Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Летаем маршрутом Валерия ЧКАЛОВА

12:05
855

Первый рейс Москва-Петропавловск в 1936 году занял 56 часов 20 минут

22 июля Камчатка торжественно встретила первый прибывший в этот день экипаж самолёта «Аэрофлота» рейса «Москва-Петропавловск». Этот маршрут 85 лет назад на самолёте «АНТ-25» проложил экипаж Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Валерия ЧКАЛОВА в легендарном беспосадочном перелёте.

Торжество могло и не состояться, если бы не настойчивая инициатива нашей землячки Натальи Киселёвой – краеведа, библиографа, члена Камчатского совета Российского военно-исторического общества. Наталья Сергеевна собирает, хранит и доносит до людей страницы истории, связанные с Камчаткой.

Долгие годы она мечтала о том, чтобы наш регион широко отметил юбилей героического перелёта. Но обращения к чиновникам разного уровня не давали результата. «Чкалов у нас не приземлялся, праздновать нечего»,- слышала в ответ Наталья Киселева.

В 2020 году она обратилась с этим предложением к губернатору Владимиру Солодову. Глава региона незамедлительно собрал большой оргкомитет, а Наталья Сергеевна подробно рассказала о перелёте Чкалова и его значении для каждого из нас. Решили: событие необходимо отметить.

К сожалению, устроить большой праздник не позволила сложная эпидобстановка, из-за которой в Петропавловск не смогла прилететь правнучка Валерия Чкалова.

Наталья Сергеевна вместе с вице-губернатором Павлом Ясевичем, врио министра развития гражданского общества, молодёжи и информационной политики края Виктором Махиней и другими встретила московский экипаж.

«Советские лётчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на самолёте «АНТ-25» прошли по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд за 56 часов 20 минут. Сегодня самолёты преодолевают расстояние Москва-Петропавловск-Камчатский менее чем за 8 часов. Этот перелёт стал важной вехой в освоении Дальнего Востока, в развитии советской и российской авиации. Особенно эта дата важна для Камчатки, поскольку половина территории региона, 7 муниципалитетов из 14, доступна только воздушным путём. Хочу пожелать нашей российской авиации, самолётостроению успехов в этот прекрасный день», — сказал Павел Ясевич.

Командир воздушного судна Илья Щёголев отметил, что рад побывать на Камчатке на праздновании 85-летия героического беспосадочного перелёта, а также поделился впечатлениями о своей работе.

«Времена Валерия Чкалова – это пора рекордов, новых достижений, и лётчики того времени до сих пор остаются кумирами для молодёжи. Очень важно не забывать героев, которые создавали авиацию сегодняшних дней. В 1936 году намного тяжелее было быть пилотом воздушного судна. Сегодня этот перелёт хоть и непростой, с определёнными особенностями, но всё же не героический. При этом быть пилотом – значит постоянно обучаться новому, улучшать свои навыки и лётное мастерство, работать над собой всё время для обеспечения безопасности полётов. Восхищаюсь нашими лётчиками, их стойкостью, профессионализмом и мастерством. Говоря о развитии авиации, которая за 85 лет претерпела огромные изменения, уверен, что нам не понадобится ещё восемь столетий, чтобы увеличить скорость преодоления расстояний», — сказал Илья Щёголев.

  

«Вот вам мой маршрут»

Вот как о героическом перелёте экипажа Чкалова рассказала в своих публикациях Наталья КИСЕЛЁВА.

Создание Туполевым самолёта с высокими техническими характеристиками подтолкнуло энтузиастов к идее полёта через Северный полюс в Америку. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с предложением организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс.

Сталин не согласился с данным маршрутом и предложил:

– Вот вам мой маршрут: Москва – Петропавловск-Камчатский.

Старт к полёту на Дальний Восток был дан 20 июля 1936 года в 5 часов 45 минут. В конце первых суток столкнулись с циклоном, и при его обходе путь самолёта неоднократно менялся. Метеоусловия ухудшались. Лобовой ветер дул со скоростью 70 км/час! Вскоре машина стала покрываться коркой льда. Затрясло с такой силой, что, казалось, могли разрушиться крылья. Пришлось срочно снижаться до 900 метров. Теперь обрушились потоки дождя.

По расчёту внизу находилась Северная Земля. Экипаж очень устал, сказывалась нехватка кислорода. Чкалов и Байдуков попеременно вели самолёт. Над полётной картой и приборами бессменно нёс вахту штурман Александр Беляков. Путь самолёта при обходе циклона менялся 19 раз. Но трудности их не пугали. Чкалов оценивал эту ситуацию так: «В упорной, напряжённой борьбе с циклонами потеряно много времени, много горючего и ещё больше физических сил, но мы летим первыми. История нас не осудит».

22 июля самолёт был над Петропавловском. Небольшой городок на берегу бухты, вулканы и океан. Беляков вырвал из журнала лист бумаги и написал: «Вымпел. Самолёт «АНТ-25». 22 июля 1936 года в 3.00 Гринв. времени прошёл Петропавловск-на-Камчатке. Привет жителям Петропавловска от экипажа самолёта. Надеемся, что наши окраины будут скоро такими же цветущими, как и наша столица. Беляков». Вложив послание в небольшую жестяную коробку и открыв люк в днище самолёта, сбросил вымпел. Сделав круг почёта над городом, самолёт лег курсом на запад через самое бурное море на нашей планете – Охотское.

Самолёт вышел к восточному берегу Сахалина. Густая облачность и сильный дождь заставили снизиться до 30 метров. Выше подняться невозможно – самолёт начал обледеневать. В ответ на тревожную радиограмму с борта самолёта Орджоникидзе приказал: сесть при первой возможности. На всей территории Хабаровского края были приведены в готовность радиостанции, как гражданские, так и военные. Под самолётом бушевали волны Татарского пролива. Пилоты увидели несколько островков. На одном острове было небольшое количество домиков, он почему-то понравился Чкалову, и он закричал: «Шасси на выпуск!»

22 июля самолёт приземлился на прибрежную полосу маленького острова Удд (ныне Чкалова), омываемого Охотским морем и заливом Счастья. Машина коснулась земли мягко, тремя точками – двумя парами колёс на правой и левой стойках шасси и хвостовым дутиком. Затем невероятное торможение, сильный удар – и «АНТ-25» остановился, буквально вкопанный в грунт. При посадке в морском песке шасси увязло – и отлетело колесо.

С борта ушла радиограмма с сообщением о благополучной посадке.

Постановлением ЦИК СССР от 24 июля 1936 года Чкалову, Байдукову и Белякову присвоено звание Героев Советского Союза.

Экипажу предстояло подумать, как взлететь с грунтовой полосы. Необходимо построить деревянную взлётную полосу длиной 500 метров и шириной метров 30–50. Руководство Хабаровского края, Особой Дальневосточной армии и Нижне-Амурской области отправило на остров десант строителей. Находясь в Охотском море, камчатский пограничный корабль «Дзержинский» получил радиограмму с просьбой об оказании помощи. Ранним утром 24 июля 1936 года ПСКР «Дзержинский» прибыл на остров Удд и доставил туда пиломатериалы, из которых была построена взлётная полоса. Механики и слесари корабля выточили ось для сломанного шасси моноплана. Матрос Алфимов сделал на фюзеляже самолёта надпись «Сталинский маршрут».

В этом беспосадочном перелёте были пройдены 9 374 километра за 56 часов 20 минут, причем более 10 часов из них – время полёта вслепую. Самолёт с успехом выдержал сложнейший перелёт! В августе 1936 года на острове Удд моряками был установлен памятный знак: простая металлическая труба, а наверху – самолёт и надпись. В 1986 году на этом острове, носящем уже имя Чкалова, воздвигнута стела высотой 6 метров, увенчанная макетом легендарного краснокрылого самолёта.

Полёт экипажа Чкалова на Камчатку и до острова Удд в Охотском море стал генеральной репетицией перед броском через Северный полюс.

   

Сергей СЕМЁНОВ

Летаем маршрутом Валерия ЧКАЛОВА 0Летаем маршрутом Валерия ЧКАЛОВА 1Летаем маршрутом Валерия ЧКАЛОВА 2Летаем маршрутом Валерия ЧКАЛОВА 3

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.