ну, и конечно, практика — все-таки всю жизнь провел на стройках. Это то, что я по-настоящему люблю. Я ведь, получив диплом, успел поработать инженером-строителем в одной торговой фирме. Год там просидел, делать было абсолютно нечего, только исписал контейнер бумаги. Понял, что сидеть в кабинете — совсем не мое, и пошел на настоящую стройку.

— Что вы думаете о качестве строительства на Камчатке? Недавно опять прошло сообщение, что в одном из районов на Камчатке покосился накануне построенный детсад. Это не единичный случай. Почему подобное вообще возможно?

— Думаю, дело в грубых ошибках, допущенных еще на этапе котлована. Я тоже вижу такие сообщения, и как правило выясняется, что подрядчики этих строек — не камчатские. Им все равно, что здесь будет дальше, хоть трава не расти.

— Может быть, не хватает государственного контроля?

— Контроля хватает. К нам периодически приезжает Госстройнадзор, смотрит все акты приемки-сдачи, проверяеткачество выполнения работ, безопасность. Это происходит и в городе, и в районах. Когда мы строили школу в селе Кавалерском Усть-Большерецкого района, действовала такая же система контроля. Наверное, дело в профессиональном и ответственном подходе к строительству либо в его отсутствии.

— Какая зарплата у прораба?

— У всех по-разному. Я получаю 150 тысяч рублей. Всегда хочется большего. Но что делать? Надо работать, надо строить.

— В вашей семье есть еще строители?

— Дочь без всякого моего наставления поступила в Камчатский политехнический техникум на специальность в области строительного контроля, уже окончила первый курс. А сыну пока только полтора года.

— Что вас привлекает в профессии строителя?

— Возможность чувствовать себя полезным. Каждый день ты видишь результаты своей работы. А когда качественный и красивый объект сдан, служит людям, невозможно не испытывать гордость, проезжая мимо этих зданий. И своим детям не стыдно сказать: это я построил.

Мария ШУПЕНИК

Прораб Андрей ГОРБУНОВ: «Детям не стыдно сказать: это я построил» 0Прораб Андрей ГОРБУНОВ: «Детям не стыдно сказать: это я построил» 1Прораб Андрей ГОРБУНОВ: «Детям не стыдно сказать: это я построил» 2Прораб Андрей ГОРБУНОВ: «Детям не стыдно сказать: это я построил» 3Прораб Андрей ГОРБУНОВ: «Детям не стыдно сказать: это я построил» 4Прораб Андрей ГОРБУНОВ: «Детям не стыдно сказать: это я построил» 5Прораб Андрей ГОРБУНОВ: «Детям не стыдно сказать: это я построил» 6Прораб Андрей ГОРБУНОВ: «Детям не стыдно сказать: это я построил» 7

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.