Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Эта тема дурно пахнет

09:25
7386

На минувшей неделе в редакцию газеты «Камчатский край» с тревожным сообщением обратилась председатель комиссии по охране окружающей среды, экологической безопасности, развития спорта, образования и науки общественной палаты Камчатского края Тамара КУРИНОВА, возглавляющая также ревизионную комиссию камчатского регионального отделения общероссийского движения «Народный фронт «За Россию».

Накануне под председательством Тамары Григорьевны вышеуказанные комиссии приняли решение обратиться к главному санитарному врачу РФ с просьбой отменить решение о сокращении санитарно-защитной зоны для одного из расположенных в черте Петропавловска-Камчатского рыбоперерабатывающих производств. Разрешение это было выдано камчатским управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Оно дает право перерабатывающему предприятию, расширяющему свои цеха, сократить санитарно-защитную зону вокруг цехов переработки с положенных по закону 300 метров от жилого массива до формальных 5 метров. В основу разрешения положена экспертиза, подписанная врачом по общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае».

Как рассказала нам Тамара Куринова, при планируемом расширении цехов речь идет уже не только о переработке рыбы, а о работе предприятия с рыбными отходами, а проще говоря, о производстве туковой муки, которое относится к категории опасных производств.

С туковарами, работающими и пытающимися открыть новые производства в непосредственной близи с жилыми кварталами и населенными пунктами, камчатские экологи и прокуратура давно ведут непримиримую борьбу. Еще на слуху история с закрытием туковарни фирмы «Вито», которая работала на территории Новоавачинского сельского поселения. Еще в 2010 году в закрытии этого чадящего на все поселение производства принимали участие и депутаты Законодательного Собрания края. Тогда плохо пахнущее производство, расположившееся в помещениях бывшего зверосовхоза, удалось закрыть. Как и еще несколько таких же фирм, отравлявших экологию в районе 16 и 19 километров старой елизовской трассы. По словам экологов, до сих пор местность вокруг уже неработающих туковарен хранит неприглядные следы человеческой деятельности, а некогда протекавший там ручей так и не смог восстановиться.

Сегодня экологи вновь вынуждены включиться в борьбу с предприятием, ведущим переработку рыбных отходов все в том же помещении бывшего зверосовхоза. Теперь это ООО «Фиш Лэнд», которое, по сообщению инспекции Государственного экологического надзора края, «допускает загрязнение атмосферного воздуха неприятным запахом, а также осуществляет сброс отходов от производства рыбной муки в открытый водоем и через старую канализационную сеть на территорию поселка Нового, за автотрассу Петропавловск-Камчатский – Елизово». При этом фирма благопристойно прикрывается производством пищевой рыбной продукции, приостанавливая работу туковарки всякий раз, когда на территорию предприятия приезжают инспекторы. Тем не менее административное расследование в отношении деятельности ООО «Фиш Лэнд» возбуждено Роспотребнадзором по Камчатскому краю. Экологи очень надеются на то, что итогом станет прекращение деятельности предприятия в части туковаренного производства.

Во всех случаях сигналами о том, что экология находится в опасности, стали обращения камчатцев в те или иные структуры. Тем, кто хоть раз оказывался вблизи работающей туковарки, не нужно рассказывать о том, что там происходит. Туковарка так называемого открытого типа помимо главного продукта – собственно рыбной муки – производит еще два побочных: рыбный бульон и атмосферный выброс (проще говоря, вонючий дым). Поскольку сырье для производства тука – это биологические отходы, то этот дым имеет и запах, в терминологии называемый «биологическим». Чтобы было понятно: точно так же пахнет деревенский нужник, который никто никогда не чистит, а ходит в него вся деревня. Представьте себе, каково приходится жителям поселков, по которым разносится это «благоухание», выбрасываемое из труб того же «Фиш Лэнда». Люди просто задыхаются, не говоря уже о том, что сопровождается все это и рвотным рефлексом, и возможными аллергическими реакциями. По словам очевидцев, жирный дым оседает черным налетом на деревьях, камнях и прочих препятствиях, на которые попадает дуновением ветра. О том, насколько вреден для природы сливаемый в ручьи остаточный от тука бульон, и говорить не приходится.

На Камчатке практически каждый второй житель связан с рыбной промышленностью в той или иной степени. Наверное, именно поэтому жители микрорайонов города, в которых запланировано расширение перерабатывающих мощностей предприятий (это Сероглазка и Моховая) неспроста забили тревогу, узнав о том, что в ходе модернизации предусматривается и установка линий по производству туковой муки. Еще больше опасения земляков возросли после того, как стало известно о согласовании для одного из предприятий сокращения санитарно-защитной зоны до 5 метров.

«Жители поселка категорически против строительства туковарки. Практически все жители связаны с морем, имеют представление о том, какое зловоние будет стоять в поселке, со всех сторон окруженного сопками. (…) Мы знаем, что предприятия подобного типа должны располагаться в промышленных зонах, а не в центре города. Мы и наши дети имеем право и должны дышать чистым воздухом», – пишут жители в своем обращении. Понять их вполне можно, учитывая то, что никаких общественных слушаний перед утверждением проекта расширения производства предприятия не проходило.


Если внимательно читать СанПиН

Строго говоря, действующее в России законодательство вовсе не предусматривает пятиметровых санитарно-защитных зон (СЗЗ). Любое рыбоперерабатывающее производство по СанПиНу относится к третьему классу опасности с соблюдением СЗЗ в 300 метров. В классификаторе эти предприятия обозначены как «Рыбокомбинаты, рыбоконсервные и рыбофилейные предприятия с утильцехами (без коптильных цехов)». Если же говорить о производстве туковой муки, то оно СанПиНом трактуется совершенно по-другому: «Промышленные объекты по переработке павших животных, рыбы, их частей и других животных отходов и отбросов (превращение в жиры, корм для животных, удобрения и т. д.)» и относится уже к первому классу опасности с соблюдением СЗЗ в 1 000 метров.

Поэтому очень странно, что предоставленный в Роспотребнадзор проект расширения производства, предусматривающий установку линии по производству рыбной муки, получил согласование с разрешением уменьшения санитарной зоны до 5 метров. Очень интересно, что на этот счет скажет главный санитарный врач страны.


Новые технологии нам помогут?

Ну и если уж договаривать тему туковарения хотя бы до промежуточного логического пункта, необходимо сказать о том, что применяемые до сих пор нашими рыбопромышленниками технологии производства рыбной муки – это даже не прошлый день, а позапрошлый год. Мировая переработка в этом смысле давно шагнула далеко вперед. Как ни странно, у нас все еще в быту бюджетные китайские РМУ прессового и высокотемпературного типа, на которых довольно проблематично выпускать муку из отходов лосося с жирностью, удовлетворяющей ГОСТу. При этом технический жир попросту сжигается, а экология страдает.

В это время технологии безотходного производства, применяемые последние 20 лет на заводах в Дании и Норвегии, в которых, как вы догадываетесь, количество рыбных отходов весьма немаленькое, – это установки полного цикла переработки. Они производят не только муку, но и рыбный фарш сурими, высококачественный кормовой белок, рыбий жир различного назначения, белковые гидролизаты и многое другое.

Специалисты утверждают, что для таких производственных линий неважно, какое используется сырье – минтай, лосось, разновидовой прилов, – на выходе останется только чистая техническая вода и пригодный для реализации продукт.

Кроме того, что очень важно для нас: установки работают по принципу замкнутого цикла, поэтому при их работе, как опять же утверждают специалисты, неприятные запахи отсутствуют. После загрузки сырья, которое белкового запаха еще не имеет, продукт в дальнейшем нигде с открытым воздухом не соприкасается. За счет этого получается «чистая» переработка. Практически все предприятия, использующие такое оборудование, находятся либо в природоохранных районах, либо в городской черте, несмотря на то, что экологический контроль в европейских и, особенно, в скандинавских странах жесточайший.

Возможно ли на Камчатке применение такого оборудования? Наверное, да. Полуостров, конечно, выиграл бы и финансово, перерабатывая рыбные отходы в ценную продукцию и сохраняя при этом экологию. Возможно ли, что именно те предприятия, которые собираются перерабатывать рыбные отходы в Сероглазке и на Моховой, закупят и установят у себя такое оборудование? Наверное, да. Вот только жители Петропавловска имеют право узнать об этом первыми: получить исчерпывающую информацию и гарантии от владельцев таких предприятий, подкрепленные экспертизами экологов и заключением Роспотребнадзора.


Светлана СОЛОВЬЕВА

Эта тема дурно пахнет 0Эта тема дурно пахнет 1Эта тема дурно пахнет 2

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.