В Петропавловске-Камчатском 02:18, 23 Апреля, пятница
ночью -2°C
днем 6°C
ветер 3,9 м/с
Завтра 24 Апреля
-1 ... 10°C
ветер 2,8 м/с

Три страшных буквы: РНП

Светлова УФАСОпубликованный в прошлом номере газеты материал, посвященный проблемам участия камчатских предпринимателей в аукционах государственных заказчиков, вызвал немалый интерес всех участников этого процесса.

Госзаказчики рассказывают о теневых схемах, позволяющих кому попало «зарабатывать» на несовершенстве закона о госзакупках. Речь идет о примерах, когда в любой аукцион вмешивается некто, направляющий жалобу на аукционную документацию в антимонопольную службу, приостанавливая тем самым проведение аукциона. Зачастую такой жалобщик, увидев в документации ошибку, просто «шантажирует» заказчика или потенциального победителя тем, что за определенную плату обещает жалобу отозвать.

Поставщики услуг, напротив, сообщают о несговорчивых заказчиках, которые, уже заключив контракт по итогам аукциона, делают все возможное, чтобы не работать с поставщиком, вплоть до отказа от выполнения своих обязательств по контракту. В таких случаях поставщикам грозит занесение их предприятия в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), что в дальнейшем вовсе перекрывает им дорогу в госзаказ.

Прокомментировать  такие сообщения мы попросили руководителя управления Антимонопольной службы по Камчатскому краю (УФАС) Ирину Светлову.

В начале беседы она рассказала о том, что антимонопольщики могут судить о состоянии камчатского госзаказа по тем жалобам, которые приходится рассматривать. На сегодняшний день УФАС приняло 155 жалоб в сфере государственного заказа, из которых возвращено жалобщикам 67, отозвано – 5, рассмотрено – 83. При рассмотрении выявлено 105 фактов нарушения закона о госзакупках. Кроме того, заказчиками направлено в УФАС 81 заявление о включении поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков. По итогам рассмотрения этих заявлений 34 поставщика внесены в РНП. Всего же с начала осуществления госзакупок по ФЗ-44, то есть с 2014 года, в РНП попали 85 камчатских фирм.

 

- Ирина Автономовна, наверное, для любого камчатского предпринимателя попасть в  РНП – это как страшный сон. На что УФАС обращает внимание, если поступает заявление заказчика с просьбой занести поставщика в этот реестр?

-  Такое заявление заказчик может подать уже после заключения договора (контракта), если решит отказаться от услуг поставщика. Односторонний отказ от исполнения контракта – это досудебная процедура. Сделать это можно не вдруг – у заказчика должны быть веские основания для отказа. УФАС не подходит к рассмотрению таких заявлений формально. Нами запускается процедура проверки всех обстоятельств на предмет того, все ли меры подрядчик (поставщик) предпринял, чтобы контракт исполнить. Мы исследуем все претензии, жалобы и всю переписку между сторонами, выясняем объективные обстоятельства возможности или невозможности исполнения контракта.  Заказчики тоже создают порой условия такие, что выполнить контракт невозможно. Например, такая история была с ИП, который выиграл в Петропавловске подряд на укладку тротуарной плитки в сквере Ветеранов. Действия заказчика были такими, что предприниматель не успевал до морозов приступить к работам. Далее работы были бы выполнены некачественно, и весной вся эта плитка просто сползла бы. Мы исследовали всю переписку, сводки метеослужбы и пришли к выводу, что вины подрядчика в неисполнении обязательств нет. Установка центрального аппарата ФАС – не спешить заносить исполнителя в РНП, детально разобраться в обстоятельствах, чтобы «не кошмарить» участников торгов. Заказчики тоже бывают недобросовестными.

Из предприятий, внесенных в этом году в РНП, большая часть - иногородние. Потому что местные более ответственно подходят к своим обязательствам. И после подачи информации об одностороннем отказе местные всегда приходят к нам с доказательствами своей состоятельности и объективной стороны.

 

- На основе тех материалов, которые вы рассматриваете, что можно сказать об уровне грамотности специалистов-заказчиков, работающих на территории края?

- Это очень сложный вопрос. Бюджетные учреждения плавают в этих вопросах очень сильно – это школы, детские сады, больницы и так далее. Уполномоченного органа по подготовке аукционной документации и проведению торгов у нас на территории нет, да и бюджеты заказчиков в этом плане отграничены и не предусматривают расходов на услуги такой организации. Хотя законом такая возможность предусмотрена. Муниципалитет часто согласовывает своим подопечным учреждениям документацию в том виде, в котором ее составили, со всеми ошибками, фактически не проверяя ее. Поэтому и результаты аукционов и конкурсов часто страдают. У казенных учреждений уровень грамотности специалистов повыше. 

 

- Может ли УФАС помочь бюджетникам лучше научиться разбираться в законе о госзакупках?

- УФАС опосредовано занимается повышением этой грамотности. Консультации мы официально не даем, но если кто-то из заказчиков нам звонит, мы им помогаем, как и участникам торгов.  На сайте УФАС есть раскладка с методическими рекомендациями, которые разрабатывает ФАС для участников госзаказа, они в общем доступе, ими можно пользоваться всем специалистам, работающим в рамках госзакупок. И мы советуем эти материалы изучить.

Одновременно хотелось бы предостеречь госзаказчиков от использования той документации, которая опубликована на электронной площадке и по которой уже прошли торги. Это вовсе не значит, что она составлена без ошибок. Возможно, на нее просто никто не жаловался, а ошибки в ней есть. Поэтому заказчикам необходимо как можно пристальнее изучать законодательство о госзакупках и постоянно интересоваться судебной практикой и практикой ФАС в этом вопросе. Это поможет избежать досадных ошибок.

 

Спрашивала Светлана СОЛОВЬЁВА

 

2340

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых