Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Яйычг’ын то ӄайыкмиӈу

14:05
3893

Яйычг’ыӈ тоӈватэ чывэптыӈӄо я- в’анявэн яяӈа, йычг’ыйыч тывык "ыннэн омакаӈ итылг’ын", итылг’ын амъяӈъя валг’ык " яяен г’уемтэв’илг’у", ӈаей, мэки котвалаӈ яяк, яялг’о, г’ам ӈанкакэнав’ ӄайыкмиӈ.

Яйгочав’ӈыколледжак, 4 лыгэталойыг’элгык галай камлэлстол "Яйычг’ын то кмиӈу", гэвэгыйӈэн яйычг’эн. Найтон кмиӈыпиль! Этог’ылв’ый нэкутилиӈын муйык ыннэӈчеӈ. Нэкунӄэвив’ӈын ӄоята, мынгаӄчаво, налгу. Нэкуйылӈын чининкин нынн-ӈаен в’аняв’, тит г’эйӈэвык ынно.

Тойэтоӈӄо кмиӈыпилляӄин китыӈ ынин укимитг’ан, ӄальӈэкэй ӄаююналгин, килкилык милютналгытг’ул то мака. Макав’ накояваӈвоӈнав’ 6-7 гэвэӈ. Ӄинам в’аняв’ макалг’ын мыткуйытг’эньӈын гамгапанэнатвык айӈныкъет. Ӈанӄо яӈъя кайыкмиӈыйык накояваӈын ӄонайтэ, г’ам ӈавытӄатпилляӄа ӈав’кэй.

Яноткэн вэтатэнангыёлав’ӈыгыйӈо: ӄояв’ъепгыйӈын, ынныӈыйтыгыйӈын, тагыйниӈгыйӈын. Кмиӈыпиль коӈвоӈ вэтатык мэтытвэма лыляпма ынпычг’ыӈ. ӄайыкмиӈын ӄонпыӈ эньпичик омакаӈ ӈэлвылг’ык, тагыйнэӈынвык, ынныӈэйтынвык, ӈавытӄатпиль кулляпыӈ йыв’аньӈанма, ыччома, кув’иннетыӈ нотаӈтак, еван кыннючг’ын. Вэтатылг’ын нутэкин, аӈӄакэн китыӈ ныпыллыӈӄин, эйимгымгэткылг’ин, мыев’ ӄыгит куюнэтыӈ ӄэялгыайгытӄык В’отӄо-ӄун эньпичийык ыпполеӈӄо нэкугитэӈнэв’ кмиӈу ынаныӈ итылг’у ынпычг’ык.

Кмиӈыйык янот лиги нэкулӈыӈнэв’ загадкав’, эв’гыцӈо, лымӈылё. Мэлу лыӈык ынпыӄлаволо, в’иннетык ылаӈъюв’. То, еван, амкумг’у лыӈык ӈайӈыннэн. Лымӈылёӈко мыткуйгылэньӈын, еӄин ёналлай пэнинэлг’у. Мочгынан гаймо мыткулӈыӈнэв’ лымӈылё, мыев’ ӈанко мыткулыг’уӈнэв’ ынанмальчыг’о чаткаёӈгыйӈо , имы-ею тэйкылг’у ваята. "Явакъет лымӈылё айгытӄываята Камчаткак эньпичийык" панэнатвэ вэтатылг’ын кафедрак педагогикан, психологиян Давиденко А.А.

Янот яйычг’ык мэтг’аӈ в’аняваллай гэмгэйилэ. Эчгилг’этык амкумг’у лыӈык йилу ков’эннялаӈ яйычг’ын, кымэӈыян, яйгочав’ӈыян, колледжан, ВУЗ. Яйгочав’ӈыяк комайӈыв’эннялаӈ калив’. В’утиныкйит панэнатвэ завкафедран йилин то культуран Волков А.И. "Калив’ в’иинетычг’у ӄулин амкумг’у лыӈык айгытӄыйилу Камчаткакэн"

Физическоен, спортивноен йымэтытватгыйӈын, мэтгыйӈын ӄоягакаӈылг’атык то г’ытг’ылг’атык -эллай, тит амкумг’у лыӈык г’аӄалыг’ыӈӄо яйычг’ын таньӈыченма. Г’ам эчги, тит мэтг’аӈ вэтатык. Ейгучев’ӈылг’ыт колледжакэнат панэнатвыгыг’э ыйыяйычг’ыкъет: Нестерова Катя "Амъел тилик этгыйӈын", г’ам Апигиккин Омъят Ульяна яйычг’ыкъет Кенельвин. Проектакъет "Историян ыннанфотографиян" панэнатвэ инэнгыюлэвычг’ын ченэнелэн Ӄычг’этяйгочав’ӈыякэн Сотрудинова Е.И. Еӄин оечваллай то уйичвыкйит чав’чывэн панэнатвэ Жиркова М.Р.

Мую мыткоёналлаӈ векак, миӈкы компьютеро, гаджето, смартфоно. Еӄыну кэллаӈ ӈаей йымитытватык кмиӈу, в’утиныкйит панэнатвэ инэнгыюлэвычг’ын Тнельхут С.Д. Эньпичгин инэнгыюлэвыкйит панэнатвэ чав’чываелыкин инэнгыюлэвычг’ын Эчг’эйкин Л.М.Сафонова "Ныкычвиӄин яйычг’ын-ныкычвиӄин кмиӈыпиль".

Эчгикиникйит тойтехнологиякъет то йытоӈвав’каликйит иви О.Н.Хамидулина ыныкпанэнатвыкъет уйичву "Яйычг’ыюнэт то культуран".

Ительменскийяйычг’ыкйит: йымэтытватгыйӈын овэкэӈӄо панэнптвэ вэтатычг’ын кафедракэн Заева Т.К.

Семья и дети

Семья-яйычг’ын, образовалось от слов я- основа слова яяӈа дом, йычг’-(ын) со значением "единое целое, состоящее из отдельных (иногда разрозненных) частей, буквально "населения дома", значит содержимое дома, его домочадцы, а дети-ӄайыкмиӈу.

В здании колледжа 4 апреля прошёл круглый стол "Семья и дети", посвящённый году семьи. В нем приняли участие педагоги и студенты колледжа. Тема разговора касалась вековых традиций в семьях коренных жителей Камчатки.

О себе и своей семье

В ходе беседы, за общим столом учащиеся колледжа рассказали о своих семьях: Нестерова Катя в материале "Продолжая дело", Омъят Ульяна из села Манилы подготовила презентацию и рассказала о семье Кенельви. О проекте "История одной фотографии" рассказала учитель корякского языка Паланской школы Сотрудинова Е.И. А знаниями о том, как и во что играли коряки, поделилась преподаватель Жиркова М.Р.

Кроме того, шел разговор о влиянии компьютеров, гаджетов, смартфонов на детей, о современных технологиях, о родительском воспитании и о многом другом.

Наказ взрослых

Физическое, спортивное воспитание, мастерство в вождении и воспитании оленьей и собачьей упряжек были подчинены, прежде всего, сохранению рода и племени, военному искусству. А сегодня такие навыки необходимы для трудовой деятельности.

В ходе круглого стола завкафедрой педагогики, психологии и спецобразования "Камчатский ИРО" Давиденко А.А. рассказала об использовании фольклорного материала коренных народов Камчатки в работе с родительским сообществом. И там, в сказках, действительно настоящий кладезь народной мудрости.

Они учат почитать стариков, помогать младшим, и, конечно, беречь природу. Из сказок мы узнаём, как жили раньше наши предки. В сказках находим лучшие мысли, лучшие наставления и опыт нашего народа. Они же служат важнейшим инструментом сохранения языков и культуры народа.

О том, как помогают сохранять свой язык книги, рассказала завкафедрой родных языков, культуры и быта КМНС "Камчатский ИРО" Волкова А.И.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.