Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

В нашу гавань заходили корабли

10:00
2423

Уже несколько десятилетий мы добираемся с полуострова до материка единственным доступным нам способом – самолетами. Но в 50–70-е годы прошлого века большой популярностью у камчатцев пользовалась морская дорога до Владивостока. Несмотря на то, что с конца 1950-х годов самолеты «Аэрофлота» ТУ-104 уже совершали регулярные полеты по линии Москва – Петропавловск – Москва (первый полет состоялся 26 октября 1957 г.), у авиационного транспорта в то время было два существенных недостатка: дороговизна и дефицит билетов, особенно в летний, «отпускной» период. К тому же многие жители полуострова часто брали отпуск за два – три года работы, поэтому их не смущало путешествие длиной в несколько дней.

Пассажиров в то время перевозили лайнеры Дальневосточного государственного морского пароходства. В их числе были «Азия», «Ильич», «Русь». Но самым большим и комфортабельным был «Советский Союз» – трофейный германский турбоход, построенный в 1922 г. и предназначавшийся для трансатлантических рейсов из Германии в Америку. Его длина составляла почти 200 метров, а ширина – 24. В высоту он выглядел как четырехэтажный дом. Жители города специально приходили к порту, чтобы полюбоваться этим огромным красивым судном. Его появление на пассажирской линии Владивосток – Петропавловск сразу же обросло легендами. Наиболее живучей среди горожан (ее можно услышать и сейчас) оказалась та, согласно которой океанский лайнер раньше назывался «Адольф Гитлер». Однако первое название судна – «Альберт Баллин», в честь бывшего президента крупной немецкой компании «Humburg Amerika Linie», занимавшейся пассажирскими и грузовыми перевозками. В 1935 г., по требованию пришедших к власти в Германии нацистов, судно было переименовано и стало называться «Ганза» (так как Альберт Баллин был этническим евреем).

После окончания Второй мировой войны в число судов, предназначенных для передачи СССР в счет репараций, попала и «Ганза». После ремонтно-восстановительных работ, проводившихся в ГДР (в 1945 г. «Ганза» подорвалась на мине), в марте 1957 г. лайнер прибыл во Владивосток и стал работать на камчатской экспрессной линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский. Поскольку он стал самым крупным пассажирским судном в СССР – то и название получил соответствующее – «Советский Союз». Изображения «Советского Союза» появлялись даже на ряде советских почтовых карточках и марках.

Самое большое пассажирское судно СССР


В книге, выпущенной во Владивостоке в 1980 г. и посвященной 100-летию Дальневосточного морского пароходства, о «Советском Союзе» сообщается следующее: «Мощная машинная установка давала возможность развивать скорость 19 узлов. Это и явилось главным аргументом для решения превратить его в пассажирский лайнер. В течение восстановительного ремонта на «Советском Союзе» оборудовали комфортабельные классные каюты общей вместимостью 1 424 человека. Паротурбоход мог принять 2 280 тонн генеральных грузов».

Первое появление «Советского Союза» в Петропавловском порту произвело на горожан незабываемое впечатление. В 1963 г. «Камчатский комсомолец» писал: «Вспомните, с каким интересом встретили камчадалы его появление в Авачинской бухте. Экскурсии сменяли одна другую. С восторгом перечислялись длина, ширина корабля, мощность машин, водоизмещение судна...» Действительно, как указывает в своих работах историк транспортного флота Камчатки Сергей Гаврилов, «плавание на этом судне становилось для его пассажиров настоящим праздником. Каждый вступавший на палубу лайнера неизбалованный бытовой роскошью камчатский отпускник попадал в необыкновенную обстановку: судовые помещения были отделаны ценными породами дерева – красным орехом, палисандром, дубом, ясенем, полы в музыкальном и танцевальном салонах покрывал цветной фигурный паркет. В распоряжении отдыхавших находились закрытый бассейн с подсвеченным дном, рестораны первого и второго классов». Заметим, что были еще и кинотеатр, и теннисные столы, и детская комната. А для дополнительного комфорта пассажиров все суда этой серии были оснащены пассивными успокоителями качки (цистернами Фрама), что придавало им устойчивости при волнении.

Интересные воспоминания о лайнере приведены писательницей Людмилой Фокиной в очерке «Легендарный турбоход «Советский Союз» (ей довелось плыть на нем из Петропавловска во Владивосток в 1974 г.): «Это был огромный белоснежный красавец лайнер. При посадке команда, одетая в форменную белую одежду, с изысканной вежливостью помогала пассажирам подняться на борт по широкому трапу. Лестница, по которой мы спускались, поразила своей красотой. Она начиналась с небольшого холла, на стене которого висели красивые корабельные часы. Массивные металлические перила тускло-желтого цвета под золото придавали лестнице нарядный вид. А ковровая дорожка с красивым рисунком ярко-красного цвета, покрывающая ее ступени, дополняла это впечатление. Две небольшие по ширине лестницы, отделанные в едином стиле с основной лестницей, располагались по ее сторонам… На следующий день состоялась платная экскурсия, во время которой мы наблюдали роскошь во всем. Внутреннее убранство и интерьеры поражали своим великолепием. Стены многочисленных коридоров и переходов были покрыты отделочным моющимся материалом с выпуклым рисунком в виде цветов, листьев, водорослей. Общий фон этого покрытия был нежно-голубого и светло-зеленого тонов. Шикарные светильники в бронзовой фигурной оправе создавали уютное освещение. Коридоры и лестницы, покрытые коврами и дорожками, подобранными в одном стиле, оставляли впечатление чистоты и красоты».

Перед посадкой пассажиров на лайнер, 1959 г.


Время следования в пути до Владивостока на «Советском Союзе» составляло 5 дней, обратно – столько же. В 1962 г. стоимость билета была 49 руб. 69 коп. для кают первого класса, 37 руб. 75 коп. – второго, 20 руб. 13 коп. – третьего. «Советский Союз» мог перевозить больше 1 500 человек в каютах и назакрытых палубах. Было еще десять двухместных кают «люкс». Экипаж лайнера составлял до 400 человек. Навигация «Советского Союза» заканчивалась в конце декабря. Например, в 1968 г. лайнер отбыл во Владивосток своим последним, шестнадцатым, рейсом 26 декабря. За одну навигацию лайнер перевозил больше 20 тысяч пассажиров. Долгие годы в Петропавловске у «Советского Союза» была репутация лайнера, который никогда не опаздывал. Но в один из рейсов, в декабре 1963-го, он прибыл в порт Петропавловска с опозданием на 7 часов. Это вызвало такое удивление горожан, что «Камчатский комсомолец» в ближайшем номере был вынужден опубликовать заметку «Обычный рейс», в котором объяснялось, что задержка была вызвана необходимостью захода в порт г. Корсакова, потому что одному из пассажиров потребовалась экстренная медицинская помощь, которую не могли оказать на борту лайнера.

Тогда же, в декабре 1963 г., «Советский Союз» совершил свой сотый рейс на Камчатку, который был широко отмечен местной прессой. «Камчатская правда» опубликовала фотоочерк «Обычный рейс», а «Камчатский комсомолец» – репортаж «Сияющий остров». В них подробно рассказывалось о лайнере: его вместимости, технических характеристиках, внутреннем убранстве. Справедливо отмечалось, что это «один из самых комфортабельных судов советского пассажирского флота». Местные газеты умолчали только об одном – кем был построен «Советский Союз» и каким образом он появился на нашей пассажирской линии.

Заметим, что в советский период его истории на «Советском Союзе» сменилось шесть капитанов. Дольше всех – с 1962 по 1974 годы – судном командовал Герой Социалистического Труда Борис Андреевич Гришин.

Турбоход «Советский Союз» закончил свою работу на камчатской пассажирской линии 30 ноября 1980 г. В декабре он был поставлен на прикол для демонтажа оборудования и подготовке судна к сдаче в металлолом. Тогда же был переименован в «Тобольск», ввиду «неприемлемости возможных инсинуаций о сдаче «Советского Союза» в металлолом». Весь 1981 год «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту. 5 марта 1982-го «Тобольск» вышел в свой последний рейс для разделки на металл, а 17 марта судно официально было передано одной из компаний Гонконга.

С той поры минуло уже почти 40 лет. Уже нет того государства, в честь которого был назван лайнер, разобран и морвокзал в Петропавловске, где он когда-то швартовался. Но память о белоснежном красавце до сих пор хранят многие камчатцы, кому довелось рассекать волны Тихого океана, Охотского и Японского морей на «Советском Союзе».


Анастасия СЕСИЦКАЯ, начальник отдела публикации и использования документов КГКУ «Государственный архив Камчатского края»



«Советский Союз» был одним из четырех в серии однотипных океанских лайнеров немецкой компании «Humburg Amerika Linie», но именно его судьба оказалась самой счастливой. После раздела немецкого флота по итогам Второй мировой войны однотипные турбоходы «Ганза» и «Гамбург» отошли к СССР. Другие лайнеры этой серии – «Дойчланд» и «Нью-Йорк» – достались англичанам. Англичане сочли восстановление и модернизацию доставшихся им судов нецелесообразным и разделали на металлолом. «Гамбург» был перестроен в китобойную базу «Юрий Долгорукий». Он начал свою работу в 1960 г. и в 1977 г., после прекращения деятельности Арктической китобойной флотилии, списан на слом. И только «Советский Союз», сменив четыре имени, прожил долгую, 60-летнюю жизнь пассажирского океанского лайнера.


Необходимо заметить, что после 1955 года, рекордного по количеству перевезенных пассажиров – 522 тысячи, их поток стал ежегодно сокращаться и к 1961 году упал до 283,9 тысячи. Основная причина – быстрое развитие скоростной авиации, а также резкое уменьшение количества пассажиров, едущих на рыбный промысел по оргнабору. Многие предпочитали осесть на Камчатке, Сахалине и на Курильских островах. (Из книги «Дальневосточное морское пароходств, 1880 – 1980».)

В нашу гавань заходили корабли 0В нашу гавань заходили корабли 1В нашу гавань заходили корабли 2

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.