Ит՚э муза омакаӈ,
Ӄа՚м нмако՚ск: ныта исэӈлаӽ.
Љви ӄэчиӄ: чизэн кӈалос –
Ткарвэланк љви тынут՚ин!
Ӄэмӄэ ч՚амзанлалк кӈалос тнакола՚н к՚э ӈытэзнэн тынувал эк традиция՚н. Итəнмə՚нк кӈалос – ты՚н тнакол. Ӄа՚т ит՚э мизвин кӈалоса՚нк ӄэмӄэ скəзнэн əннан вэтвэт: иӽԓӽэ՚н к՚элвэнтзокнэ՚н эк промосља՚ԓкнэ՚н, кскнэ՚н мэмэ՚н эк тхту՚н, ксэйонэӈкнэ՚н кисткит, кӈалоскит, ͦ ӄсӽа՚нкит, ӽэ мимсхэ՚н ԓӄзувэ՚н тэӈлаӽа՚н ӈичэ՚н, сэйонэӈлаӽа՚н лаӽсӽа՚н, минэ՚н ӈытэзнэ՚н кистэ՚ин ойэлатном.
Птос вэтвэт ԓӄзувэн исхэ՚нк, п՚э՚н тӽэ՚анкэ к՚энэнк՚зо՚ԓкнэ՚н. Нэсэмӄ уљуљаӽ п՚эч, əнна миԓ лфталатэзнэ՚н. Тхатхаск əнна к՚əнзу՚и՚н зыллэс вэтат-кас к՚исхэԓ: хољачӽ к՚исхэԓ эк кмитхэԓ к՚элвэнтзокнэн, к՚əнк՚з՚ин ԓэннос ӄсӽа՚н, к՚ањчп՚ин кэлвэтэс тӽы՚ин. Ахтномк п՚э՚н хиӄ иснэ՚н, əњчанк нада скəс: хэвлыч соља՚ԓэс, скəс ноз, ктӽӑм ͦ ӄсӽа՚нкэ, скəс кԓчлаӽ. П՚э՚н к՚əԓчку՚и՚н ласт исх скəзнэн хилыӈ, к՚ањчп՚и՚н скəс ч՚руч.
Исх кп՚эчэԓ к՚иԓкнэн нэсно-кэ, хољачӽ к՚ањчп՚ин скəс сика՚н эк капкан массункэ. Əнна лэм уљуӄ кӽинэкнэн, хиӄ ктилкнэн: заӄ птос ӽэнэкас. Əнна лэм к՚ањчп՚ин хиӄ эԓэс: ӑӈӄанкит т՚сал скəзнэн асэра ӈэйӈэнк, ӽэ нэсэмӄ ласт ԓкзаномк хиӄ эԓэи ͦ плаӽ инкнэԓ уԓуԓаӽ хывнэ.
Ӄэмӄэ хољачӽ – итəнмəн мэл хиӄ иснэн: əнкаԓӄзусч т՚салай, ӄскəхкапкан олла əннан асэранк тнумк кылхэнк; тхиԓӄзузэн, массу исын əњчэԓ кԓфиӈлэ, ктанокэ-ӄԓӽлэ, ӽэ лэм манкэ эк ит՚э эԓкас массункэ, ԓхымԓхымэнкэ, ͦ кунхтэнкэ. Миԓ њэњэкэ՚њч ӄу՚нэӈэ՚н хиӄ иснэ՚н, хэмэллаӽ эк ктирвиткнэн массу сын сентябрянк, ит՚э əнна нузын əњч, тхатхаск нузын мэԓкэв, каԓимто՚н, лəлтӽ эк лыӈыл, минэ՚н тӽалтӽал скəзнэ՚н хэч՚эвэзлаӽ.
Љаӈэ՚њч ӄу՚нэӈэ՚н ԓӄзувэ՚н олла митӽэнк инкнэԓ лаӽсӽанк: вэтатэзэ՚н китэнк, к՚иԓкнэ՚н куԓӽэнкэ ӄтанокэ эк сысал, к՚ањчп՚и՚н чэ՚нӈэ՚ԓкас эк ԓэлэс. Ламԓ лахсӽа՚н эк љаӈэ՚њч к՚иԓӄзукнэ՚н ӄтэкас мəсӽт, сэнмəн, катх. Ктхлэ к՚иԓӄзукнэ՚н толка՚ԓкас, ӄтэкас эфк ӄосӄосаԓ љэԓк՚оч՚и՚н асэра՚њчанк. Љэԓк՚э՚н хатта ч՚амзанла՚н, изаԓӄзузэ՚н ӄа՚м ноном. Ты՚нвэкит нада анхчас уљуӄ ноном љэԓк՚э՚нкэ.
Августанк мимсхэ՚н кӄтэкнэ՚н нынэм, əннан пəлла՚н, ч՚иникэ՚њч, пӈы՚л к՚əнк՚эзвэ՚и՚н изгилаӽ мэста՚нк, упсӽэ՚н ͦ к՚əнт՚и՚н силӄэнкэ, кскнэ՚н хљэп нынэм՚и՚н стунсх՚ал.
Мэԓкэв итəнмə՚н кӄт экнэ՚н мумхэ՚нкэ эк ач՚аланкэ. Мимсх՚и՚н п՚э՚н к՚əԓчку՚и՚н, ласт лаӽсӽ кскнэн мумх: ихԓту՚ин əнк՚сх к՚əнӄэйв՚эн, тхатхаск əлтлаӽ кԓэн՚ан эк кчи՚нӈи՚ԓкнэн. Мумхэнк кӄтэкнэ՚н мэԓкэв, эфк, лӄлам.
Ӄэмӄэ мимсх кскнэн љэпхэ. Əнна к՚ансэ՚ԓкнэн лаӽсӽ инкнэԓ митӽ. Итӽ омакаӈ кӄтэкнэ՚н ӄ՚эӄ՚ум, əнна к՚əнк՚эзвэ՚и՚н, тхатхаск сапанкэ кчи՚нӈи՚ԓкнэ՚н ситԓэ՚нэԓ. Ԓам кприбавэ՚ԓкнэ՚н фӑсӽт. Љэпхэнк мимсхэ՚н мэԓкэв, ку՚н, эфк эк всякой имԓ ахтномкэ.
Ахтномк лаӽсӽ к՚ањч՚ин љанэчӽ ахтэс нозанкэ, направэс итəнмəн՚и՚н ноно՚н: силӄсилӄ, чупэркэ, кирилка, тэԓно.
Мизвин кӈало са՚н ӄу՚нэӈэ՚н ксуњԓӄзукнэ՚н омакаӈ. Нух ӈонкэ ктхиԓкнэн Лукашкина Татьяна Петровна, известной ч՚амзањԓӽ Камчатканк, анэчпа՚ԓкиԓӽ: «Сузханк ԓӄзувэ՚н эм 12 кистэ՚н. Ӄэмӄэ кӈалосанк ԓӄзувэ՚н корова՚н, ͦ ӄсӽа՚н, коња՚н. Ч՚амзанлал ԓӄзувэн квэтат՚ан. Кəмман исх ԓӄзувэн исэӈлаӽ, веселой, квэтат՚ан. Лаӽ ԓӄзувэ՚н касӽ корова՚н эк 12 ͦ ӄсӽа՚н. !930 годанк исхэ՚н к՚изакнэ՚н, муза нфтики-чэн кмитӽчом. Муза митӽэн нԓкичэн тнакол՚а՚н к՚эвэрхэ՚н. Нсхзизикичэн ох-танкэ нэснэкэ, у՚э՚нкэ, н՚элвэнтзокичэн, нчи՚нӈи՚ԓкичэн тхԓкнэн эк ӄула՚н. Ӄа՚т ит՚э миԓ ӈонкэ ксуњԓкнэ՚н. ӄа՚м к՚э ӄа՚м кӄэԓк՚элыкнэн, миԓ к՚əнк՚з՚и՚н ӄэмӄэнкэ. Инхт ԓӄзувэн лэм ма՚ԓэзэ՚нкэ, сорэвнования՚нкэ, ӄэн՚эсəмэнкэ. Мизвин кӈалосанк ԓӄзувэ՚н кувумнук п՚э՚н – кəмма, сыллатумхэ՚н Ульяна эк Людмила, ӄыткинэ՚н Алексей эк Константин. Митӽ муза к՚эсӽтэкнэн эк ктхуњԓкнэн.
Кӈалос љви тнакол ӄэмӄэнкэ музах՚ал. Ты՚н мэллаӽ эк омлаӽ онмэстноӈ Сəмтэнк. Эк нухӄэнэ кəзза љви ӄэчилаӽ!
Т. ЗАЕВА
Семьи связующая нить
Когда мы вместе - ты и я,
Печали нет: душа в покое,
Как хорошо, что есть семья -
На свете самое родное!
У любого народа семья является главным хранителем рода и традиций. И для ительменов семья - основа основ. Испокон веков в наших семьях каждый выполнял свои обязанности: мужчины рыбачили и охотились, строили балаганы и баты, заботились о доме, семье, собаках, а женщины были добрыми женами, заботливыми матерями, хранительницами домашнего очага.
Много работы было у взрослых, и дети им всегда помогали. Пока ребёнок был маленький, его все любили и лелеяли. Постепенно его начинали привлекать к совместному труду со взрослыми: например, мальчик с отцом и дедом ходил на рыбалку, помогал кормить собак, учился запрягать их в упряжку, управлять ими в поездках. На рыбалке сыновья с малолетства знали, что у пойманной рыбы надо использовать всё: головки для засолки, филе для приготовления балыка или юколы, хребет для собак, кишки для квашения в яме. Мальчики наблюдали как отец плетёт рыбную сеть, они учились устанавливать в реке рыболовное устройство ч՚руч.
Отец брал сына на охоту, во время которой мальчик набирался «охотничьих» знаний - как ставить силки на зайцев и капканы на соболя, как долго «гонять» соболя, когда лучше идти на медведя. Мальчик, замечая, что отец и дед мало разговаривают друг с другом в лесу, начинал понимать: будешь много говорить, ничего не добудешь. Он усваивал всё с одного раза: например, почему лиса нору делает на пригорке, а не под горкой или как отличить по следам на снегу крупного или мелкого волка. Любой мальчишка-ительмен хорошо знал: хочешь поймать лисицу, поставь ловушку возле её норы, вырытой под берёзой; запоминал, что медведь ходит за рыбой ночью, за ягодой-днём, а также куда и когда лучше идти на медведя, на соболя, на глухаря. Все ребята с детства знали, что самый хороший и жирный медведь бывает в сентябре, когда он, отъевшись на рыбе, выходит пастись на ягоды: кедровые орехи придают приятный вкус мясу, а жимолость и голубика отбивают неприятный запах рыбы. Все эти знания, полученные сыном от отца и деда, помогают мальчику стать успешным охотником в будущем.
Девочки всегда были рядом с мамой или бабушкой: занимались хозяйством, ходили в тундру за ягодой и травами, в лесу собирали коренья и шишки, учились шить и кроить. С началом лета девочки и мамы отправлялись в лес за сбором черемши, дикого лука, холодной и горячей пучки (это сладкая трава или борщевик). Осенью шли в тундру за сараной и кимчигой. Мама показывала дочери как с помощью ӄǒсӄǒс (копалки) собирать клубни в мышиных норках. Дочь на всю жизнь запоминала мамины слова: мыши ведут точно такой же образ жизни, как люди. Поэтому, когда выбираешь сарану и кимчигу из мышиных складов, никогда не опустошай их совсем, а всегда оставляй часть запасов для мышей. Если у мышек выбрать весь корм, запасённый ими на зиму, они могут покончить жизнь самоубийством, удавившись травинкой или сунув голову в развилку сучка.
В начале августа женщины заготавливали кипрей, его листья, цветочки и корни сушили в прохладном месте, а стебли коптили для приготовления национального блюда силӄсилӄ, выпекали хлеб из кипреевых волокон.
Ягоду ительменки собирали в корзинки - мумх, ач՚ал, которые изготавливали из бересты. Дочери с малолетства наблюдали, как мама делала мумх: бересту, заготовленную ещё с прошлой весны и хранившуюся в тёмном месте, в марте-апреле вынимала, кипятила в воде или нагревала у огня, затем размягчённую сразу же раскраивала и сшивала. В туесок ительменки собирали ягоду, клубни сараны и кимчиги.
Каждая женщина умела изготовить туесок из бересты и корзинку из травы (љэпхэ). Навыки плетения девочки приобретали от матери и бабушки с детства. Вместе со взрослыми маленькие помощницы ходили за осокой, которую затем высушивали. К овальной или круглой основе из тюленьей кожи они пристегивали приложенные в ряд пучки высушенной осоки, прошивали скрученными нитками из сухожилий животных или крапивы. К верхней части корзинки пришивали ободок из тюленьей шкуры, прорезали петли, приделывали завязку. В травяных корзинах женщины носили не только ягоду, клубни растений и кедровые шишки, но и переносили груз во время переходов на рыбалку. Поэтому мама учила дочь носить корзину за спиной, приложив ремень ко лбу, чтобы вся тяжесть ноши ложилась на мышцы шеи.
На летнике во время рыбалки мама обучала дочку правилам разделки рыбы для юколы, для засолки. Дочь вместе с мамой училась готовить национальные ительменские блюда: силӄсилӄ (толкушу), чупэркэ, кирилку, теԓна՚ (котлеты, начинённые сараной).
Дружно, большими семьями жили наши предки. Во всём помогали друг другу. Вот что вспоминает о своей семье Лукашкина Татьяна Петровна, известная на Камчатке сказительница, педагог: «В Сопочном было всего 12 домов. У каждой семьи до коллективизации были свои коровы, лошади, ездовые собаки. Народ был очень трудолюбивый, никто не ленился. Отец мой Петр Васильевич был весёлым, спокойным, уравновешенным, очень любил работать. Мама Анна Петровна была очень доброй, учила меня всякой работе. У нас в хозяйстве было две коровы и 12 собак. Надо было за ними ухаживать. В 1930 году родители умерли, остались мы с бабушкой. Мы, дети, помогали ей во всём. Ездили за дровами на собаках, убирали дом, стирали, шили из ткани, выделывали оленьи шкуры, летом сено косили, рыбу ловили, заготавливали её для себя и собак. Раньше все так жили, никто не жаловался, все помогали друг другу, поддерживали. Время было и для игр, соревнований и забав. Детей в семье нас было пятеро - я, Ульяна, Алексей, Костя и Люда. Бабушка нас всех подняла, воспитала».
Семья очень важна для каждого из нас. Это самое уютное и тёплое место на Земле. И в этом местечке ты по-настоящему счастливы!
Заева Т.К.