Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Ымваятэн Г’ылв’ый Нучельӄин

15:25
1143

Ымваятэн Г’ылв’ый Нучельӄин в’утингивик китыӈ 20 лыгэталойыг’элгык. Ваята ымнучельӄык нэкутилиӈын в’уччин ангыт. Ӄонпыӈ когалаӈ анок. В’уччин г’ылв’ый ООНа гэйичилин: в’утку ӈайӈынэн коӈвоӈ кыевык то малета кутуйтывиӈ. Г’ылв’ый кунг’элыӈ омакаӈ ив’лылг’ын ныкик. Ыгыньӈиник энантоӈвавылг’ыйык мую накэв’ламык, ыно ымыӈ ваятыӈ ымнутэкин ныг’итики мъяйгыйӈын.

Эмэн, гэмгэтгивик в’отэнг’ылё кинигивиӈ йылагыйӈын нучельӄин то кутуйтывиӈ ӈайӈынэн. В’утинг’ылв’ыйитэ -накэв’ламык, ыно Нучельӄын мучгин ыннэн яяӈа, мэӈин янот ӄонпыӈ амкумг’у лыӈык то анӈайӄав’ка йытык.

Россияк Г’ылв’ый Нучельӄин китыӈ Г’ылв’ыек инав’ийиӈнутэкин г’аӄатватыӈӄо.

В’отэнг’ылё ымоӈ г’уемтэв’илг’у нэкив’ӈынэв’: ӈайӄытвак, йыньӈэвык уттыут гаймат мычг’амыч. Гэмгэг’уемтэв’илг’ын ныг’итики в’иннетычг’у, тэйкык йынны-ӈын нымэлӄин: амашинӈылг’атка, эмкытвыль явак имы-ею.

Айгытӄываятэн еёлгыйӈын "традиционныян культуран" китыӈ, омакаӈ этгыйӈын г’уемтэв’илг’ын то ӈайӈынэн, нутэнут. Уйӈэ -ван ятан г’уемтэв’илг’ын инэччыкэ нутэкйит, ӄыгит нутэнут, ӈайӈынэн кинэччыӈ г’уемтэв’илг’ык.

Ча’чывачгэн уйӈэ атвака ыннэн в’аняв’ "природа". Г’ам котваӈ еёлгыйӈын: ымоӈ ею котвалаӈ ӈайӈын, ымыӈ лыляпычг’у то еван куеӄыӈ -ков’ъялатыӈ, кумуӄэтыӈ, коктэгатыӈ. В’отӄо-ӄун чав’чывав’ кэв’лаӈ, гитэк ӈайӈынэн -гитэк мэтг’аӈ гыйнику, нутэнут, в’отӄо йымэтытватгыйӈын мучгин: еӄин итык нутэк, тагыйнэӈынвык, лиги лыӈык йыг’отатгыйӈо, эв’гыйӈо.

Гамгачг’ыло ваккы ӈайӈын муйкэкылг’у мэтытвэлай ноталайвык, нэйгулэннэв’ гыйив’ӄэву: еӄин тылэк лыляпычг’эпыӈ нотайпыӈ, яӄкытэг йитыӈ, еӄин валг’ын йитыӈ ӈайӈынэн. Нэйгулэннэв’ еӄин валг’ын йитыӈ гэмгэтгивин. Майӈытгылыпалак йыв’ик в’ытв’ыто инг’э ков’талаӈ, ыно инг’э япкав’лаӈ ӄояв’ в’ытв’ыток. Ӈэвэӄ тыттэль ныкычгыӄин китыӈ алаал, в’эему копӈолаӈ, ӈэяӈ ӈэллы нытыпгэтикын ӈаетыӈ майӈыв’аямъевэӈ. Нэкугитэӈнэв’ кояӄлаӈ пчиӄав’, гыйнику то накалкылӈынав’, еӄин валг’ын йитыӈ ӈайӈынэн.

Гыммо тивык, ваят айгытӄыкэн ӄонпыӈ ӈайӈын, мыев’ юнэт кинэччыӈ ӈайӈынэн ынкыӈ. В’отӄо-ӄун мэтг’аӈ кугитэӈнин ӈайӈынэн, нутэнут, амкумг’у кулӈыӈнин. Мую ыпполёӈӄо накэв’ӈыволамык, гэмгэкыюлг’ин котваӈ ӄалалв’ын: г’уемтэв’илг’ин, уттин, выг’айин, мичг’амичин. Г’ам ӈэвэӄ котваӈ ӄалалв’ын, калкылӈынин тыг’ылгыйӈын. Нучельӄин котваӈ ӄалалв’ын. Гэмгэеӄин котваӈ ёнаткатгогыйӈын: ныюнэтӄинэв’ ӈэю, в’эему, гытго. Ыччу нымитӄинэв’ "в’аняватык" нотав’эв’аткомӈа, эмлатгыйӈа, кангатгыйӈа. Ӈэвэӄ г’уемтэв’илг’э уйӈэ этиликэ йылагыйӈо, кунг’элыӈ ныӈотыӄэн, ныг’умпилгыӄин, г’аткэӈ.

Г’уемтэв’илг’ын ыпполёӈко коеёлыӈ, ыно ӄэй яӄг’аӄатватгыйӈын китыӈ ынкаӈӄо нутэкйит, ынняӄ ымоӈ камлэлыӈ яӈвоӈ г’эӄэюнэтык.

Ваны юнэткин айгытӄыватыӈ-ӈаен чывипыт увикин, чывиптын лиӈлиӈин, ӄалалв’ынэн. Айӈон яйычг’ын янот куюнэтыӈ ӈанэната, йынны чинин лыг’унин, тымнэн паёч. Какмэньӈывоӈнэн янот инет, тэг’и ынкыӈ кэньӈывоӈ кытвыль эв’йикин, юнэткин. В’утинэтэ янот комэтг’ыпэяӈ айгытӄываят. Уйӈэ йынны-ӈын ӈынвыӄ анмыка, ынпычг’у эв’лай: "Гыйнику г’опта гаяйычг’ылэнав’, г’опта ныеюнэтӄинэв’".

Энангыёлав’ӈыма эньпичийык мэтг’а накунмитытванӈынав’ кмиӈу амкумг’у лыӈык нутэнут. Эмэн, еӄин ганмитытваллин ӄулинкин г’уемтэв’илг’ын, ыньӈыг’ан яӈвоӈ юнэтык-ымоӈ йынны ынкыӈ явалэйтыӈ епытӄэтыӈ. В’отӄо-ӄун ӈэвэӄ эньпичив’ котгымалаӈ, тит нитики нымъяйӄэн кмиӈыпиль, ӈэяӈ нымитытвийки мэтг’аӈ гитэк ӈайӈынэн. Энангыёлав’ныгыйӈэн кмэӈыӈ ынпычг’ин итти яёг’ыӈгыйӈын- йычоччымавык кмиӈын чинин юнэтык, вэтатык, галак эмыяӄэччыгыйӈо. Ятан ыньӈыг’ан эмэлкэ яймайтатыӈ ӄулинкин г’уемтэв’илг’ын.

Энаннеёлав’ӈыгыйӈын амкумг’у лыӈык ӈайӈынэн то чаткаёӈгыйӈын ынкыкъет китыӈ яйычг’ык. Кмиӈыпилляӄа ӈаей куйгулэньӈынин еп тоетома, мыев’ нэкулыг’уӈнэв’ еӄылг’у ынпычг’у, кояӄлаӈ ыччу то г’опта выг’аёк ыньӈыг’ан кэньӈыволаӈ юнэтйит.

...Нутэнут –ыннин Айгытӄын,
Нутэнут-ыннин ӄэялгын,
Нутэнут-ыннин тымку
То гыйынг’эн в’ытв’ыт
Нутэнут-ыннин юнэт,
Нутэнут-ыннин тыллытыл
Еӈтыӄаӈъяв’
Ыллыг’эн-нучельӄин...
Ганчоччымав’лэн В’ачаӈанак

Международный День Земли

Международный День Земли в этом году отмечается 20 апреля. Люди всей планеты отмечают этот праздник. Традиционно проходит весной, в день Весеннего равноденствия. Эта дата выбрана ООН неслучайно: со времени природа начинает пробуждаться и постепенно обновляться. День становится равен ночи по продолжительности. Таким образом учредители праздника хотели подчеркнуть, что все люди планеты имеют равные права на счастье.

Считается, что ежегодно в день весеннего равноденствия происходит смена биологического ритма планеты и обновление природы. Этот день – напоминание о том, что Земля наш общий дом, который надо беречь и содержать в порядке.

В России День Земли отмечают в рамках Дней защиты от экологической опасности.

В этот день призывают всех неравнодушных людей внести свой посильный вклад: убрать мусор, посадить дерево или цветок. Каждый человек может сделать что-то полезное: стать волонтером, отказаться на день от пользования автомобилем, бережно расходовать ресурсы.

У северных народов земля содержании понятия «традиционная культура» одним из ее признаков является тесная связь человека с природой. Здесь наиболее ярко выражено не только влияние человека на природу, но и природа на человека.

Единого слова для обозначения понятия «природа» у коряков нет. Но существует многозначное слово ӈайӈынэн, оно обозначает «наружное пространство, пространство вне дома, улица, двор». Это слово так же имеет значение «пространство, вселенная, погода». Отсюда взгляд на природу у коряков рассматриваем отношение к животным, к природе и экологические основы воспитания включает правила поведения в тундре, на охоте, а также морально-этические запреты и установки.

Повседневная связь с природой содействовала развитию способностей ориентироваться не только по географическим объектам-ориентирами служили также солнце и звёзды, направление ветра, расположение снежных надувов. Коряки хорошо знали климатическую, метеорологическую обстановку, характерную для времён года. В жаркое лето листья на кустарниках распускаются раньше, значит они станут быстрее непригодными для корма оленей. В сухую погоду речки мелеют, следовательно, стадо должно подниматься в горы по берегам более крупных рек. По поведению птиц и зверей, по ряду других признаков довольно точно определялась погода на ближайщие сутки.

Я уже говорила, народ севера неотделим от природы, так как вся его жизнь зависит от климатических условий. Поэтому отношение к природе всегда было мудрым и бережным. Нам с детства говорили, у всякого живого существа есть душа: у человека, у дерева, у травки, у цветка. А все у кого есть душа, чуствуют боль. И у Земли есть душа. В каждом неодушевленном предмете затаилась жизненная сила: живые горы, реки, озера. Они могут «говорить» земным гулом, наводнениями, пожарами. Если человек нарушает законы природы, становится злым, жадным, жестоким.

Человек с детства понимал, что любой ущерб природе с его стороны немедленно вызовет ответную реакцию, от которой ему и его близким будут большие неприятности.

Место обитания для северного человека-это живая часть собственного существа, часть сердца, души. Раньше семья жила исключительно за счёт того, что самим удавалось создать, добыть. Брать у природы ровно столько, сколько тебе необходимо- одна из отличительных черт северян. Ничего лишнего из природы не брали, старшие учили: «Звери тоже имеют семьи, тоже хотят жить».

В процессе воспитания родители особое внимание уделяли бережному отношению к природе. Считалось, что от этого отношения зависела дальнейшая жизнь человека – как ты к ней отнесёшься, так и она. Поэтому родители, желая, чтобы ребёнок был счастливым, заботились ещё о том, чтобы он научился общаться с природой. Воспитание детей северян имело свою главную цель – подготовить их к самостоятельной жизни в гармонии с природой, не нанося ей никакого вреда. Считалось, что только при этом условии человек Севера может выжить и при этом жить счастливо.

Формирование экологического мировоззрения и мышления строится на семейном воспитании. Познание экологических традиций и обычаев человек получает с рождения, в семье на примере старших по написанным, но строго соблюдаемым традициям и обычаям.

...Тундра –это Север,
Тундра-это холод,
Тундра-это кочки
И брусничный лист
Тундра-это судьбы,
Тундра-это двери
В заповедный угол
Матушки-земли...

Подготовила В’ачаӈа.

Ымваятэн Г’ылв’ый Нучельӄин 0Ымваятэн Г’ылв’ый Нучельӄин 1

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.