Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Итәнмән՚ин кӈалос: тхунԓкас нух ӈонкэ

14:05
3855

С. П. Крашенинников әннан книганк «Ланом сәмтэнкит Камчатка» ккэлэ՚ԓкнэн: «Авзазэ՚н итәнмән՚и՚н мимсхэ՚н тӽзокаӽ сэзэ՚нк миљачӽ ԓхаӄзузнэ՚н ͦсысал, лэӈнэчӽ әмпӽзнэ՚н ва՚ан фаԓч эӄ омтӄзузнэ՚н ӄазвум՚эн нитка՚. Э՚љчэнкэ әззуӄзузнэ՚н лэ՚лфԓэ՚ԓ՚ан нынэм, ӽэ миљачӽ ч՚омк՚эӄзузнэ՚н ͦсысалк. Ԓам атнола՚н ԓӄзузнэ՚н миљачӽ хк՚и՚нкэ, увасхэнӄзознэ՚н эӄ таволӄзузэ՚н, поздрављазнэ՚н исхэ՚н…»

Уљуљаӽ миљачӽ миԓ лфталазнэ՚н. Исхэ՚н әннанкэ кск՚а՚н ма՚йано՚н: нарточӽ, ӽэ՚луч, пэк՚уч, ч՚итчаӽ, сэрванǒӈчаӽ, разной кԓалэ՚а՚н, ксэӈзо՚а՚н, әњчэ՚њч. Ма՚ԓэзэ՚нк миљачӽ квэтатӄзукнэн, к՚ансэ՚ԓӄзукнэн социаљной функциянкэ.

Тхатхаск њэњэкэ՚њч кәнзу՚и՚н вэтаткас к՚алэк исхэ՚нк: п՚эч эӄ исх инкнэԓ митх к՚иԓкнэ՚н элвэнтзонокэ, п՚эч к՚энәнк՚зо՚ԓкнэн ԓэннос ͦӄсӽа՚н, к՚ансэ՚ԓкнэн кэлвэтэс нартанкэ, ԓкас ͦкэйуӽ. Охтанк исх п՚эчэнкэ к՚әнксхл՚ин, ласт нада скәс силка՚н мињԓанкэ, капкана՚н ԓхымԓхыманкэ. П՚эч к՚энәнк՚зо՚ԓкнэн хиӄ тэлкас: птос ӄа՚м ӄӽинэсч, ӽэ ӄа՚м ӑӈӄа ӄа՚м ԓәмәсч.

П՚эч к՚энәнк՚зо՚ԓкнэн хиӄ тэлкас ӄнаӈ ӑӈӄанкит т՚сал асэра скәзнэн ӈэйӈэнэчӽэнк, ӽэ ӄа՚м тнумк ӈэйӈэнэчӽэнк нэсэмӄ ласт хиӄ тэлкас ԓкзаном ͦ ӄәлланк ͦплаӽ инкнэԓ уљуљаӽ хывнэнк. Мниԓ՚ан п՚эч - итәнмән хиӄ иснэн: әнкӄзаԓсч т՚салай, ӄскәх тӄапэс әннан асэранк тнумк кылхэнк; мэт՚ск՚ай исын әњчанкэ кԓфиӈлэ, ӽэ ӄтанокэ -ӄԓӽлэ; манкэ эӄ ит՚э лучэ эԓкас массункэ, ԓхымԓхыманкэ, ͦкунхтанкэ. Нэсэмӄ: љви мэллаӽ эӄ ктирвиткнэн мэт՚ск՚ай сентябрянк, ит՚э әнна, кнукнэн әњч, исын ӄтанокэ: ку՚н скәзнэ՚н тӽалтӽал ч՚эвэзлаӽ, ӽэ ләлтӽ эӄ лыӈыл убира՚сы՚н ӄа՚м ч՚эвэзлаӽ нырвином әњчэнк. Ты՚ну՚н знания՚н эсхэх՚ал эӄ митхэх՚ал әнк՚зузнэ՚н әннанкэ лэкас љви тэӈлаӽ нысылан ԓам.

Экэчӽ к՚әԓчкоӄзокнэн вэтат лаӽсӽанкэ эӄ митӽанкэ, к՚асэ՚ԓӄзукнэн чэ՚нӈэтэсԓэлэс, направэс ноном. Ахтнокэ әнна к՚ањчп՚а՚н ласт ахтэс нозанкэ, ласт соља՚ԓэс. Мимсх՚ин п՚эч эӄ лаӽсӽ кск՚а՚н итәнмән՚ин ноном: силӄсилӄ, чупэркэ, килыкил, теԓна՚. Ламԓ итӽ к՚иԓкнэ՚н сэнкэ ӄтэкас мәсӽт, сэнмән, катх. Ктхлэ к՚иԓкнэ՚н куԓӽэнкэ ӄтэкас эфк эӄ лӄлам. Лаӽсӽ к՚асэ՚ԓӄзукнэн мимсх՚ин п՚эч ласт ӄтэкас эфк эӄ лӄламӄǒсӄǒс асэрачӽанк љэԓк՚очанк. Мимсх՚ин п՚эч ку՚нэӈэ՚н дивнэ ктхиԓкнэн лаӽсӽ՚а՚н ԓэрвэтэзэ՚н: љэԓк՚э՚н сунсы՚н ӽамух ч՚амзанла՚н. Ты՚нвэкит, ит՚э ӄтысч эфк эӄ лӄламасэрачӽанк љэԓк՚очанк, ку՚нэӈэ՚н ӄ՚анхчасч ансх љэԓк՚э՚нкэ. Вэн љэԓк՚э՚нк ԓэс миԓ хаӈклэ՚ин ноном, итӽ изаӄзузэ՚н.

Мэԓкэвэ՚н итәнмән՚и՚н мимсхэ՚н кӄтэкнэ՚н в мумхэ՚нк,ач՚ала՚нк, минэ՚н кск՚а՚н әнк՚сх՚ал. Мимсх՚и՚н п՚э՚н к՚әԓч՚и՚н, ласт лаӽсӽ кск՚ан мумх: әнк՚сх мартанк-апрэљанк кԓ՚ин, к՚әнӄэйв՚эн и՚энк инкнэԓ кном՚ан олла химԓхинк, ԓам әлтлаӽ ӄнаӈ кԓэл՚ан эӄ кчи՚нӈит՚ин. Мумхэнк мимсхэ՚н кӄтэӄзукнэ՚н. Ӄэмӄэ мимсх хиӄ иԓ՚ин скәс љэпхэ. Љэпхэнк мимсхэ՚н ксзокнэ՚н мэԓкэвэ՚н, эфк, лӄлам эӄ ку՚н, имԓ лэм.

Њэњэкэ՚њч к՚элфскнэ՚н исхэ՚н нэснокэ, элвэнтзокэ, куԓӽэнк, охтанк, кистэнк. Итӽ ԓӄзувэ՚н к՚илфс՚и՚н, исхэ՚н мәнскәнӄ кхинэкнэ՚н: «Заӄ!», «Исәӈӄ, «Ӄа՚м хӑрвӑрвакаӄ!». Ӽэ вэчером митӽ клакнэн амӈэл «П՚э՚н иԓукэ՚н» - ͦийаӄылаӽ Кэлэкэт кти՚ин п՚э՚н охтанкэ, кткит՚ин ӄэмэнк, ӽэ пԓӽа՚н кәнк՚з՚ин - т՚салай, йаӄйаӄ эӄ уњњачӽ к՚оԓкас кэстанкэ. Кэлэ ккԓакнэн.

Исхэ՚н ањчпэзнэ՚н заповэдя՚н, мэллаӽ п՚эч ӄу՚нэӈэ՚н стара՚ԓӄзузэ՚н скәс тӽы՚ин.

П՚эч ну ансэ՚зэн, ӑӈӄа кистэнк әԓчкузэн.
Әнна скәзнэн ласт исхэ՚н…
Ӄәнлух ӄэчиӄ кист кнын, ӄа՚м залка эԓэс ԓам.

Ганчоччымав’лэн В’ачаӈанак

Ительменская семья: воспитание примером

Маленького ребёнка все любили, лелеяли. Взрослые для него делали игрушки: нарточку, куклу, мяч, ружьишко, набор для шитья, разных животных, птиц, рыбок и др. В играх малыш незаметно для себя набирался опыта труда и общения, приобщался к своим будущим социальным функциям.

Постепенно ребят начинали привлекать к совместному труду со взрослыми: например, мальчик с отцом и дедом ходил на рыбалку, помогал кормить собак, учился запрягать их в упряжку, управлять ими в поездках.

Девочка наблюдала за работой мамы и бабушки, училась шить, кроить, готовить еду. На летнике во время рыбалки её обучали правилам разделки рыбы для юколы, для засолки. Дочь вместе с мамой училась готовить национальные ительменские блюда: силӄсилӄ(толкушу), чупэркэ, кирилку, теԓна՚ (котлеты, начиненные сараной).

Ягоду ительменки собирали в корзинки (мумх, ач՚ал), которые изготавливали из бересты. Дочери с малолетства наблюдали, как мама делала мумх: бересту, заготовленную ещё с прошлой весны и хранившуюся в тёмном месте, в марте-апреле вынимала, для эластичности кипятила в воде или нагревала у огня, затем размягчённую сразу же раскраивала и сшивала. В туесок ительменки собирали ягоду, клубни сараны и кимчиги. Каждая женщина умела изготовить корзинку из травы љэпхэ. В травяных корзинах женщины носили ягоду, клубни растений и кедровые шишки, груз.

Дети строго подчинялись старшим- на охоте, на рыбалке, в тундре, в лесу, в быту. Они были послушными, а если и позволяли себе какие-то шалости, родители говорили: «Нельзя», «Тихо!», «Не шуми!». А вечером бабушка рассказывала сказку о непослушных детях, к которым пришла страшная Кэлэ, унесла их в лес, бросила в яму, а верные друзья - лиса, чайка и птичка помогли вернуться домой. Кэлэ же утонула в реке.

Любить и уважать старших, беречь семью и свой дом, заботиться друг о друге, быть трудолюбивым – эти и другие заповеди каждый родитель испокон веков завещает своему сыну. Хороший ребёнок старается следовать им

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители-пример ему…
Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.

Подготовила В’ачаӈа

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.